«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Михаил Вячеславович Колокольцев

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Цели урока:

Образовательная

- закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

- продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

- продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

- повторение сведений об обособлении  распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему:

«Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Учитель русского языка и литературы

средней общеобразовательной школы

при Посольстве России в Мексике

Колокольцев Михаил Вячеславович

Цели урока:

Образовательная

- закрепление знаний об условиях выбора написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

- продолжение работы по систематизации сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи;

- продолжение формирования практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи;

- повторение сведений об обособлении  распространённых определений, выраженных причастными оборотами.

Развивающая

- способствовать развитию внимания, мышления, речетворческой деятельности, памяти и

умения логически рассуждать,

Воспитательная

- продолжить формирование коммуникативных умений, осознания учащимися богатства русского языка.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

ХОД УРОКА:

  1. Организационный этап

  1. Целеполагание. После объявления учителем темы урока учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи занятия (см. выше – образовательная цель урока) и указывают на предполагаемые виды упражнений для достижения этих целей.

  1. Опрос домашнего задания: теория «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

№ п/п

НН

Н

1

В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных от глаголов совершенного вида:

решёННый (от глагола «решить»)

брошеННый (от глагола «бросить»).

Исключения:

ранеНый,

смышлёНый,

назвАный (брат),

посажёНый (отец)

2

В прилагательных, образованных от  

причастий на – ованный,    ёванный:

асфальтироваННый, баловаННый

Исключения:

коваНый,

жёваНый

3

В причастиях с приставками, кроме

НЕ:

изранеННый,

В отглагольных прилагательных (без приставки или с приставкой НЕ):

неранеНый, ранеНый

гашеная известь — негашеная известь.

4

В суффиксах причастий, употреблённых  с зависимым словом (словами) – т.е. в составе причастного оборота:  

кошеННый ВЧЕРА луг

4. В отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, и кратких причастиях:

кошеНое поле, поле скошеНо.

Исключения: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный.

5

В кратких прилагательных, образованных от полных путём перехода в них страдательных причастий прошедшего времени:

девушка (какова?) рассеяННа

В суффиксах кратких страдательных причастий:

семена (что сделаны?) рассеяны ветром

  1. Синтаксическая разминка (прорешивание типовых заданий ЕГЭ)

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых  

пишется НН?

Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.

1) 1                                   2) 1, 2, 3                         3) 3                                   4) 1, 3

А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

1) 1, 2                        2) 2, 4                        3) 1, 3, 4                           4) 3, 4

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

1)         3, 4                        2) 2, 4                        3) 1, 3, 5                        4) 3, 5

А4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н: 

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, бородка тщательно ухоже(3)а.

1) 1                                2) 2                                3) 3                                4) 1, 3

А5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина была некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1                                2) 2                                3) 1, 2                        4) 1, 2, 3

  1. Повторение и закрепление изученного учебного материала

Упражнения для тренировки.

А. Объясните правописание Н и НН тексте:

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся сарайчики с плетёнными из хвороста стенами, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. «Нет, подумал Аркадий, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимыно как их исполнить, как приступить?..»

                                                                                        (По И.С. Тургеневу)

Учащиеся отвечают не вопросы:

- Из какого произведения этот текст?

- Что для понимания его смысла добавляют причастия? Каким тропом чаще всего бывают прилагательные и причастия?

- Как бы вы определили место данного текста для понимания идеи произведения?

Б. Переделайте предложения, заменяя выделенные глаголы краткими и полными страдательными причастиями.

Почему не именем главного героя, а неодушёвлённым предметом называет Н.В. Гоголь свою повесть?

В «Песне о вещем Олеге»  Пушкин вместо слова «волшебник» употребляет слово с тем же корнем «волхв».

Читательское ожидание оправдывается, когда он читает о событиях, последовавших после сна Татьяны Лариной.

Помогает разобраться в характерах героев «Войны и мира» принцип «сцепления»,  состоящий в том, чтобы соединить, казалось бы, разрозненные сцены произведения.

 Случайно ли в «Медном всаднике» Фальконе и Пушкин позаимствовали образы всадника, коня и змеи с изображения герба Москвы?

В. Прокомментируйте написание Н и НН.

Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным

Комментарий

Образец:

Жареная картошка

Отглагольное прилагательное;

Образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова

Поджаренная картошка

Причастие; есть приставка, кроме «не»

Нежареная картошка

Отглагольное прилагательное;

Приставка «НЕ» - исключение

Жаренная к приходу отца

Причастие; есть зависимое слово

Картошка поджарена

Краткое причастие

Пожарена сестрой

Краткое причастие

Для работы учащихся:

вяза…ый свитер

Кофта связа…а

Связа…а недавно

Рука перевяза…а

Перевяза…ый бечёвкой

Недовяза…ый шарф

Гружё…ая баржа

Баржа загруже…а

Гружё…ый кирпичом

Компьютеры перезагруже…ы

Перезагруже…ая система

Некипячё…ая вода

Кипячё…ая вода

Прокипячё…ое молоко

Вскипячё…ое молоко

Подкраше…ый кем-то

Перекраше…ы заново

Некраше…ый забор

Некраше…ый давно

Краше…ые полы

Г. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически правописание Н и НН. Из какого произведения этот текст? Как этот отрывок помогает охарактеризовать главного героя?

Как страшно стало ему когда вдруг в душе его возникло живое и ясное пре_ставление о человеческой судьбе и назначени_ когда в голове пр_сыпались и бе_порядочно носились как птицы пробуждё_ые внезапным луч_м солнца в дремл_щей ра_валине разные жизне_ые вопросы. Ему грустно и больно стало за свою (не)разв_тость остановку в росте нравстве_ых сил за тяжесть меша_щую всему. В ро(п,б)кой душе его вырабатывал_сь мучительное сознание что многие стороны его натуры (не)пробуждались совсем и ни одна (не)разработа_а до конца.

А между тем он болезне_о чу_ствовал что в нём зарыто как в могиле какое(то) хорошее светлое начало. Но глубоко и т_жело завален_ клад дрянью наносным сором. Кто(то) будто украл и закопал в собстве_ой его душе принесё_ые ему в дар миром и жизнью сокровища. И уж_ не выбрат_ся ему кажет_ся из глуши и дичи на прямую тропинку. Лес в душе всё темнее; тропинка зар_стает более и более; светлое сознание просыпает_ся всё реже и только на мгновение будит спящие силы. Ум и воля давно парализова_ы и кажет_ся бе_возвратно.

                                                                                              (По И.А. Гончарову)

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Учащиеся заполняют Карточку рефлексии:

Цель урока я определил

правильно/неправильно

своей работой на уроке я

доволен/не доволен

материал урока мне был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

наиболее сложной мне показалась работа

- с комментарием к написанию Н и НН;

- с обособлением причастных оборотов;

- с работой по анализу текста;

- работа не вызвала затруднений.

Учитель выставляет оценки.

  1. Объяснение домашнего задания:

     Подберите примеры к написанию Н и НН.

Словосочетание с причастием или отглагольным прилагательным

Комментарий

1.

2.

Отглагольное прилагательное;

образовано от глагола, нет приставки и зависимого слова

1.

2.

Отглагольное прилагательное с

приставкой «НЕ», являющейся исключением

1.

2.

Полное страдательное причастие с приставкой, кроме «не»

1.

2.

Полное страдательное причастие с зависимым словом (словами)

1.

2.

Краткое страдательное причастие

1.

2.

Краткое страдательное причастие с приставкой, кроме приставки «НЕ» и зависимым словом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 7 классе "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок предназначен для обучающихся 7 класса. Нестандартный подход к усвоению учебного материала прививает повышенный интерес к предмету ...

«Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Цели урока: Образовательные: 1. Обобщить и закрепить знания о правописании –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;2. Формировать навык правильного написания суффиксов при...

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Бунеева ( образовательная система "Школа 2100"). Это урок объяснения нового материала. На уроке используются  АМО ( активные методы обучения)...

Презентация по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных", 7 класс

Презентация содержит задания и правила по теме "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Может быть использована и в среднем звене при изучении темы, и в старших класс...

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Материал готовился для уроков дистанционного обучения. но его можно использовать и на уроках в обычном классе...

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных...