Программа элективного курса по культуре речи 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Ефремова Наталья Александровна

Программа элективного курса по культуре речи 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilno_li_ya_govoryu._9_klass.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Лексикология как самостоятельная лингвистическая дисциплина возникла сравнительно недавно, 50-е г.г. двадцатого века. Её развитие связано с работами крупнейшего отечественного языковеда В.В. Виноградова, который определил задачи изучения лексических единиц, установил основные их типы и тем самым заложил основы лексики и фразеологии.

   Практическая значимость изучения данного раздела школьниками заключается прежде всего в повышении их культуры речи. Одновременно ее изучение даёт материал для выполнения исследовательской работы, так как происхождение многих лексических и фразеологических единиц русского языка тесно связано  с  историей нашего народа, его бытом и характером, поэтому на решение данной задачи учителю необходимо постоянно обращать внимание.

 

   Данный элективный курс относится к пробному виду и является его предметно-ориентационным подвидом.

 

   Основные функции курса:

   - дать возможность учащимся апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения;

   - создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.

   

   Задачи:

   - создать условия для проявления коммуникативных возможностей школьников, для раскрытия их творческого потенциала;

   - обеспечить овладение лингвистической компетенцией, развивать языковое чутьё, предоставить возможность лучше постигнуть язык   и более сознательно им пользоваться;

   - активизировать приёмы побуждения к языковой дискуссии, к мыслительной деятельности, способствовать расширению словарного запаса учащихся.

   

   В результате изучения курса учащиеся должны:

   1) Знать место лексикологии в общей системе языка, основные группы слов, выделяемые по разным основаниям, способы образования слов,  функции фразеологизмов в речи, причины изменения лексического состава русского языка, основные словари и справочники русского языка.

   2) Уметь выделять в тексте фразеологизмы, определять их синтаксическую роль в предложении, в доступных случаях определять лексическое значение фразеологизмов, использовать их в речи с учётом стилистических особенностей, пользоваться фразеологическими словарями и справочниками.

    Программа разработана на основе программы элективного курса по русскому языку «Правильно ли я говорю?» Е. Б. Меркуловой, Ж. Ю. Титовой,

Г. Н. Евтюхиной и др. Элективный курс рассчитан на 17 часов, по 1 часу в неделю в течение полугодия.

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень тем

Всего часов

Вид занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вводное занятие.

Роль языка в жизни человека

В мастерской слова.

Пути появления слов.

Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".

"Биография" слова: загадки этимологии.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.

Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.

Заимствованное богатство.

Мудрость в портативной форме.

Слова - "пришельцы".

Значение  неологизмов.

Ещё раз о словарях.

Итоговая конференция. Защита проектов

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

2

лекция

лекция

практикум

практикум

лекция

лекция

практикум

семинар

лекция

практикум

практикум

семинар

практикум

практикум

семинар

Содержание курса

№ п/п

Темы занятий

Описание

Виды работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вводное занятие.

Язык и общество.

В мастерской слова.

Пути появления слов.

Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".

"Биография" слова: загадки этимологии.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.

Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.

Заимствованное богатство.

Мудрость в портативной форме.

Слова - "пришельцы".

Значение  неологизмов.

Ещё раз о словарях.

Итоговая конференция. Защита проектов

Лекция учителя о богатстве русского языка, его роли в нашей жизни, о том, что свободное владение русским языком - надёжная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Знакомство учащихся с целями и задачами курса, темами итоговых рефератов.

Беседа с учащимися о том, как рождаются слова, как изменяется словарный состав языка, о словообразовании как науке, об основных способах образования слов в современном русском языке. Обсуждение причин активизации процесса образования аббревиатур. Разговор об аффиксации как о самом активном способе обогащения лексики. Трудности морфемики. Решение предложенных задач.

Беседа с учащимися о причинах нарушения норм устной речи, снижения общей культуры нации. Рассказ учителя о качествах хорошей речи, о способах общения, этикете как совокупности правил поведения человека в обществе. Работа над совершенствованием орфоэпических норм, обсуждение методов борьбы за чистоту языка.

Лекция - рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в названия вещей. Проследить процесс перехода имён собственных в нарицательные. "Фамильные" этимологии в названии предметов, терминов, понятий. Топонимика как раздел лексикологии.

Лекция учителя об этимологии как науке, о происхождении слов, принципах исследования, о трудностях этимологического анализа. Творческий поиск учащихся при исследовании данного раздела языкознания. Выступления  творческих групп учащихся с результатами исследовательской деятельности.

Реализация групповой работы учащихся, выступления с докладами: о явлении синонимии в русском языке, о трудностях омонимии, об антонимах - словах, выражающих контрастные понятия и антагонистическую непримиримость изображаемого. Понятие о паронимах.

Рассказ учителя о способе выражаться посредством кратких, метких и образных иносказательных выражений, о путях их появления в языке и жизни в нашей речи.

Сообщения учащихся об источниках фразеологизмов и их употребляемости в речи.

Рассказ учителя о неисчерпаемом источнике образования новых слов, о грецинизмах и латинизмах. Самостоятельная работа учащихся по "расшифровке" слов, имеющих в своём составе иноязычные морфемы. Работа с таблицей - ключом к тайне многих международных слов.

Выступления учащихся с докладами о значении крылатых выражений и их роли в русском языке и литературе. Конкурс на лучшее знание пословиц, поговорок. Авторские афоризмы, их значение и употребление вне литературного контекста.

 

Слово учителя о роли неологизмов в современном русском языке. Беседа с учащимися о причинах заимствований на современном этапе, об основных сферах жизни общества, которые активно пополняются новыми словами (политика, экономика, наука, культура и т.п.). Работа над толкованием неологизмов, их стилистической окраской. Обсуждение причин речевых ошибок.

Практическое занятие: работа со справочной литературой. Работа над построением текста (в том числе словарной статьи), поиск логической последовательности и средств связи.

Подведение итогов занятий курса. Защита проектов учащимися на выбранные темы

Лекция.

Беседа.

Практикум.

Диспут.

Сообщения учащихся.

Лекция.

Работа с текстом.

Доклады учащихся.

Лекция.

Практикум.

Выступления учащихся.

Семинар.

Работа в группах.

Выступления учащихся.

Лекция.

Практикум.

Индивидуаль-

ные сообщения.

Лекция.

Практикум.

Семинар.

Соревнование.

Беседа.

Практикум.

Решение поисковых задач.

Практикум.

Деловая игра.

Семинар.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

По плану

фактическая

1.

Вводное занятие.

Роль языка в жизни человека

1

07.09

2.

В мастерской слова.

Пути появления слов.

2

14.09

21.09

3.

Как мы говорим?

Трудности речевой культуры.

2

28.09

05.10

4.

"Биография" слова: "В честь и по поводу".

1

12.10

5.

"Биография" слова: загадки этимологии.

2

19.10

26.10

6.

Слово и его имя.

Лексическое разнообразие.

1

09.11

7.

Почему так говорят?

Возникновение и жизнь фразеологизмов.

2

16.11

23.11

8.

Заимствованное богатство.

1

30.11

9.

Мудрость в портативной форме.

1

07.12

10.

Слова - "пришельцы".

Значение  неологизмов.

1

14.12

11.

Ещё раз о словарях.

1

21.12

12.

Итоговая конференция. Защита проектов

2

28.12

Список  литературы

Для учителя

1. Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М. 1986.

2. Боброва Т А. Снова в мире слова.- М. 2001.

3. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М. 1981.

4. Виноградов В. В Лексикология и лексикография. Пр. 1999.

5. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. - М. 1995.

6. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. М. 2001.

Для учащихся

1. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2т. / А.И. Федоров.  М., 1997.

2. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". - Ростов н/ Д. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по культуре речи

Элективный курс по культуре речи: "Условия успешной коммуникации"....

Элективный курс "Стилистика. Культура речи."

   Элективный курс «Стилистика. Культура речи.» предназначен для  учащихся  9-го класса. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладае...

Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов

Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы  каждому культурному  человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей....

Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...

Программа элективного курса для учащихся старших классов «Деловая речь на английском языке»

Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Английский язык играет исключительно важную роль в таких областях человеческой деятельности, как наука, техника, экономи...

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса

Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...