Интеллектуальные разминки на уроках русского языка.
материал по русскому языку на тему

Вяткина Анна Павловна

Интеллектуальные разминки рекомендуется использовать на уроках русского языка с целью развития у учащихся логического мышления. внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_razminki.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

                           Интеллектуальные  разминки

                                                      Разминка  №1

                                       Поработаем со словарными словами.

Ответьте на вопросы и объясните правописание орфограмм в полученных ответах.

                                                      ЧТО  ЭТО?

  1. У этого известного всем персонажа в одной из поэм Некрасова красный нос.
  2. Как называется заведение, в котором можно получить нужную вам книгу.
  3. Он бывает не только персидским и паласом, но и самолетом.
  4. Если у вас его нет, то вы «заяц».
  5. Эта сторона горизонта противоположна западу.
  6. «Восход» - космический корабль, «Газель» - …
  7. Лето – жара, зима - …
  8. Если вчера был понедельник, то …  будет среда.
  9. Запрещающий – красный, предупреждающий - …
  10. Мальчик – мужчина, девочка - …
  11. День – обед, утро - …
  12. Яблоко – фрукт, огурец - …
  13. Корова – бык, баран - …
  14. Франция – Париж, Россия - …
  15. Скатерть – стол, … - пол.
  16. Вечерний прием пищи называется …
  17.  «… в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Был сильный мороз».
  18. Как называется месяц между сентябрем и ноябрем?
  19. Машина – гараж, ручка - …
  20. Первый – понедельник, пятый - …
  21. Она, судя по поговорке, не волк, в лес не убежит.
  22. Подчеркните лишнее слово в ряду:

ДЕНЬ, ОБЕД, НОЧЬ

УЧИТЕЛЬНИЦА, ПРОДАВЩИЦА, ЖЕНЩИНА

МЕТР, КИЛОГРАММ, КИЛОМЕТР

ТОПОР, РУЧКА, КАРАНДАШ

       (Подсказка: мороз, библиотека, ковер, билет, восток, автомобиль, холод, завтра, жёлтый, женщина, завтрак, овощ, овца, Москва, ковер, ужин, однажды, октябрь, пенал, пятница, работа; лишние слова: обед, женщина, килограмм, топор.)

                 Разминка №2  «Числовой диктант»

Вам предлагается ряд утверждений, некоторые из них соответствуют истине, а часть составлена специально неправильно. У тех, которые вы считаете верными, поставьте число 1, у ошибочных – 0.

*Предпоследняя буква алфавита Э.

*В слове ЛЫЖИ последняя буква Ы.

*В русском алфавите гласных букв меньше, чем согласных.

*В конце предложения всегда ставится точка.

*В слове АРБУЗ ударение падает на второй слог.

*В каждом слове есть окончание.

*В каждом слове есть корень.

*Буква Л обозначает согласные звуки (Л-Л).

*Что? – это вопрос, на который отвечают неодушевленные имена существительные.

*В предложении подлежащее может быть выражено предлогом.

* В предложении сказуемое может быть выражено глаголом.

*В ряду КРАСОТА, КРАСНЫЙ, КРАСИВЫЙ, КРАСНЕТЬ два имени прилагательных.

*Разделительный твердый знак пишется после приставки перед корнем.

*Подлежащее – это один из второстепенных членов предложения.

*Суффикс не может стоять перед корнем сова.

*По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

*Звук Ч всегда глухой.

*Слова РАД и РАДИО – однокоренные.

*Окончание – это неизменяемая часть слова.

*Предлог – это часть речи, а приставка – часть слова.

*В конце вопросительного предложения ставится восклицательный знак.

*В русском языке 6 падежей.
*Гласные буквы бывают звонкими и глухими.

*В предложении НАСТУПИЛА ДОЖДЛИВАЯ, ХМУРАЯ ОСЕНЬ два однородных члена предложения.

                    (Ответы:001010111011101110010101)  

                                    Разминка №3

  1. Холодное оружие, хранящееся в ножнах.
  2. Зерно для получения муки, из которой пекут черный хлеб.
  3. Ягненок – ребенок, овца – жена, баран - …
  4. Так называется краска и для бумаги, и для ресниц.
  5. Говорят, что за него не надо браться, если не дюж.
  6. Её подковал русский умелец по имени Левша.
  7. Бывает  футбольный, баскетбольный, волейбольный.
  8. Время самого сладкого сна.
  9. Найдите лишнее слово:

СЛОЖЕНИЕ                   РАЗНОСТЬ                      УМНОЖЕНИЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ              ДЕЛЕНИЕ                        ЧАСТНОЕ

РАЗНОСТЬ                     ДЕЛИМОЕ                       ДЕЛИТЕЛЬ

СЛАГАЕМОЕ                 ВЫЧИТАЕМОЕ                СУММА

ДЕЛИТЕЛЬ                    ДЕЛИМОЕ                        СУММА

МНОЖИТЕЛЬ               ЧИСЛИТЕЛЬ                     ЗНАМЕНАТЕЛЬ

  1.  Подчеркните в скобках по два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками:

ЦВЕТОК (запах, красота, корень, птицы, лепестки)

ЛЕС (собака, растение, садовник, земля, забор)

ДЕРЕВНЯ (огород, дом, сад, люди, река)

РЕКА (рыболов, рыба, вода, волна, берег)

ГОРОД (машины, здание, метро, улица, магазин)

МАЛЬЧИК (человек, ученик, сын, красивый, он)

СТОЛ (парта, прямоугольный, удобный, письмо)

КНИГА (обложка, страницы, автор, бумага, цена)

ЧТЕНИЕ (глаза, тетрадь, книга, карандаш, очки)

                               Разминка №4

                    ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?

  1. Вторая буква в слове В-СХОД?
  2. Часть слова между корнем и окончанием?
  3. Хорошо известно всем,

Где метро, там буква …

  1. Сколько букв в названии первого дня недели? А первого месяца зимы?
  2. Какое грамматическое правило кроется в ответе на поговорку: «На то и …

в реке, чтобы карась не дремал»?

  1. Сколько звуков в названии третьего месяца весны?
  2. Чему равна сумма склонений существительных ЗИМА и ЛЕТО?
  3. К какому склонению относится существительное – ответ на загадку: «Зимой и летом одним цветом»? Можете ли выдать два ответа на этот вопрос?
  4. Правда ли, что в следующих словах: меч, мяч, мир – одинаковое количество звуков?
  5. Что есть и существительного, и у растения, и у зуба?
  6. К какой части речи относится пропущенное слово в следующей поговорке:

«… в мешке не утаишь»?

 Объясните написание окончаний в предложном падеже следующих слов – ответов на загадки:

  • Предмет, на котором ехал Емеля в сказке «По щучьему велению…»
  • Именно так называют мужа вашей мамы.
  • В одном из популярных стихотворений А. С. Пушкина она «мглою небо кроет…»
  • Оно наступает сразу после ночи.
  • Этот день недели – первый среди двух выходных.

С каким временем года связаны все следующие загадки:

  • Из своих он будет первым,

А из всех идет последним.

Извещает он народ,

Что уходит старый год.

Как … сильней ударит,

Спрятать всех носы заставит.

  • Какой вид осадков невозможно выпросить у жадного человека даже зимой?
  • В какое время года, судя по пословице, надо готовить телегу?
  • Какой овощ используется для изготовления носа у снежной бабы?

                                        Разминка №5

       Посмотрите внимательно на слова:

УХА, УЗКИЙ, УЛЫБАТЬСЯ, УЛЕЙ, УМНЫЙ, УРОК, УЛИЦА, УХО

      Как можно быстрее ответьте на вопросы:

  1. Чем интересен этот ряд слов?
  2. Какие слова отвечают на вопросы ЧТО?  КАКОЙ?  ЧТО  ДЕЛАТЬ?
  3. Назовите слова между следующими:

УМНЫЙ и УЛИЦА, УХО и УРОК, УХА и УЛЫБАТЬСЯ.

  1. В каких словах одинаковое количество букв?
  2. К каким словам можно подобрать следующие определения: ГОРЯЧАЯ, ДЛИННЫЙ, ПЧЕЛИНЫЙ, ДЕРЕВЕНСКАЯ, БОЛЬШОЕ?
  3. Есть ли среди увиденных вами слова, отличающиеся лишь одной буквой?
  4. Употребите последнее слово ряда во множественном числе.
  5. Подберите ко второму слову антоним.
  6. Назовите все имена прилагательные в ряду.
  7. К какому по счету слову относится антоним ГЛУПЫЙ?

                                        Числовой  диктант

Прочитайте  утверждения, которые могут быть верны или ошибочны. Если вы согласны с высказыванием, то поставьте около него 1, если нет – 0.

  • ДОБРОТА – это прилагательное.
  • В русском алфавите 33 буквы.
  • Количество букв и звуков в русском языке одинаковое.
  • В написании числительного, идущего после 10, есть удвоенная согласная.
  • Дополнение – это один из главных членов предложения.
  • «КАКОЙ?» - это вопрос прилагательного.
  • Слова ВЕНА и БЛОК могут быть как собственными, так и нарицательными.
  • Известный сказочный кот носил теплые ботинки.
  • Ока – самая большая река России.
  • Приставка – часть речи.
  • Если в слове ВАТА одну из букв заменить на парную ей по глухости – звонкости – получится полнозначное слово.
  • В конце предложения всегда ставится точка.

                                                        (010101100010)

                                                             Числовой  диктант

Это задание развивает не только интеллект, но и тренирует произвольное внимание и зрительную память.

  1. К количеству месяцев лета прибавьте порядковый номер марта в году.
  2. К количеству букв в числительном 3 прибавьте число мизинцев на двух руках у человека.
  3. Мальчик лег спать в 10 вечера, а смог заснуть только через три часа. Который час показывали часы?
  4. Порядковый номер субботы в неделе умножьте на число океанов на Земле.
  5. Разделите количество букв в кратком имени Наталья на число слогов в нем же.
  6. Перемножьте количество букв в двух словах: СОБАКА и ЩЕНОК.
  7. Разделите сумму выражения 17+3 на левого соседа шестерки.
  8. К количеству сторон у квадратного стола прибавьте число букв в названии страны со столицей Москва.
  9. Чему равна разность числа месяцев года с января по август  включительно и порядкового номера в году января?
  10. Прочитайте слоги в порядке их следования и отгадайте загадку:

2)маль           1)пять               4)ков          3)чи              6)чу             5)пять

8)чи                7)лан                9)ков         10)разо         12)маль

11)шлись       14)ки              13)чи           15)в               17)ные        16)раз

19)лан            18)чу               20)чи           21)ки

11.Как называется плод из стручка, на котором сидят, оставшись с пустыми       карманами?

12.По нему стучат, плюнув через левое плечо.

13.Так называют и блюдо из овощей, и растение, листья которого едят в сыром виде.

14. Это растение с желтыми пушистыми шариками обычно дарят женщинам на 8 Марта.

15. Собака бегает за кошкой, мышка убегает от кошки, кошка бегает за мышкой и убегает от собаки. Кто из них самый смелый?

                                           Разминка  №6

                  Вопросы связаны с днями недели.

  1. Как называется второй день недели. А девятый?
  2. Сегодня пятый день недели. Назовите предыдущий и последующий.
  3. В какой день недели Робинзон Крузо познакомился со своим другом на необитаемом острове?
  4. Может ли в одном и том же месяце быть не 4 , а 5 понедельников? Мотивируйте свой ответ.
  5. Прошли два дня после среды. Какой сегодня день недели?
  6. Послезавтра будет четверг. Какой день недели был вчера? Какой он по счету в неделе?
  7. Укажите пять дней недели, не называя их по именам.
  8. Позавчера был вторник. Какой день недели будет завтра?
  9. Если 15 мая пришлось на пятницу, то какой день недели был 10 мая?
  10. Если 31 декабря – вторник, то какой день недели будет 15 января?
  11. Если 30 февраля – воскресенье, то какой день недели будет 3 марта?
  12. Внук уехал в гости к бабушке 11 июля, а вернулся домой 25 числа этого же месяца. Сколько времени гостил внук у бабушки?

                (Подсказка: вторник, тоже вторник; четверг и суббота; пятница; да, если это первое или иногда второе число; суббота; понедельник – первый; позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра; пятница; воскресенье; среда; в феврале не бывает 30 дней; неизвестно, т. к. он мог часть времени провести в пути.)    

 

                              Разминка  №7

         Хорошо известно, что в русском языке есть слова, которые  уже давно вышли из общего употребления, но до сих пор живы в памяти народа, так как делают нашу речь богаче, ярче и выразительнее. Давайте и мы вспомним некоторые из таких слов.

          Соедините современные слова левой колонки с их устаревшими эквивалентами в правой:

  1. ГУБЫ                                               1. ЖИТО
  2. САРАЙ                                             2. ЭСКУЛАП
  3. ЗЕРНО                                             3. ДРУЖИНА
  4. СУМКА                                            4. РИГА
  5. ЧАСЫ                                               5. ПОКОИ
  6. ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ                 6. УСТА    
  7. ОТРЯД                                             7. АВОСЬКА
  8. КОМНАТА                                       8. ХОДИКИ
  9. ВРАЧ                                                9. ТАРЕЛКА

Найдите ошибки в предложениях из школьных сочинений и объясните,     почему нельзя так писать:

  • На остановке стояли люди, старики и женщины.
  • Мальчик присел на пенек, собиравший грибы.
  • Хорошие, добрые отношения спаивают друзей.
  • Первоклассник Саша одел пальто и пошел гулять.
  •  В середине большого парка стоял пожилой дуб.
  • Я взял книгу с полки и переставил её в другое место.
  • Мы опоздали на урок благодаря отсутствию автобуса.
  • Столяр сделал удивительно красивый стол из сосны с четырьмя ножками.
  • Моя подруга – страшно красивая девочка.

                                                Разминка  №8

            Перед вами 9 прилагательных. Рядом с каждым из них напишите подходящее по смыслу имя существительное, начинающееся с той же самой буквы. Например, чудесный – человек. Обращайте внимание на род слов:

  • КВАДРАТНЫЙ –                                             * ТРЕУГОЛЬНАЯ -  
  • КВАДРАТНАЯ –                                              *  ТРЕУГОЛЬНЫЙ -
  • КРУГЛЫЙ –                                                      *  ПРЯМОУГОЛЬНОЕ -
  • КРУГЛАЯ –                                                        * ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ –

Отгадай загадки:

  • В школьной сумке я лежу, как ты учишься - скажу.
  • В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять.            
  • Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда ни приду, всех до слез доведу.
  • На узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?
  • Он пыхтит как паровоз, важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться.

                                (Дневник, вода, лук, улитка, чайник)

Определи на слух одинаковые звуки в каждом ряду:

  • СРЕДА   ДУБ   ЛАДЬЯ   ДОМ
  • ЗАБОР   КОРОБ   БОР   ОБМОРОК   СТО
  • ГРОМ   ДОЛГ   ГЕРОЙ  
  • ИВА   ПИРОГ   ИГРА   СИТО
  • КОРОВА   ПИР   КАРЕТА
  • КРОТ   ПОРОГ   РОТ   ОБРОК   ПОРА
  • ЛИМАН   ПАРК   МАРКА   ЛАК

                                    Разминка  №9

           Лес для человека – все равно, что щедрый друг. Бумага, лекарства, спички – невозможно перечислить все, что он дарит человеку. Сейчас из древесины изготавливают более 30 тысяч продуктов, предметов, вещей. Ученые подсчитали, что человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями. А грибы, ягоды, орехи? Мы должны быть благодарны лесу

за плодородные почвы, глубокие реки и, конечно же, за чистый воздух. Ведь без этого и жизнь на Земле была бы невозможна.

  • Из какого дерева делают спички?
  • Древесина какого дерева применяется для изготовления лыж?
  • Что можно получить из хвои сосны?
  • Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами?
  • Из какого дерева следует делать пианино для лучшего его звучания?
  • Из какого дерева делают поплавки для рыболовных снастей?
  • Дрова какого дерева считаются самыми жаркими?
  • Из чего делают съедобные свечи?
  • О каком дереве русские люди издавна говорят так: «Стоит дерево зелено, в этом дереве четыре угодья: больным на здоровье, дряхлым на пеленанье, от тьмы свет, людям колодец»?
  • Какой лесной бурый зверь падок на малину?
  • Детенышей какого лесного животного называют листопадничками?
  • Цветки какого дерева являются самым лучшим медоносом?
  •  Никто это дерево не пугает, а оно все дрожит.
  • Косым ли на самом деле является заяц?
  • Какое животное наших лесов обладает самым громким голосом?
  • Это надоедливое насекомое – «кровопийца» размножается так быстро, что, родившись утром, вечером уже становится бабушкой.
  • Сколько лет живет умница муравей?
  • На какого спасателя из стихотворения Н. Некрасова его подопечные смотрели косо?
  • Растет ли дерево зимой?
  • Что еж делает зимой?
  • Слепыми или зрячими рождаются зайчата?
  • Какое лесное растение носит название птичьего глаза?
  • Чем стрекочет кузнечик?

        (Из осины; древесина березы; витаминную муку; искусственную шерсть; древесина карельской березы; из ели; из пробкового дерева; из дуба и березы; съедобные свечи делают из орешника (лещины); о березе; медведь; зайчата; цветки липы; осина; нет; лось; комар; 20 лет; на Деда Мазая; нет; спит; зрячими; вороний глаз; трением ноги о крыло.)

                   Разминка  №10

  • Как называется цветок с девичьим именем?
  • Что дарят на день рождения?
  • В какой сказке есть говорящее зеркало?
  • С помощью чего чертят окружность?
  • Назови 5 видов обуви.
  • Дом для машины – это …
  • Кто развалил теремок?
  • Назови три последние буквы алфавита.
  • На какую планету летал Незнайка?
  • Кто тянул репку?
  • Какая Медведица живет на небе?
  • Назови шестую букву алфавита.
  • Дыхательный аппарат  человека – это…
  •  Боевая машина с гусеницами – это…
  • Как называется головной убор, который пришивается к верхней одежде?
  • Четыре недели – это один…
  • Сколько козлят в сказке съел волк?
  • Названия каких пяти деревьев начинается с согласного звука?
  • Что вырастает весной, а опадает осенью?
  • О ком можно сказать: ушастый, глазастый, серый, белый?
  • Бабушкина дочь – это …
  • Геометрическая фигура без углов – это …
  • Сладости в обертках?
  • Дикая кошка – это …

       

         

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые разминки на уроках русского языка для 5-7 классов

Эти речевые упражнения отвечают нескольким непременным условиям. Они соотносятся с целями и задачами урока и помогают воплощать их в жизнь.  Тщательно спланированные разминки – первый шаг к успех...

Лингвистические разминки на уроках русского языка в 8-9 классах.

Лингвистическая разминка - это 5 тестовых заданий по разным разделам русского языка, которые необходимо повторять в 8-9 класах, так как большую часть программы в них  составляет "Синтаксис"....

Задания для разминки на уроках русского языка в 5-6 классах

"Разминка" на уроках русского языка - для меня дело обязательное. Она позволяет начать урок, заставив ребят размышлять, активизирует их познавательные способности. Материалом для разминки может стать ...

Интеллектуальная разминка на уроках английского языка в старшей школе

Эта игра - разминка для учащихся 9-11 классов, т.к они уже имеют большой запас знаний по разным школьным предметам и учащиеся могут использовать их на уроках английского языка....

Интеллектуальные разминки на уроках руского языка.

Интеллектуальные разминки рекомендуется использовать на уроках русского языка с целью развития у учащихся логического мышления. внимания и памяти....

Интеллектуальные разминки на уроках русского языка.

Интеллектуальные разминки рекомендуется использовать на уроках русского языка с целью развития у учащихся логического мышления, внимания и памяти....