Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Цыганкова Наталья петровна

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через изучение нового материала по теме «Буквы о и е после шипящих на конце наречий» и достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Технология(-и) урока: игровые; проблемного обучения; информационно-коммуникационные;  здоровьесберегающие;  дифференцированного, рефлексивного и диалогового обучения;

Формы организации деятельности:  Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской   — М.: Дрофа, 2013. "маршрутные" листы обучающихся для выполнения письменных работ урока; электронная доска "Smart"; мультимедийный комплекс (компьютер, принтер).

Опорные понятия: текст, графические схемы.

Новые понятия: регулятивные, познавательные, коммуникативные. 

Межпредметные связи: учебные дисциплины (география, история).

Образовательные ресурсы: учебный комплект, текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №546

с углублённым изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока русского языка

«Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

                                                                                                                                                                                                                            Цыганкова Наталья Петровна,

                                                                                                                                                                                                    Учитель русского языка и литературы

 

   . г. Санкт-Петербург

2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через изучение нового материала по теме «Буквы о и е после шипящих на конце наречий» и достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.

Технология(-и) урока: игровые; проблемного обучения; информационно-коммуникационные;  здоровьесберегающие;  дифференцированного, рефлексивного и диалогового обучения;

Формы организации деятельности:  Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской   — М.: Дрофа, 2013. "маршрутные" листы обучающихся для выполнения письменных работ урока; электронная доска "Smart"; мультимедийный комплекс (компьютер, принтер). 

Опорные понятия: текст, графические схемы.

Новые понятия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.  

Межпредметные связи: учебные дисциплины (география, история).

Образовательные ресурсы: учебный комплект, текст.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Пожелания друг другу и учителю:  

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Регулятивные:

Познавательные: 

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий.

 Правильно, грамотно писать. Кроме того, мы будем учиться отличать эту орфограмму – буква о и е после шипящих на конце наречий от похожих орфограмм о и ё после шипящих в корне, суффиксе и в окончании других частей речи.

  1. Чем отличается наречие от других частей речи?
  2. В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких – две?
  3. В каких наречиях пишется приставка не, а в каких – ни?
  4. Как пишется не с наречиями на –о и –е? 

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Обсуждение формы проведения урока.

Итак, цель урока поставлена. Но чтобы успеть все выполнить,  надо действовать быстро и слаженно. Дорога  наша должна быть интересной. И мы отправимся с вами в небольшое путешествие по нашему району. В Красносельском районе есть уникальный памятник, одна из достопримечательностей Петербурга – Петергофская дорога. Я выбрала эту дорогу, чтобы наш сегодняшний учебный маршрут был занимательным и увлекательным.

Ставят цели, внимательно слушают, размышляют, вспоминают изученный материал на уроках русского языка

 

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 освоение знаний о разделах грамматики русского языка (словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);

 овладение умениями правильно говорить и писать, участвовать в диалоге, задавать лингвистические вопросы, составлять лингвистические монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Актуализация спорных знаний.         (чемодан вопросов).

Чтобы отправиться в путь, нам нужно собрать с собой чемодан. В нашем случае это будет чемодан с нашими знаниями. Напишите вопрос о наречии для своих одноклассников и положите в чемодан. Теперь мы с вами разделимся на пары и посмотрим, какая пара готова к путешествию лучше всего. Поочередно каждая пара будет тянуть вопрос из чемодана и отвечать на него.

 Итак, мы начинаем наше путешествие по Петергофскому шоссе. Открываем тетради, записываем число. Заполняем «шапку» маршрутного листа: записываем свою фамилию.

Мы в с вами должны представить, какой дорога была, и какой стала в 20 веке, я предлагаю обратиться к историко-географической справке.

 Этап погружения в новую тему (презентация «Историко-географическая справка по Петергофской дороге»)

Личностные:

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: развитие умения работать с изученным лингвистическим материалом; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД); формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;  формирование умения взаимодействовать в статичных парах и группах в режиме интерактивного обучения; формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых заданий) (коммуникативные УУД). 

Объяснение нового материала.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

 Мы с вами посмотрели какой стала дорога. Внимание, текст. Прослушайте задание

Разбирают текст.       

   1.Раннее утро. 2.Солнце светило горячо. 3.На улице было свежо и хорошо. 4.Весь день я решила провести, гуляя по достопримечательностям дороги в Петергоф. 5. Фотографируя, я представляла, как здесь было 200 лет назад. 6.По дороге торжествующе проезжали богатые процессии, неуклюже перекатывались груженые повозки. 7.Часто ездили и ходили миллионы людей. 8.Царь ПетрI любил проехать на лошади от Петербурга до Петергофа. Он делал это блестяще.

Личностные:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проведение работы по тексту.

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний. 1. Ребята,  почему в выделенных наречиях на конце пишется о-е?

2.  Сформулируйте, пожалуйста, тему урока «Буквы о и е после шипящих на конце наречий». Запишите тему урока в тетрадь».

     3. Прочитаем правило на стр.109

     4.Спишите текст, обозначая выделенную орфограмму

       (запишите результат в маршрутный лист)

     5.Объясните устно, как вы понимаете значение слова, подберите синонимы к слову «торжествующе»-

     (величаво, важно, серьёзно,празднично)

     6.Запишите номера предложений в маршрутный лист, в которых есть:

      а) деепричастн(-ый, -ые) оборот(-ы) 4,5

      б) предложен(-ия, -ие) с однородными членами предложения.

          (3,7)

Формулируют  тему урока «Буквы о и е после шипящих на конце наречий». Запишите тему урока в тетрадь».

     3. Читают правило на стр.109

Пишут текст, обозначая выделенную орфограмму

       (запишите результат в маршрутный лист)

Объясняют устно, как  понимают значение слова, подберите синонимы к слову «торжествующе»-

     (величаво, важно, серьёзно,празднично)

 Пишут номера предложений в маршрутный лист, в которых есть:

      а) деепричастн(-ый, -ые) оборот(-ы) 4,5

      б) предложен(-ия, -ие) с однородными членами предложения.

          (3,7)

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 развитие мотивации учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

 развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, этических чувств;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Самостоятельная работа.

 Обратимся к учебнику и выполним упражнение 265.  Прочитаем слова вслух и объясним их написание. В тетрадь запишем 8 слов; записываем результат в маршрутный лист.

Самостоятельная   работа.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Физкультминутка. Активизация внимания учащихся.

 Треть дистанции по дороге мы уже прошли. Давайте немного разомнемся. Я буду называть слова разных частей речи: если услышите наречие – руки вверх, деепричастие – дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа, если глагол – вытяните руки перед собой.

Начали: смеясь, веселее, думая, пишут, не смея, свысока, радостно, продолжили.

Физкультминутка. Активизация внимания.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Этап продуктивного использования полученных знаний. Разбор похожих орфограмм.

  На прошлых уроках мы с вами знакомились с написанием о и е, ё после шипящих, суффиксе и окончаниях других частей речи. Обратимся к маршрутному листу. Заполним таблицу. Слова для справок см. на слайде и в маршрутном листе. Проверить, слайд-эталон. Записать результат в маршрутный лист.

Обращаются к маршрутному листу. Заполняют таблицу. Проверяют, слайд-эталон. Записывают результат в маршрутный лист.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Творческое задание.

Написать небольшой текст (4-5 предложений) с использованием наречий на о-е после шипящих и наш маршрут Петергофская дорога.  

Создают текст. Проба пера.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Итоговые вопросы. С какой орфограммой мы сегодня с вами познакомились? Как правильно надо писать данные слова. Подводим итог. Наш маршрутный лист. Поставили себе общую оценку.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

Инструктирует учащихся.

Упражнение 267; или составить текст (5-6 предложений) на свободную тему с использование  слов на о-е, ё разных частей речи.

Анализируют и выявляют степень готовности

Личностные: 

Регулятивные: 

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

урок по русскому языку на тему:"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Данный урок познакомит учеников с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Подобраны разные виды диктантов....

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» "

Представлен конспект урока по русскому языку в 6 классе....

Презентация к уроку по теме: "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Дидактический материал для урока в 7 классепо теме: "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"...