Буквы е-и в корнях с чередованием.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Булыгина Яна Владимировна

Проект урока русского языка в 5 классе

в контексте ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.odt28.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Проект урока русского языка в 5 классе

                                               в контексте ФГОС.

                                                                      Материал подготовлен учителем

                                                                русского языка и литературы

                                                                          МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска.

                                                                         Булыгиной Яной Владимировной.

 

                                                             Тема: Буквы е-и в корнях с чередованием.

 Цели:

  • Создать условия для  самостоятельного поиска учениками языковой закономерности на основе предложенных примеров слов и формулирования вывода о правописании гласных в корнях с чередованием.
  • Сформировать представление о правописании гласной в корнях с чередованием е , и ;учить графически обозначать орфограмму .

Задачи:

  • Овладевать знаниями об  условиях выбора гласных е-и в корнях с чередованием; -
  • Дать возможность проявить чувства  находчивости и уверенности в своих силах. 
  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Знакомство с  условиями выбора гласной е-и
  • Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей 
  • Знание  понятий: чередование звуков.
  • Владение навыками "видеть" корни с чередованием е-и  и правильно писать гласную корня. 
  •  Умение  использовать интернет- ресурсы для поиска информации по данной теме.          
  • Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты:
Личностные результаты

  • Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.
  • Формировать самооценку школьника на основе успешности.

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • Осознание особой роли русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явление национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию. 
  • Развитие умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание. 

Метапредметные результаты 

Познавательные результаты

Умение:

  •  сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
  •  обобщать полученную информацию,
  •  прогнозировать учебную ситуацию,
  •  выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты

Умение:

  •   выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
  •   формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
  •   осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты

Умение:

  •  участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
  •  организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
  •  аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,

Предметные результаты 

  •  формирование навыка "видеть" корни с чередованием Е - И,
  •  знание условий выбора гласных Е - И в корнях с чередованием,
  •  умение графически обозначать изученную орфограмму,
  •  формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

                                  

                                                                                       Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

1.Организационный

Цель: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку? Желаю вам на уроке солнечного настроения и хорошей работоспособности 

 –Для того чтобы определить тему урока, обратимся к эпиграфу.

Психологический настрой учащихся на урок.


 Личностные :

  1. Внимание.
  2. Уважение к окружающим.
  3. Эмоциональный настрой на урок.

 2. Возникновение проблемной ситуации.

Цель: создать проблемную ситуацию на основе противоречий

3. Постановка проблемы(целеполагание)

Чтение эпиграфа к уроку

-Как вы понимаете слова С.Я.Маршака?

- Выпишите однокоренные слова.

Люди пишут,а время ст..рает,

Всё ст..рает,что можно ст..реть.

Но скажи:если слух ум..рает,

Разве должен и звук ум..реть?

                        С.Я.Маршак.

Ст..рает-ст..реть

ум..рает-ум..реть

-С какой проблемой столкнулись?

- Сформулируйте тему и цели урока.

Учащиеся обдумывают и высказывают свои мнения о значении строк,формулируют тему урока и цель урока.

 

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание. 

4. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Вспомните, кто командует корнями с безударной гласной?

-Расскажите о корнях с чередующейся гласной.

-Вставьте пропущенные буквы. От чего зависят гласные в таких корнях?

- В каких словосочетаниях вы столкнулись с новой темой?

Учащиеся называют типы корней с безударными гласными: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.

-Корни с чередующимися буквами нельзя проверить ударением.

-Они зависят от определённых условий.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений

5.Поиск решения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

6. Построение проекта выхода из затруднения . Проговаривание новых знаний. Запись в виде опорного конспекта.

Уб..рать игрушки-соб..рать урожай

-Выделите корни.

-Как вы думаете какие гласные надо вставить? От чего зависят?

На  доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

Разбирать – разберу

Отпирать – отпереть

Задирать – задеру

Вытирать – вытереть

Замирать – замереть

Блистать – блестеть

Расстилать – расстелить

Выжигать – выжег

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

Выделим в слове корень.

Поставим ударение.

Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

Познавательные: Познавательные:

преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. 

7 .Применение знаний на практике.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону.

- В каком ряду во всех словах пишется буква И?

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. 

Работа в парах. Речевое проговаривание. 

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    ФИЗМИНУТКА

Учитель читает стихотворение, учащиеся, услышав слово с изученной орфограммой хлопают в ладоши.

Серый зайка удирает,

Сердце в пятках замирает.

Расстилаясь по тропинке,

Мимо ёлки и осинки

Он блистательно бежит,

Выбирает виражи.

Обжигает ветер ушки!

Скок – поскок –

Беглец в избушке.

Запирай, зайчиха, дверь!

Нам не страшен жуткий зверь!

Учащиеся встают, слушают стихотворение.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.(упр.647)

Учащиеся делают вывод о том, что они знают, а чего не знают.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

9. Итог урока.

Цель: осознание своей деятельности,самооценка результатов.

Учитель возвращает учащихся к началу урока.

Люди пишут,а время ст..рает,

Всё ст..рает,что можно ст..реть.

Но скажи:если слух ум..рает,

Разве должен и звук ум..реть?

На основе полученных знаний вставляют буквы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

10.Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование  гласных в корне слова».

Прием « Незаконченное предложение».

Работа в парах или группах.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: 

Упр. учебника….

Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1.составить синквейн  на изученную орфограмму. 

2. написать  лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...

Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"

В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с",  "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...