План работы с одаренными детьми 11 класс
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Жибоедова Елена Геннадьевна

План работы с одаренными детьми 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odarennymi_detmi_11_klass.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Пузачинская средняя общеобразовательная школа»

Программа

работы с одаренными детьми

по русскому языку

на 2017-2018 учебный год

        Подготовила:

Жибоедова Е.Г.

учитель 1 категории

село Пузачи

2017 год

Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными обучающимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.

         Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

             Необходимо учитывать  то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

             Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи:

  • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении обучающихся с высоким и средним уровнем обученности;
  • воспитание чуткости к красоте и выразительности родной речи;
  • организация разнообразной  творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей, интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы:

  1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для обучающихся.
  2. Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
  3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
  4. Поддержание интереса, любознательности.
  5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин.

Методика работы:

технология проблемного обучения, проектного обучения, исследовательские, поисковые, практические методы работы, дискуссии, собеседования, обучение в малых группах и т.д.

Основные направления работы:

Подготовка к:

  1. Интернет – олимпиаде
  2. предметным олимпиадам
  3. лингвистическим конкурсам
  4. конкурсам искусства слова
  5. к итоговой аттестации и ЕГЭ.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия  с сильными учащимися;
  • факультатив;
  • кружок;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальные консультации.

      Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  • с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  • в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  • какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь;  результативность деятельности с одаренными детьми.

      Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

        В  восьмом классе у меня учится любознательная, активная, с высокой степенью мотивации к познавательной деятельности девочка. Она с интересом и увлечением выполняет задания повышенной сложности, нестандартные задания, способна  добывать знания в дополнительных источниках, в том числе и в средствах информации. Кроме того, она активная участница художественной самодеятельности в школе. Я считаю, что нужно эти способности развивать, поэтому и составила программу работы с одаренными детьми по русскому языку.

Реализацию программы я определила на 2017-2018 учебный  год.

Основные мероприятия по реализации:

Диагностика

  1. Изучение диагностических методик, основанное на валидности, доступности, информативности, емкости.
  2. Создание банков тестов для диагностики обучающихся по определению интеллектуальных способностей талантливых детей.
  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
  4. Изучение личностных потребностей одаренных детей путем собеседования.

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала  одаренных детей на уроке:

  1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.
  2. Информация обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.
  3. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.
  4. Увеличение времени для самостоятельной работы и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.

Развитие творческих способностей:

  1. Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.
  2. Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий;

-выполнение проблемных поисковых работ;

-ответственность за предметные недели;

-повышение степени сложности заданий;

-интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

3. Привлечение к творческой художественно-эстетической деятельности.

Ожидаемые результаты:

-творческая самореализация;

-качественные показатели успешности обучающихся (результаты олимпиад, ГИА, ЕГЭ, качество знаний);

- создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию;

-расширению диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся.

Данная программа позволит сформировать  систему работы с одаренными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

        I этап – диагностико-прогностический.

Цель: создание банка данных одаренных детей, карты результативности.

На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Расширение изучения слова с фонетической и лексической стороны.

II этап – деятельностный.

Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.

Внедряются методы проектирования, развивается научно-исследовательская деятельность обучающихся, участие их в творческих конкурсах, олимпиадах. Расширенное изучение слова с морфологической стороны.

III этап – констатирующий.

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования. Расширенное изучение синтаксиса. Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Банк данных одаренных детей класса

№ п/п

Фамилия, имя обучающегося

Способности

Учеба

1.

Тарасов Антон

Ко всем предметам

Отличник

2.

Филатова Алена

Ко всем предметам

Отличница

Месяц

Тема

Задания для самостоятельной работы

Сентябрь

Особенности написания сочинений-рассуждений проблемного характера

Написать сочинение-рассуждение проблемного характера о подлинной красоте.

Октябрь

Участие во Всероссийском конкурсе сочинений

Написать сочинение на конкурс

Ноябрь

Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников.

Участие в  проведении отборочного (регионального) этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»

Участвовать в олимпиадах по предметам.

Участвовать в конкурсе.

Декабрь

Конкурс сочинений «Россия, устремленная в будущее».

Участвовать в конкурсе сочинений.

Январь

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Работа с текстами различных стилей и жанров.

Февраль

Участие в школьном этапе конкурса «Живая классика».

Подготовиться к конкурсу.

Март

Участие в районном этапе конкурса «Живая классика».

Подготовиться к конкурсу.

Апрель

Работа с заданиями ЕГЭ (часть 1).

 Прорабатывание вариантов ЕГЭ.

Май

Работа с занимательным материалом – за страницами учебника

Работа с текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...

План работы с одаренными детьми по географии в 7 классе

Наибольший интерес у обучающихся вызывает содержание курса географии материков в 7 классе.Именно в этот период., на мой взгляд ,у детей появляется особый страноведческий интерес к изучению предмета, к...

План работы с одаренными детьми 6 класса.

Проектирование плана работы с одаренными детьми 6 класса общеобразовательной школы....

План работы с одаренными детьми, 5 класс

План работы с одаренными детьми 5 класс...