Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Ефремова Наталья Александровна

Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе предназначена для использования при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Основная цель данного курса  - повышение грамотности учащихся, улучшение качества письменной речи. Программа элективного курса предполагает повторение и закрепление  знаний норм орфографии и пунктуации, развитие умения применять правила, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Важнейшим направлением курса является углубление и систематизация орфографических и пунктуационных правил, опора на их системность, логику, взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.д.).

    Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями. Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова, которые помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово. Развитию навыков пунктуационной грамотности способствует умение выполнять пунктуационный разбор синтаксической единицы.

   Таким образом, курс по углублению и систематизации орфографических и пунктуационных правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для девятиклассников особенно актуальным в связи с предстоящей государственной итоговой аттестацией по русскому языку.

   Программа разработана на основе программы элективного курса по русскому языку «Трудности орфографии и пунктуации» С. И. Львовой. Курс состоит из 35 часов годового обучения, разделённого на полугодия: соответственно 16 часов  на работу по орфографии, 17 часов – по пунктуации и 2 зачетные работы.

   Изолированное изучение каждой части русского правописания предлагается для воплощения идеи систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений. При таком подходе предусматривается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

Курс преследует следующие цели:

  • подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку;
  • углубить и систематизировать орфографические и пунктуационные правила;
  • повысить грамотность учащихся;
  • развить культуру письменной речи.

      В результате изучения элективного курса «Орфография и пунктуация в вопросах и ответах» учащиеся должны знать:

- содержание курса, цели и задачи его изучения;

- основные нормы русского литературного языка;

- сущность разных типов орфограмм, приведя их в определенную систему;

- взаимосвязь фактов языка и истории ;

                должны понимать:

- связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом);

                должны уметь:

- объяснять условия выбора орфограмм;

- применять алгоритм при выборе написания;

- пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;

- осуществлять самоконтроль и самоанализ;

- составлять план, таблицы, развернутые схемы;

- публично выступать;

           должны приобрести  навык:

- оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Орфография -17 часов.

1.

Правописание корней

1

Лекция. Беседа с учащимися.

2.

Правописание приставок

3

Беседа. Выполнение тренировочных упражнений.

3.

Правописание суффиксов

3

Лекция. Тренировочные тестовые упражнения.

4.

-Н-, -НН- в различных частях речи

3

Лекция. Практикум. Выполнение тестовых заданий.

5.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

4

Лекция с элементами беседы, практикум. Выполнение тренировочных тестовых заданий.

6.

Различение НЕ и НИ

1

Практикум. Выполнение тестовых заданий.

7.

Слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи

2

Практикум. Выполнение тренировочных упражнений.

Пунктуация -15 часов.

8.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях

1

Лекция с элементами беседы, практикум. Выполнение тренировочных тестовых заданий.

9.

Грамматическая основа предложения

1

Лекция с элементами беседы, практикум. Выполнение тренировочных тестовых заданий.

10.

Синтаксическая харак- теристика предложения

1

Беседа с учащимися. Создание предложений по синтаксическим моделям.

11.

Простое предложение

3

Практикум. Тренировочные упражнения

12.

Обособленные члены предложения

3

Практикум. Выполнение тренировочных тестовых заданий.

13.

Сложное предложение

5

Беседа. Выполнение тренировочных упражнений.

14.

Нарушение синтаксических норм

1

Лекция. Выполнение тренировочных тестовых заданий.

Итого

32

Контрольных работ

2

Содержание программы:

Орфография -17 часов.

    Тема 1. Правописание корней

    Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне. Корни с чередованием.

    Тема 2. Правописание приставок

    Правописание неизменяемых на письме приставок, приставок ПРЕ и ПРИ, приставок на –з-, -с-. Иноязычные приставки. Разделительные Ъ, Ь.

    Тема 3. Правописание суффиксов

    Правописание суффиксов глаголов, имен прилагательных и причастий. Гласная перед –л- в глаголах прошедшего времени. Гласная перед суффиксами причастий прошедшего времени.

    Тема 4. -Н-, -НН- в различных частях речи

    -Н-, -НН- в суффиксах имен прилагательных, причастий. –Н-, -НН- в кратких прилагательных и причастиях. –Н-, -НН- в наречиях. –Н-. –НН- в именах существительных.

     Тема 5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

    Не с именами существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е, причастиями, глаголами и деепричастиями. Правописание отрицательных местоимений и наречий.

    Тема 6. Различение НЕ и НИ

    Тема 7. Слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи

    Правописание производных предлогов, союзов и союзных слов.

Пунктуация – 15 часов.

    Тема 8. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях

    Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

    Тема 9. Грамматическая основа предложения

    Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемых.

    Тема 10. Синтаксическая характеристика предложения

    Основные характеристики простых и сложных предложений.

    Тема 11. Простое предложение

    Основные виды простых предложений. Знаки препинания при однородных членах.

    Тема 12. Обособленные члены предложения

    Понятие об обособленных членах предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

    Тема 13. Сложное предложение

    Типы сложных предложений. Виды связи придаточных в СПП. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

    Тема 14. Нарушение синтаксических норм

    Основные грамматические нормы и их характеристика.

   

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

По плану

фактическая

1.

Вводный урок. Знакомство с целями и задачами курса

1

02.09

2.

Правописание корней. Проверяемая безударная гласная

1

09.09

3.

Правописание приставок. Разделительные Ъ, Ь

1

16.09

4.

И-Ы после приставок на согласный, иноязычные приставки

1

23.09

5.

Правописание суффиксов имен прилагательных

1

30.09

6.

Правописание суффиксов глаголов. Гласная перед –л- в глаголах прошедшего времени

1

07.10

7.

Правописание суффиксов причастий (кроме н//нн), гласная перед суффиксами причастий прошедшего времени

1

14.10

8-10.

Н и НН в различных частях речи

3

21.10

11.11

18.11

11.

НЕ с именами существительными, прилагательными и наречиями на –о, -е

1

25.11

12-13.

НЕ с причастиями, глаголами и деепричастиями

2

02.12

09.12

14.

Правописание отрицательных местоимений и наречий

1

16.12

15.

Различение НЕ и НИ на письме

1

23.12

16-17.

Слитное, раздельное и дефисное написание омонимичных частей речи

 2

13.01

20.01

18.

Зачетная работа по теме «Орфография»

1

27.01

19.

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях

1

03.02

20.

Грамматическая основа предложения

1

10.02

21.

Синтаксическая характеристика предложения

1

17.02

22.

Простые односоставные предложения

1

24.02

23.

Союз И в ССП и ПП с однородными членами

1

02.03

24.

Знаки препинания при однородных членах

1

09.03

25.

Обособленные члены предложения

1

16.03

26-27.

Знаки препинания при обособленных членах

2

30.03

06.04

28.

Типы СП, виды связи придаточных в СПП

1

13.04

29.

Знаки препинания в СПП

1

20.04

30.

Знаки препинания в БСП

1

27.04

31.

Знаки препинания в СП с различными видами связи

1

04.05

32.

Замена придаточной части СПП обособленным определением

1

11.05

33.

Нарушение синтаксических норм

 1

18.05

34.

Зачетная работа по теме «Пунктуация»

1

25.05

Список литературы

   Для учителя

1.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

2. Баронова М. М. Русский язык. ЕГЭ-учебник / М. М. Баронова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

3.Г.Г.Граник,  С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии». -  Москва, «Просвещение», 1991.

4. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева.- М.: Эксмо, 2007.

      5. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников  и

 поступающих в вузы. - Москва, «Просвещение», 2008.

 Для учащихся

       1.Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

           2. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для      школьников  и поступающих в вузы. - Москва, «Просвещение» 1991г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс (17 часов)...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Программа элективного курса по русскому языку в 11 классе 34 часа (1 час/неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку, 11 класс. "Учимся рассуждать".

Данный курс поможет в подготовке учащихся к ГВЭ по русскому языку, детально ознакомит выпускников со структурой и основными требованиями к сочинению-рассуждению....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...