Понятие о тексте. Основные признаки текста
план-конспект урока по русскому языку на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Цель:

предполагается, что в результате деятельности учащиеся будут

знать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершённость).

уметь: определять наличие признаков в тексте.

Задачи  развития:  

содействовать  развитию умений  сравнивать, анализировать, высказывать суждения,

содействовать  развитию навыков рефлексии, коммуникативных умений учащихся.

Воспитательные задачи:

способствовать развитию интереса к чтению;

способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.

Тип урока: изучения нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о тексте. Основные признаки текста

Цель:

предполагается, что в результате деятельности учащиеся будут

знать: что такое текст, тема и основная мысль текста; основные признаки текста (единство темы и основной мысли, связность, последовательность, завершённость).

уметь: определять наличие признаков в тексте.

Задачи  развития:   

содействовать  развитию умений  сравнивать, анализировать, высказывать суждения,

содействовать  развитию навыков рефлексии, коммуникативных умений учащихся.

Воспитательные задачи:

способствовать развитию интереса к чтению;

способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к природе.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Ориентировочно-мотивационный этап.

Введение в тему (словарный диктант)

Телеграмма, ель, коридор, счастлив, территория.

(определение учащимися темы и цели урока)

Актуализация опорных знаний.

В ходе работы составляется опорная схема.

А) - Ребята, а что такое текст? (Текст – это несколько предложений связанных по смыслу).

3.  Операционно-обучающий этап.

Б) - Можно ли следующую запись назвать текстом?

№ 1

За рекой было поле. В это время они проходили мимо яблони, которая росла посреди улицы. Два окна выходили во двор. (Нет, они не объединены темой.)

- Да, ребята, мы не можем определить, о чём идёт речь, т. е. не можем назвать предмет речи.

  • Начало работы над схемой.

Текст = тема                    +                   основная мысль

        

предмет речи                                главное о предмете речи

(о чём?)        (что говорится о нём?)

В) - Обратимся к ещё одной записи.

№ 2

Для меня хорошая книга – праздник. Папа вечером всегда читает книгу. Завтра в библиотеку принесут новые книги.

- Предмет речи один – книга. Но будет ли эта запись текстом? (Нет.)

- Значит, нужно ещё что-то важное. Найдите нужную информацию в учебнике (стр. 109.)

Завершение построения опорной схемы.

Г) – Что может подсказать нам заголовок? (Тему или основную мысль.)

Выполнение упражнения 190.

Дополнительное задание: составить схемы предложений с прямой речью. (А: «П?». А: «П».)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Рожицы»

Работа с понятийным словарём. Чтение материала на стр. 110 (единство темы и основной мысли, связность.)

- В том, что тема и основная мысль составляют центр, основу текста, мы с вами убедились. Данный признак подтверждает и наша схема. Но обратимся ещё раз к записи № 1. Докажите, что здесь нарушен ещё один признак текста. (Связность.)

Выполнение упражнения 192.

Дополнительное задание: выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения.

Они истребляют бесчисленное множество насекомых и гусениц.

Ο и Ο.

Работа с понятийным словарём. Чтение материала на стр. 111-112

(последовательность, завершённость.)

Составить схему, которая могла бы разъяснить, что значит завершённость.

  1. начало

тема         2. средняя часть                 завершённость в раскрытии темы

3.концовка

4. Контрольно-коррекционный этап.

Выполнение упражнения 194 (1).

5. Этап определения д/з.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: §29, 30. Упр. 194 (2).

6. Рефлексивный этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

Тема текста. Основная мысль текста.

В каждом классе изучается определенный объем речеведческой теории, которую необходимо усвоить детям. В 5 классе дети изучают лишь базовые речеведческие понятия. По программе Л. З. Шакировой, Н. Н. Фат...

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

Урок русского языка в 5 классе "Текст. Основная мысль текста"

Урок русского языка в 5 классе по программе "Алгоритм успеха". Урок ознакомления с новым материалом. Цели: расширение  и обобщение знаний обучающихся о тексте, закрепление умения распознавать тек...

5 класс . ТЕКСТ. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника(без претензии на авторство)...

Основные признаки текста

Научить строить связанный рассказ на лингвистическую тему, пользоваться  разными видами чтения (ознакомительным, просмотровым, изучающим) и навыками аудирования, извлекать и сравнивать  инфо...

3-Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

laquo;Разработки конспектов уроков русского языка для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС по разделу «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем»...