Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Иваченко Светлана Брониславовна

Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_olimpiada_7_klass_novoe.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

Автор-составитель

                                                                                                Иваченко С.Б.

Москва 2017 г.

Пояснительная записка

        Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Цель настоящего курса - подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Задачи:

  • подготовить ребят к различным видам заданий;
  • сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • освоить решение лингвистических задач.

В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.

Формы работы: групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера, лингвистический анализ текста.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.

        

В результате прохождения данного курса учащиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • знать различные виды анализа языковых единиц;
  •  нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

Личностными результатами  являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;  
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;  
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
  • соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Предметными результатами являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа;
  • понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка

Данная программа рассчитана на 34 часа.

Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Название раздела, темы

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Формы и приёмы работы

1

Введение. Разные виды олимпиадных заданий

Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению.

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.

2

История русского языка

Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике.

Лекция с элементами беседы.

Тренировочные упражнения.

Решение лингвистических задач.

5

Фонетические явления.

Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Исторические чередования. Фонетический анализ слова, транскрипция.

Лекция с элементами беседы, выполнение заданий.

6

Орфоэпия.

Орфоэпические нормы. Ударение.

Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений.

7

Лексикология.

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы. Заимствованные слова.

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

8

Фразеология.

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.

Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений.

9

Этимология.

Происхождение слова. Ложная этимология. Работа с этимологическим словарём.

Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения.

10

Морфемика и словообразование.  

Структура слова. Аффиксы.

Различные способы образования слов.

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.

11

Морфология.

Морфологический анализ слова. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Служебные части речи.

Лекция с элементами беседы.

Самостоятельная работа.

Работа в группах.

12

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. Виды предложений. Синтаксические синонимы.

Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний.

13

Стилистика и культура речи.

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

 Самостоятельная работа.

Тренировочные упражнения.

14

Социолингвистика.

Литературные нормы языка.

Тренировочные упражнения.

15

Сравнительное языкознание.

Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.

Тренировочные упражнения.

Работа в группах.

16

Различные виды анализа текста.

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Разные виды олимпиадных заданий.

1

История русского языка (4ч.)

2

Знаковая система языка.

1

3

"Откуда есть пошла славянская письменность?"

1

4

Буквы кириллицы. Реформы азбуки.

1

5

Оформление книг.

1

Фонетические явления (3ч.)

6

Падение редуцированных.

1

7

Исторические чередования.

1

8

Московское произношение.

1

Заимствованные слова (1ч.)

9

Заимствованные слова. Заимствования из латинского языка.

1

Читаем старые тексты

Анализ древнерусских и старославянских текстов (5ч.)

10

Остромирово Евангелие.

1

11

Русские летописи.

1

12

Поход Олега на Царьград.

1

13

"Слово о полку Игореве" (фрагменты текста)

1

14

"Читаем старые тексты".

1

Разделы науки о языке

Орфоэпия (1ч.)

15

Орфоэпические нормы. Ударение.

1

Лексикология и фразеология (4ч.)

16

Лексическое значение. Полисемия. Омонимия.

1

17

Паронимы. Различные лексические группы.

1

18

Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение.

1

19

Работа с толковым и фразеологическим словарями.

1

Этимология (1ч.)

20

Происхождение слова. Работа с этимологическим словарём.

1

Морфемика и словообразование (2ч.)

21

Структура слова. Аффиксы.

1

22

Различные способы образования.

1

Морфология (5ч.)

23

Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа.

1

24

Имя прилагательное: разряды. Решение лингвистических задач.

1

25

Глагол и его морфологические признаки. Решение лингвистических задач.

1

26

Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных.

1

27

Служебные части речи.

1

Синтаксис и пунктуация (2ч.)

28

Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения.

1

29

Конструирование предложений и словосочетаний.

1

Стилистика и культура речи (2ч.)

30

Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка.

2

Социолингвистика (1ч.)

31

Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы.

1

Сравнительное языкознание (2ч.)

32

Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика.

1

33

Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование.

1

Различные виды анализа текста (1ч.)

34

Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста.

1

Всего

34

Список литературы

  1. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
  2. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение»
  4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
  5. Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс
  6. Различные справочники и словари.
  7. Сайт Всош: олимпиадные задания по русскому языку. Подготовка  учащихся к олимпиаде по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...

Рабочая программа по внеурочной деятельность "Подготовка к ГИА по английскому языку" 7 класс.

Данная рабочая программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению курса внеурочной деятельности «Подготовка к ГИА по английскому языку&r...

Рабочая программа групповых занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа  групповых занятий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательный русский язык»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка,а также обеспечить дополнительную подгото...