Методический семинар "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Бугаёва Светлана Ивановна

Методический семинар "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года» 2018

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Бугаёва Светлана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

« Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,

 как учили этому вчера 

                                                                                                                                                                                         Джон Дьюи
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел.

Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят

предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», — сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

- Как вы поняли данную притчу?

Смысл данной притчи можно выразить словами:

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, —

все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

(Слайд 2)

Уважаемые коллеги! Меня зовут Бугаёва Светлана Ивановна. Я работаю учителем русского языка и литературы  Усожской СОШ. В рамках методического семинара представляю вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.  Я не случайно начала своё выступление с притчи «Лавка возможностей», поскольку считаю, что хозяин лавки – это педагог, а вот семена – это те методы и приёмы, которые он использует в своей деятельности. Всем известно, что ФГОС ставит перед учителем следующие задачи.

 (Слайд 3)

  Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

  Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

  Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

2  Индивидуальный подход к ученикам.

  Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

 (Слайд 4).

К результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования установлены личностные, метапредметные и предметные требования. Так, например, предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать следующее:

1) совершенствование видов речевой деятельности;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

3) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

 4) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

5) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении;

6) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 7) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  (Слайд 5)

Таким образом, передо мной стоит очень непростая задача – привить детям интерес к чтению и любовь к родному языку, научить их смысловому и эстетическому анализу текста, сформировать у них умение грамотно выстраивать устные и письменные высказывания, мотивировать их речевому самосовершенствованию. И всё это в условиях активного нежелания обучающихся учить правила и читать книги, отсутствия интереса к предмету. Одного знания своего предмета явно недостаточно. Какие приёмы и подходы нужно выбрать, чтобы изменить отношение учеников к урокам русского языка и литературы? Ответы нашла всё в тех же Стандартах.

 (Слайд 6)

 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Понятие системно- деятельностного подхода не ново, оно было введено 1985 году как особое понятие, объединяющее системный (разработчики Борис Герасимович Ананьев, Борис Фёдорович Ломов и др.) и деятельностный подходы (разработчики Лев Семёнович Выготский, Леонид Владимирович Занков, Даниил Борисович Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Он обеспечивает:  

(Слайд 7)

 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), как:

  любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Итак, главная цель системно-деятельностного подхода состоит в том, чтобы пробудить у обучающегося интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. Понимаю, что залог успеха в достижении этой цели - совместная деятельность ребенка и педагога, основанная на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Казалось бы, теоретических знаний уже достаточно. А что на практике? Современная школа имеет возможности использовать в образовательном процессе интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. При этом учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее, и умело использовать ИКТ. Реализовать новые требования помогают следующие технологии:

(Слайд 8)

 - проблемного обучения, - проектного обучения, -

  - развития критического мышления, - информационные и коммуникационные технологии, - исследование, -технология достижения прогнозируемых результатов

    Каждый урок – это, прежде всего, открытие: от вовсе не значительного до очень важного. Моя задача – не только провести урок интересно и методически грамотно, но ещё и пробудить в детях желание размышлять, находить новое, сравнивать и, самое главное, переживать, то есть пропускать информацию через своё сердечко, делиться своими впечатлениями. Литература – непростой предмет. Здесь недостаточно уметь выразительно читать наизусть, пересказывать художественные тексты, знать названия произведений и их авторов, а также факты их биографии, разбираться в терминологии. «...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...» Вдумайтесь, как актуальны эти слова, сказанные Максимом Горьким! На мой взгляд, целесообразно выстраивать урок (это относится и к уроку литературы, и к уроку русского языка) следующим образом: – мотивация.

(Слайд 9)

Так, на уроках литературы  оправданно использование буктрейлера. Буктрейлер – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о каком – либо произведении. Также мне нравится приём «яркое пятно»: сказка, притча или случай из истории. На уроке русского языка мотивировать обучающихся на изучение новой темы можно, используя проблемную ситуацию. По небольшому тексту ученикам предлагается выполнить несложное задание на  повторение изученного материала. При этом текст обязательно будет содержать в себе элементы того, что ребятам пока неизвестно. Например, 6 класс,  тема «Отрицательные местоимения»: «С первыми лучами солнца проснулась деревня. Кто- то поспешил к колодцу за холодной водицей, а кое-кто ещё нежится под тёплым одеялом. Чей-то жалобный стон неожиданно нарушил тишину. Кто бы это мог так стонать? Некоторые обеспокоились не на шутку. Долго ещё гадали деревенские, но никого так и не осенила мысль, что это скрипнула ставня слухового окна». Задание: найдите в тексте все местоимения и укажите их разряд. Когда ученик успешно (или с подсказками одноклассников) справляется с заданием, он находит местоимение, разряд которого не может определить точно. Я прошу его поделиться своими сомнениями: что насторожило ученика? На что он обратил внимание? Почему он не может определить разряд? Таким образом, анализируя проблемную ситуацию, ученики приходят к выводу о необходимости получения нового знания. Активно использую и здания «с ловушками». Иногда проблемная ситуация может выглядеть и так (урок русского языка по теме «Н и НН в суффиксах имен прилагательных», 6 класс): на доске написаны прилагательные: деревя…ый, овся..ый, стекля..ый, тума..ый. Прошу ребят вставить пропущенные буквы и сформулировать вопрос, который возникнет у них в процессе выполнения задания. Чтобы найти ответ, ребятам предстоит познакомиться с новым учебным материалом.

(Слайд 10)

 - Целеполагание. В 5-6 классах выйти на формулирование темы и цели урока можно, используя игровые приёмы, такие как ребус, кроссворд с выделенным ключевым словом, загадка в стихах. Для обучающихся 7-9 и старшеклассников будут интересны задания  такие, как «установи соответствия», работа с эпиграфом, «найди лишнее»

(Слайд 11)

 – Изучение нового материала или отработка знаний и умений. Это, пожалуй, самый интересный этап урока, поскольку предоставляет учителю возможность использовать самые разные методы и приёмы. Работа с учебным материалом может быть организована в группах или в парах (составить кроссворд по произведению, выполнить упражнение на закрепление материала с взаимной проверкой. Хорошо работать в парах при написании части С в ЕГЭ и ГИА. Ученики  в процессе изучения предложенного текста выявляют проблему, определяют авторскую позицию, обсуждают, какие аргументы можно привести. Можно  провести своеобразное соревнование , кто подберёт наибольшее количество аргументов из художественной литературы, какая пара более точно сформулирует проблему и т.п.      ).  Прием кластеров универсален.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

Оправдано составление сравнительных таблиц на уроках литературы. Например, при изучении рассказа Л.Н.Толстого « После бала» я предлагаю составить сравнительную таблицу по образам полковника и наказываемого .В результате дети делают вывод, что  в рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала в человеке, но и социальная несправедливость, царящая вокруг.  На уроках русского языка, посвящённых повторению изученного материала, успешно использую приём заполнения таблицы, в которой заполнена меньшая часть ячеек. Остальные заполняют ученики, вспоминая и систематизируя изученное.

(Слайд 12)

В классах с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности позитивный настрой учащихся на восприятие учебного материала и на урок в целом появляется, если работа организована с использованием наглядности (ИКТ-технологии). Это может быть использование видеофрагментов. Например, на уроке литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» анализ эпизодов (речь Тараса о товариществе, казнь Тараса Бульбы, казнь Остапа) основан на сравнении текста произведения с видеофрагментами. На мой взгляд, подменять прочтение произведения просмотром его экранизации нельзя, но использовать фрагменты фильма или постановки на уроке можно и нужно. Подобные включения дают ребятам возможность услышать актерское исполнение и увидеть героя, сравнить его со своим представлением.

(Слайд 13)

 Рефлексия.  На этом этапе урока мы соотносим цель и результаты, фиксируем степень их соответствия, намечаем дальнейшие цели деятельности. Использую различные приёмы: составление  синквейна,  оценочные листы, приём «Незаконченное предложение». Чтобы стимулировать познавательную активность, в качестве домашнего задания предлагаю написать эссе или отзыв на изученное произведение. В докладе международной комиссии по образованию под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть». Каждый день вместе с учениками мы учимся познавать и делать, приобретаем духовно-нравственный опыт, чтобы в будущем они могли креативно и критически мыслить, осознавать себя ответственными за языковую культуру как общечеловеческую ценность, занимались самообразованием, самосовершенствовались.

Слайд 14

Система моей работы, выстроенная в соответствии с идеей применения системно – деятельностного подхода, дает качественные положительные результаты в интеллектуальном и творческом развитии моих обучающихся. Практически каждый год мои ребята, под моим непосредственным руководством, становятся победителями в различных конкурсах,  интеллектуальных состязаниях, что позволяет школьникам ощутить себя частью общего  движения и стать успешным.

Слайд 15

Ещё одним важным показателем моей работы является  успешная сдача экзаменов по русскому языку в форме ОГЭ И ЕГЭ.  За последние 3 года наблюдается положительная динамика качества знаний по русскому языку, динамика в результатах ОГЭ.

Слайд 16
 Работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализуя на практике современные технологии по формированию учебно-познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Жил мудрец на свете,  который знал всё .  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.

 Используемые ресурсы: 1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. 2. Васюта И. Использование приѐмов критического мышления на уроках литературы //Литература. – 2005.- № 3 3. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 4. Петерсон, Л.Г., Кубышева, М.А., Кудряшова, Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006. 5. Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе [электронный р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

Обоснование значимости методической темы  Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...

Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 1

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 2

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...