Практикум по теме "Причастие. Причастный оборот"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Кадетова Евгения Валерьевна

Практикум предназначен обучающимся 7 класса для систематизации знаний о причастии и подготовки к контрольной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_teme_prichastie.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Причастие. Причастный оборот»

1. Найдите причастия

Чёрная ночь, чернеющая пропасть, белого цвета, спелый крыжовник, тёплый дождь, мокрый снег, синее небо, поспевающий крыжовник, лаявшая собака, тёмный горизонт, стоящий человек, засеянное поле, летящая птица, светлое небо, собранные грибы, мелкий брод, последний лист, болотная вода, горячая печь, спеющая ягода

                

2. Найдите словосочетания:

                                      x

2.1.  «прил. + сущ.»

1) Висящая лампа;                                          4) зеленеющая рожь;

2) висячая лампа;                                           5) летучая мышь;

3) Летящая птица;                                          6) зелёный дуб.

                                      x

2.2.  «прил. + сущ.»

1) Читающий мальчик;                                 4) скошенная трава;

2) читальный зал;                                          5) каменный дом;

3) созревающие зёрна;                                 6) поющие птицы.

                                      x

2.3.  «прич. + сущ.»

1) Нарастающий шум;                                 4) растаявший снег;

2) пожелтевшие листья;                              5) низкие облака;

3) высохшая трава;                                       6) жёлтая рожь.

                                      x

2.4.  «прич. + сущ.»

1) Пахучее молоко;                                      4) кипящий раствор;

2) пахнувшее растение;                              5) орудийные залпы;

3) молчаливые люди;                                  6) смотревший вперёд.

3. Распределите данные словосочетания на две группы:                                     

                     x                    x          

«прич. + сущ.»,  «прич. + сущ.».  Обозначьте главное и зависимое слова, задайте вопрос.

Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал;

увлекающийся музыкой, увлекающийся человек; стелющийся над рекой,

стелющийся туман; задержанный преступник, задержанный на улице.

4. Используя данные словосочетания, составьте предложения причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Объясните знаки препинания.

Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамёна, стелющееся

по земле растение

5. Найдите обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Обозначьте определяемое слово. Расставьте пропущенные запятые.

1) Я вышел в уже темнеющий сад пошёл по дорожке густо усыпанной шуршащими листьями потом остановился перед орешником застывшим в холодной неподвижности сумерек.  2) Я увидел два почти соединённых ореха почему-то не сорванных забытых нами.  3) Лучи солнца пробившиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на тёмную землю сплошь покрытую иглами.  4) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи.  5) Осиновая роща поросшая кустами медленно роняет со своих омытых дождём листьев капли.

6. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными – с. 

Колеблемый ветром, колеблющийся тростник, ожидаемый пассажирами, ожидающий пассажир, орошающие дожди, орошённые водой, уважаемый всеми, уважающий старших, провожаемый взглядом, провожающий маму, строящийся стадион, вырастивший урожай, выращенный лес, спасающее спокойствие, спасённый пожарными лес, объединившиеся в борьбе, объединённые общим делом, освобождённый народ, освободившийся народ.

7. Найдите ошибки в употреблении причастий.

1) Изумительно красив был возвышающий холм.  2) Загримировавшийся актёр ждал своего выхода на сцену.  3) Охотник поймал покрытого серым пухом неоперившегося птенца.  4) Организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства.  5) Солдаты собрались у развевающего на ветру знамени.  6) На далеко расстилающих полях не было видно тракторов.  7) Многие выдающие люди вышли из Орловской земли.  8) В темноте слабо сверкали светящие стрелки.

8. Произведите синтаксический разбор предложения. Расставьте знаки препинания.

По тропинке извивающейся между скал мы поднимаемся на площадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный оборот. Обособление причастного оборота

Цели урока:  дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок - закрепление изученного материала...