Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Елена Владимировна Михайлова

В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, промежуточного и итогового контроля. Для анализа разных видов письменных работ автором были разработаны сводные таблицы фиксации результатов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  МАОУ «Посольская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

                                                                           Михайлова Елена Владимировна

Доклад: « Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения»

На современном этапе модернизация  образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля  качества обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим  для моей работы является следующее определение: Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

        Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

         Педагогический мониторинг как система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

А) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

Б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Чаще всего мы используем в своей работе такие виды мониторинга: базовый, тематический и «одного урока». Подробно на диагностике усвоения материала, которую мы проводим ежеурочно, я останавливаться не буду. В арсенале учителя имеется достаточно форм и приемов проведения такого мониторинга. Хотелось бы отметить, чтобы контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то  материла. Своевременность контроля позволяет учителю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. Более подробно остановлюсь на базовом мониторинге, который состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольной работы. Основной формой контроля по русскому языку является диктант, поэтому для определения уровня усвоения орфографических и пунктуационных знаний и умений учащихся удобно использовать таблицу, в которой по горизонтали занесены темы и виды орфограмм, по вертикали – фамилии учащихся. Мониторинг такой формы провожу после всех письменных работ (табл. 1). Притом таблица в 5 классе отличается от таблицы в 8 классе, т.к. по мере прохождения тем их количество увеличивается. В последней колонке обычно подвожу суммарное количество ошибок, допущенное учащимися, что позволяет мне понять на каком уровне отработки и усвоения материала находятся учащиеся. Именно с повторения этих тем и начинаю все последующие уроки. Это помогает мне своевременно отследить пробелы в знаниях учащихся и построить соответствующую коррекционную работу.

Анализ контрольной работы по русскому языку в ..  классе   Дата проведения:

Таблица 1

Ошибки, допускаемые учащимися в контрольной работе

Фамилии

Иванов

всего

1

Пропуск, замена, искажение букв

3

11

2

Чередующиеся гласные

3

Правописание предлогов и приставок

4

Правописание падежных окончаний сущ

1

5

Безударные гласные, проверяемые ударением

2

6

ЖИ-ШИ, ча-ща, чу-щу

7

Словарные слова

3

8

При- и пре-

9

Не  и ни с разными частями речи

1

10

Н и НН в разных частях речи

11

Правописание Ь

12

Правописание причастий (окончание, суффиксы)

13

О-Ё после шипящих

1

14

Знаки препинания в сложных предложениях

15

Деепричастный и прич. обороты

16

Личные окончания глаголов

17

Знаки препинания при однородных членах

18

Звонкие / глухие согласные

1

19

Правописание имен собственных

1

Правописание наречий

20

Грамматическое задание №1, 2

- +

21

Оценка

         В выпускных классах обязательно веду мониторинг  усвоения тех теоретических и практических ЗУНов, которые проверяются в формате экзамена. Здесь представлена таблица  пробного экзамена в 9 классе, замеры теоретических знаний (тестовых заданий), результаты проверки сочинения и изложения (табл.2). Так наглядно для себя и дальнейшей работы я представляю результаты обученности каждого ребенка. Также  в 11 классе, но работа начинается с 10 класса. Опять по вертикали перечислен объем теоретического материала, проверяемый в рамках ЕГЭ по русскому языку, по горизонтали – фамилии учащихся (табл. 3). Так наглядно удобно отслеживать, у кого из учащихся по какой теме пробелы. Если минус в данной теме имеет ограниченное количество учащихся – надо решать проблему индивидуально, если у всех – решать проблему глобально.

Анализ экзаменационной работы по русскому языку в 9  классе   1 четв.

 Дата проведения:   (таблица 2)

ФИО

Излож

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

сочинение

Гк1

Гк2

Гк3

Гк4

Фк1

Первич. балл

оценка

1

2

3

1

Иванов

2

2

1

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

2

1

2

2

1

1

2

2

2

2

3

4

5

6

7

8

Анализ экзаменационной  работы по русскому языку в 10 (11) классе     Дата проведения:

Таблица 3

Ошибки, допускаемые учащимися в контрольной работе

ФИО учеников

№1

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

2

2

Средства связи предложений в тексте

+

3

Лексическое значение слова. Словарная статья

+

4

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

+

5

Лексические нормы

-

6

Морфологические нормы (образование форм слова)

+

7

Синтаксические нормы   (Нормы согласования.  Нормы управления)

5

8

Правописание корней

+

9

Правописание приставок

+

10

 Правописание суффиксов различных частей речи    (кроме -Н-/-НН-)

+

11

Правописание личных  окончаний глаголов и суффиксов причастий

+

12

Правописание НЕ и НИ

+

13

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

-

14

Правописание -Н- и -НН-  в различных частях речи

+

15

Знаки препинания в простом осложнённом предложении  (с однородными членами)  

2

16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

+

17

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами  предложения

+

18

Знаки препинания в сложноподчинённом  предложении

+

19

Знаки препинания в сложном предложении с разными  видами связи

+

20

Текст как речевое  произведение. Смысловая и композиционная целостность  текста

+

21

Функционально-смысловые типы речи

+

22

 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

-

23

Средства связи предложений в тексте

-

24

Речь. Языковые средства выразительности

3

Всего баллов

28

оценка

4

В ходе подготовки к экзаменам мы ввели в практику ведение личного мониторинга самими учащимися. Дети отслеживают свой собственный уровень обученности как в 9 классе, так и в 11-м. Называется эта таблица «Лист личных достижений учащегося». Здесь ученик заполняет все выполненные задания правильно знаком «+» и соответственно «-». Далее ребенок определяет, в каких заданиях он ошибается постоянно, обязательно ищем причину ошибок.

Мониторинговые исследования помогают мне не только повышать качество обучения в объеме всего класса, но и построить индивидуальную коррекционную  работу, оказать помощь индивидуально, чаще всего, слабому ученику.  

Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
  3. Целесообразно внедрять новые технологии в образовательный процесс;
  4. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Интеграция как один из способов повышения качества обучения на уроках физики

Физика тесно связана с другими науками, подчеркивая это на уроках, можно значительно повысить качество обучения...

Тема: Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, дл...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии

Выступление на педагогическом совете "Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения детей на уроках географии в условиях перехода на ФГОС"...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ХИМИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Статья «Мониторинг знаний учащихся по химии как один из способов повышения качества обучения» опубликована в методическом вестнике № 1 «Формирование муниципальной системы мониторинга освоения вып...

Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"

Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...

Внутришкольная диагностика (мониторинг) знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...