План работы по русскому языку и литературе со слабоуспевающими учащимися .
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Михеева Галина Викторовна

Данный документ содержит план работы по русскому языку и литературе, рассчитанный на один учебный год, а также рекомендации по работе со слабоуспевающими и профилактические мероприятия по недопущению неуспеваемости среди учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_so_slabouspevayushchimi.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

План работы

со слабоуспевающими учащимися

учитель русского языка и литературы

Михеева Галина Викторовна

2017-2018 учебный год

г. Пыть-Ях

Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

1) создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;

2) отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;

3) реализация разноуровнего обучения;

4) изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;

5) формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Программа деятельности учителя-предметника

со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем.

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2).

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений.

8. Как учителю-предметнику оформить следующую документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся;

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

План работы со слабоуспевающими обучающимися

на 2017-2018 учебный год  

Мероприятия

Срок

1.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися.

В течение учебного года.

3. Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах).

В течение учебного года.

4. Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

5. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

6. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

7. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими

Контролировать:

  • наличие точно и полно записанного задания на самоподготовку (оно продиктовано и объяснено учителем на уроке);
  • наличие текста изучаемого художественного произведения, учебника, орфографического словаря, тетради.

Требовать:

  • проработки теоретического материала по изучаемой (повторяемой) теме;
  • обязательного выполнения письменных заданий на самоподготовку в соответствии с указаниями учителя.
  • обязательного чтения изучаемого художественного произведения;
  • выполнения работы над ошибками в контрольных, самостоятельных работах, в письменных работах по литературе;
  • посещения дополнительных занятий по русскому языку в соответствии с графиком и требованиями учителя.

Оказывать помощь:

  • в случае затруднения при выполнении задания на самоподготовку (возможна организация помощи сильных учеников слабоуспевающим);
  • в составлении вопросов для учителя в случае недопонимания   учащимися   учебного материала.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

- Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

- Предложения учащимся примерного плана ответа.

- Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

- Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

- Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

- Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

- Напоминание приема и способа выполнения задания.

- Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

- Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

- Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

- Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

-Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек с направляющим планом действий.

  1. Действия учителя со слабоуспевающими учащимися,
  2.  направленные на достижение успеха в учебе

Общая стратегия

Методы

Изменить методы обучения

  • Использовать конкретные учебные материалы.
  • Разнообразить методы обучения.

Обеспечить дополнительные занятия

  • Дополнительная помощь от учителя.
  • Помощь одноклассников (консультантов).

Воодушевлять и поддерживать

  • Высказывать одобрения, комплименты, поддержку с целью улучшать успеваемоемость.

Формировать уверенность в себе

  • Акцентировать внимание на улучшении в учебе.
  • Отмечать привнесенный вклад.
  • Мотивировать на учебу.
  • Демонстрировать свою веру в успех.
  • Признавать трудность задач.
  • Ограничивать время выполнения задачи.

Напоминать прошлые успехи

  • Анализировать прошлые успехи.
  • Разрешать повторять прошлый успех.

Признавать достижения

  • Одобрение вслух.
  • Поощрительные оценки.
  • Предоставление учебных льгот.

Поощрять  учащихся

  • Приглашать учащихся в качестве консультанта к учащимся младших классов.
  • Ставить в пример.

Профилактика неуспеваемости на уроках русского языка и литературы

Этапы урока

Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

  • Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.
  • Тщательно анализировать ошибки, допускаемые учащимися в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок.
  • Контролировать усвоение материала учащимися, пропустившими предыдущие уроки.
  • По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению.

При изложении нового материала и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

  • Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы.
  • Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими   учащимися      основных элементов излагаемого или изучаемого материала.
  • Стимулировать вопросы со стороны обучаемых, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала.
  • Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков.
  • Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке.

  • Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы.
  • Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах.
  • Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы.

При организации самостоятельной работы  учащихся в часы самоподготовки.

  • Обеспечить повторение изученного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы.
  • Систематически давать задания по работе над типичными ошибками.
  • Четко инструктировать учащихся (особенно слабоуспевающих) о порядке выполнения самостоятельных работ.
  • Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями.
  • Давать карточки-консультации, направляющие работу слабоуспевающих     и выполнение определенных заданий.
  • Давать задания по повторению материала, который потребуется для усвоения новой темы.
  • В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения.

Работа со слабоуспевающими на уроках русского языка и литературы

Работа ученика по заданию учителя

Деятельность учителя

Русский язык

1. Выполнение заданий по самоподготовке.

а) Выучить теоретический материал заданного параграфа, конспекта.

б) Выполнить упражнение в соответствии с заданием.

а) Выборочный опрос.

б) Проверить наличие выполненного упражнения в тетради.

2. Пятиминутки русского языка.

Записать и выучить слова.

а) Провести пятиминутку или проконтролировать работу ассистентов.

б) Выборочный опрос.

в) Проверка наличия записанных слов.

3. Работа над ошибками.

Выполнить работу над ошибками в соответствии с требованиями  учителя.

Проверить наличие работы над ошибками и качество ее выполнения.

4. Индивидуальные задания.

После проверки учителем тетради выполнить указанное задание (повторить…, выучить…, переделать …).

а) Выборочный опрос по указанному материалу.

б) Проверить наличие выполненного задания.

5. Каникулярные задания.

а) Выучить указанный учителем теоретический материал.

б) Выполнить указанные упражнения.

а) Выборочный опрос по теории.

б) Проверить наличие выполненного задания.

6. Дополнительные занятия.

а) Задать вопросы по непонятному материалу.

б) После объяснения  учителя выполнить указанное задание.

Контролировать посещение занятий слабоуспевающими учащимися.

Литература

1. Выполнение занятий на самоподготовке.

а) Прочитать указанные произведения или эпизоды.

а) Выборочный опрос на знание текста произведения.

б) Проверка наличия выполненного задания.

Выводы:

1. Необходимо варьировать методы обучения, позволяющие слабоуспевающим учащимся активно усваивать учебный материал;

2. Необходим подбор разноуровневых учебных заданий для самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся по наиболее существенным разделам учебного материала.

Учитель русского языка и литературы                         Михеева Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»  2006-2011 гг....

План работы методического объединения русского языка и литературы со слабоуспевающими учащимися

План работыметодического объединения русского языка и литературысредней школы имени Абая  со слабоуспевающими учащимися...

План работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к ЕГЭ

В данном материале предлагается план работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ.  Главное достоинство материала заключается в том, что в предложенном плане работы предусмотрены основные направле...

Программа коррекционной работы по русскому языку и литературе со слабоуспевающими обучающимися на 2020-2025 учебные годы

Программа   состоит из следующих разделов:1.Организация работы со слабоуспевающими учениками на уроке.2.Мероприятия по предупреждению неуспеваемости обучающихся.3.Мероприятия по компенсации ...

План работы учителя русского языка с неуспевающими и слабоуспевающими учениками

План работы учителя русского языка с неуспевающими и слабоуспевающими учениками...

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний, учащихся по русскому языку и литературы....