Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
методическая разработка по русскому языку на тему

Фиденко Наталья Александровна

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творческую активность школьника, повышать качество образования, эффективно использовать учебное время. В школе мы учим детей коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения, учим ребёнка быть личностью, быть собой.Самым трудным для меня всегда было так организовать учебный творческий процесс, чтобы все ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Главная сложность при этом видеть каждого ребёнка отдельно, управлять творческим поиском каждой группы и держать во внимании весь класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Фиденко Наталья Александровна,

 учитель русского языка и литературы

МКОУ  СОШ №10 с. Каменная Балка
Арзгирского района Ставропольского края

Слайд 1 Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творческую активность школьника, повышать качество образования, эффективно использовать учебное время.

В школе мы учим детей коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения, учим ребёнка быть личностью, быть собой.

Слайд 2 Может быть, все наше педагогическое мастерство и держится на одной-единственной задаче – любить детей! И именно наша любовь, переплавленная в самые современные технологии и методики, должна помочь нашим ученикам устоять в этой жизни, научиться делать самостоятельный выбор!

Кто подвигнет тебя к небесам?

Только сам!

Кто низвергнет тебя с высоты?

Только ты!

Где куются ключи к твоей горькой

судьбе?

Лишь в тебе!

Чем расплатишься ты за проигранный

бой?

Лишь собой!

Что сказать мне тебе и кляня и любя?

Верь в себя, верь в себя, верь в себя!!!

(Николай Левинтов)

Слайд 3 Самым трудным для меня всегда было так организовать учебный творческий процесс, чтобы все ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Главная сложность при этом видеть каждого ребёнка отдельно, управлять творческим поиском каждой группы и держать во внимании весь класс.

Слайд 4 Более рационально организовать мыслительный процесс позволяет приём «Шесть шляп». Различные способы мышления распределяются по соответствующим шляпам.

Белая шляпа: принимается во внимание подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: исследование положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Вывод. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. Не обязательно доставать все шляпы.

Главное для учителя — создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всесторонне обсуждение, неоднозначные решения и оценки. Учитель в ходе урока подходит к каждой из групп, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений. Только направляет дискуссию.

На следующем этапе урока каждая из групп докладывает о результатах своего обсуждения. Участникам других групп разрешается возражать, задавать вопросы.

Разумеется, важно подвести итоги дискуссии. Вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою гражданскую позицию.

Слайд 5 Примерные задания при изучении романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.

  1. Одной группе поручить разобраться в истории создания произведения. С какими проблемами сталкивался Л.Н. Толстой.
  2. Другой группе найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в мировой литературе.
  3. Третьей группе — попытаться доказать, что роман «Война и мир» не актуален для 21 века.
  4. Четвёртой группе — наоборот, показать актуальность произведения для наших современников.
  5. Пятой — на том, что нового внёс Л.Н. Толстой в жанр прозы.
  6. Шестая — эксперты. Подвести итоги обсуждения.

Слайд 6 Учить детей самостоятельно добывать знания мне помогает техника интерактивного обучения. Роль учителя при этом только направлять, координировать работу учеников, помочь разработать план поиска и координировать работу в группах.

Работая над поставленной задачей, ребята учатся культуре дискуссии и общения, учатся сотрудничать, слушать друг друга, обмениваются знаниями, идеями, каждый вносит посильную лепту в общее дело.

Я заметила, что психологический климат меняется, активно участвуют в обсуждении и решении поставленных задач даже те дети, которые обычно отмалчиваются, а иногда они приходят к очень интересным выводам.

Эта техника повышает ответственность учителя. Необходимо владеть всей информацией, время от времени умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Интерактивное обучение предполагает нестандартный подход к организации занятий. Чем неожиданнее будет представлена проблемная ситуация, тем больше надежд на высокий обучающий эффект.

Слайд 7 На уроках по развитию речи я использую педагогический приём «Если бы…», ученикам предлагается составить рассказ о том, что происходило бы при определённых условиях, если что-либо изменить.

Можно создать такой рассказ общими усилиями. Первый ученик произносит первое предложение «Если бы…». Следующий участник вторую часть предложения использует для начала своего предложения «Если бы…» и т.д.

Приведу пример:

Первый участник:

«Если бы в сказках не было зла, то все герои были добрыми»

Второй участник:

«Если бы все герои были бы добрыми, то не с кем было бы бороться»

Третий участник:

«Если бы не с кем было бороться, то все сказки стали бы скучными»

И так далее.

        Происходит погружение в ситуацию, сослагательный характер предложений позволяет предположить, что случилось бы с литературным героем, как бы развивались события в произведении, если бы ситуация или поступки персонажа были другими. Своеобразный алгоритм развивает речь учащихся, воображение, умение прогнозировать и изменять ситуацию.

Слад 8 Технологический приём РАФТ направлен на создание письменных текстов определённой тематики. Название произошло от первых букв слов.

R — role (роль)

A — audience (аудитория)

— format — (форма)

— topic (тема)

Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж.

Данный приём учит рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, развивает умение анализировать проблемы, вносить свои оценки и формулировать собственные выводы. Учащиеся индивидуально, а лучше в группах погружаются в содержание, «вживаются» в обстоятельства и, опираясь на знания, импровизируют, дают нравственную оценку героям и событиям. А могут быть задания совсем простые: «Представь, что ты глагол. Расскажи о себе».

Слайд 9 Например:

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Родион Раскольников

Зал суда

Последнее слово

Справедлив ли приговор?

Обломов

Штольц

Монолог

Кто виноват?

Маша Миронова

Императрица

Защитное слово

Виновен или нет?

Растение

Солнце

Благодарственное обращение

Роль солнца в жизни растений

Журналист

Подростки 13-15 лет

Статья в газету

Здоровый образ жизни

Слайд 10 Для того, чтобы повысить эффективность и успешность обучения школьников я использую одну из инновационных технологий – Теорию решения изобретательских задач или (ТРИЗ). Эта технология развивает творческое мышление, способствует разностороннему развитию личности, нестандартного мышления школьника, помогает осваивать знания в разных видах деятельности.

Слайд 11 Приемы ТРИЗ Методический прием «Составление загадок»

Детям нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. Моделей составления загадок много.

Модель 1. С опорой на сходство по признаку

1. Придумать, о чем будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку.

Полосатый, но не зебра;

Круглый, но не мяч;

Сочный, но не апельсин.

Слайд 12     Модель 2. С опорой на сходство по действию

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

Пылает, как солнце,

Греет, как печь,

Сложен из деревяшек, но не дом.

Слайд 13    Модель 3. С опорой на отличие

 Подумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается. Загадка про собаку:

Похожа на игрушку, но живая,

Похожа на волка, но добрая,

Может быть другом, но не человек.

Слайд 14 Развивают мышление, воображение приёмы «Полиномы фантазии», «Бином фантазии».

Би – это два, значит, состоит из двух частей. В “биноме фантазии” берутся случайные слова, которые никак не ассоциируются друг с другом. Именно тогда, на мой взгляд, могут появиться занимательные или фантастические рассказы.

Например, возьмем два слова: “жираф” и “машина”. Я предлагаю двум ученикам одновременно на доске написать два существительных.

Самый простой способ их связать – это использовать предлоги и изменить падеж. Получается несколько словосочетаний.

Жираф с машиной        У жирафа машина        Жираф в машине и т. д.

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания рассказов, сказок.

В «Полиноме фантазии» ребята загадывают любое слово из 3 букв.  (Например, М  И   Р)

Под «М» пишут слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «И» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «Р» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».

Задание - составить предложение из слов, на основе этого предложения создать собственное произведение: рассказ, сказку, стихотворение.

         Слайд 15 На этапе закрепления материала использую приём «Да-нет». Ученик задумывает часть речи или известный классу термин, определение, связанные с языкознанием или же литературного героя. Остальные учащиеся задают ему вопросы, на которые ведущий может ответить только: “Да”. “Нет”. “И да, и нет”. «Не имеет значения». Последние варианты ответа наиболее интересны, так как выявляют противоречие, которое может привести к вероятному ответу. Данная игра помогает развитию умения четко ставить вопросы для получения нужной информации.

Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли? Одними опросами домашнего задания на следующем уроке здесь не ограничишься. На помощь приходят приёмы обратной связи.

Слайд 16 Попс-формула. Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся.

Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Необходимо предложить начало предложений.

Первое (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Пример: ПОПС - формулу я применяю при подготовке к написанию сочинения и получаю информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта. А самое главное, предлагаю учащимся выразить собственное мнение, собственную позицию и нацеливаю ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции: «Я считаю, что…», «На мой взгляд…».

Слайд 17 Ещё один эффективный приём, рассчитанный на рефлексию учащихся -  «Синквэйн». Ребятам предлагается задание, составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих.

Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель.

Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.

Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.

Четвёртая – ключевая фраза, наиболее важная идея.

Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.

Пример

Встреча

Полезная Приятная

Учит Удивляет Вдохновляет

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Опыт

Меня всегда беспокоил вопрос, как построить учебный процесс, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в дело, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Слайд 18 В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских.  Цель её не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Педагогическая мастерская - это такая форма обучения, которая предоставляет условия для получения каждым участником новых знаний и нового опыта посредством самостоятельного или коллективного открытия.

Слайд 19 Суть педагогической мастерской в организации учебно-воспитательного процесса, при которой создаётся творческая атмосфера, психологический комфорт, который способствует росту личности ученика и учителя, дарит радость сотворчества. В мастерской ребёнок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске. И важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения. Деятельность выглядит так: творческий процесс – творческий продукт.

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет "точных методик" по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

 

Слайд 20 Работая по ФГОС и используя современные образовательные технологии, я пришла к выводу, что у обучающихся повысились качество знаний и результативность участия в олимпиадах, конкурсах, исследованиях, развиваются творческое воображение и мышление, творческие способности, универсальные учебные действия, что подтверждают их достижения и победы в конкурсах «Лучший урок письма», «Всероссийский конкурс сочинений», «Сказка в новогоднюю ночь», «Северный Кавказ на творческой волне», «Слёт Отечество», «Дети и книга» и других.

Слайд 21 Если бы существовала такая книга, в которой можно было найти ответы на все вопросы. Но это слишком легко. Народная мудрость говорит: «То, с чем я родился, - подарок Бога. То, с чем я умру - мой подарок Богу!» Каждый человек выбирает свой путь. Я вам желаю жить творчески, полагаться на собственные силы и нести свет детям.

Слайд 22  В заключение своего выступления я хотела бы узнать, каково ваше настроение на данный момент. Ещё один приём ТРИЗ - «Ассоциации».

Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению.

  • Пустыня – каждый день одно и то же.
  • Штурм горной вершины – трудно, но интересно.
  • Болото – неприятно бродить по болоту.
  • Туман – может быть, тут и есть что-то интересное…
  • По волнам под парусом - быстро и легко. Пожалуй, даже слишком легко.
  • Лесная дорога – за каждым поворотом открывается что-то новое 

Слайд 23 Спасибо всем за внимание. 

Список литературы

  1. http://www. trizminsk. or2. Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.
  2. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
  3. Дидактор - сайт и блог учителя и педагога. Аствацатуров Георгий Осипович - о дидактике и педагогической технике.
  4. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. - 1999. - № 5
  5. И с гордостью неси венец терновый. Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили сквозь призму поэзии. Николай Хрусталев «Учительская газета»
  6. Лук А.Н. Психология творчества - Мб Наука, 1978 (http ://vikent. ru/enc/2206/)
  7. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ // Школьные технологии. - 2000. - № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Современные образовательные технологии в рамках ФГОС на уроках математики.

Данная презентация содержит методический материал о том, что такое образовательные технологии. Рассматриваются критерии технологичности в образовании. Так же речь идет о том, что такое современный уро...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Современные образовательные технологии как способ достижения результатов образования на уроках немецкого языка в условиях ФГОС.

В статье говорится о том, как учитель применяет на своих уроках игровые и интерактивные технологии. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно исполь...

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления.

Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Развитие критического мышления....

Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)

Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)...

Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...