Урок по теме "Числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сосорова Маргарита Владимировна

Урок по теме "Числительное как часть речи"  в 6 классе по учебнику Ладыженской, построен по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.67 КБ
Office presentation icon chislitelnoe_6_klass.ppt428.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa_dlya_zapolneniya.doc31 КБ
Microsoft Office document icon zadaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Имя числительное как часть речи.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представления об имени числительном как части речи

Планируемые результаты: ученик научится определять, что обозначает имя числительное, его морфологические признаки, синтаксическую роль.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и наших гостей.  ПРИВЕТСТВИЕ – СЛАЙД 2

2.Проблема и целеполагание.

- Ответьте на мои вопросы, пожалуйста.  - СЛАЙД 3

- Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы.

- Вы знаете, какой частью   речи являются эти слова?

При ответе вы использовали имена числительные.

 - Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать? Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока - Имя числительное как часть речи. Записываем дату и тему урока. – СЛАЙД 4.

- Что же мы должны будем узнать и чему научиться? Давайте вместе определим цели и задачи круг нашего урока. – СЛАЙД 5

- На столах у вас лежат листы для заполнения. Заполняем по ходу изучения темы.

  1. Практическая деятельность.- СЛАЙД 6 и 7 (ПРОВЕРКА)
  1.  - Запишите предложения, найдите числительные, поставьте вопрос и определите синтаксическую роль

Три книги стоят на полке. – Что?- три книги ИЛИ Сколько? - Подлежащее

Мы живем на пятом этаже. – Каком? - Определение

Я взял в библиотеке три книги. – Что? - Дополнение

Поезд отправляется в десять часов. – Когда? – Обстоятельство.

- Вы определили, что числительные отвечают на вопросы СКОЛЬКО и КАКОЙ (ая, ое ие).

 -А что означает имя числительное? количество и порядок. – Это 1 пункт нашей таблицы

 - Как выстоите по порядку на уроках физкультуры? (По порядку рассчитайтесь)

 - Вопросы, на которые отвечает имя числительное - это 2 пункт нашей таблицы

 - Вы определили синтаксическую роль числительных – это 3 пункт таблицы.

  1. Разряды числительных. – СЛАЙД 8 и 9 (ПРОВЕРКА)

 - Распределите слова на две группы. Определите принцип деления.

          Шестой, пятнадцатый, тридцать четыре, восемь, девятнадцатый, сорок семь, два, девяносто, сто восемьдесят третий.

                                         Слова делятся на 2 группы: отвечают на разные вопросы.

 - Все числительные делятся на две группы: ПОРЯДКОВЫЕ и КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ-

                                                 СЛАЙДЫ  10, 11, 12

 - Объясните название разрядов………..Это 4 пункт таблицы.

 - Распределите по разрядам. – СЛАЙД 13 и 14 (ПРОВЕРКА)

   два, трое, седьмой, три пятых, первый, тринадцатый, сто, тысячный. _ ВЗАИМОПРОВЕРКА и ОЦЕНИВАНИЕ.

  1. Физкультминутка (на выбор учителя)

  1. Изменение числительных.- СЛАЙД 15

- Запишите и сравните ИЧ: Три яблока – Трем яблокам – Трех  яблок – РАЗНЫЕ ПАДЕЖИ

 - Вывод: Колич. числит. изменяются по падежам.

- А колич. числит. изменяются по родам? По числам? – НЕТ

- А порядков. числит. изменяются по падежам? Числам? Родам?  - СЛАЙД 16.

                                                                 Это 5 пункт таблицы

  1. Отличие ИЧ от других частей речи. – СЛАЙД 17 и 18 (ПРОВЕРКА)

 - Распределите слова по частям речи. – ЗАДАВАТЬ ВОПРОС.

   пятиэтажный, двойка, второй, пятиклассник, двойной, утроить, пять, трехместный, столетний, два, три, тройка,  сотый, пятый, удвоить,  пятак,

6) Употребление в речи

 - Мы употребляем ИЧ в своей речи? Зачем?

 - А сейчас я прочитаю загадки  с числительными.

1) Два конца, два кольца — посредине гвоздик. (Ножницы)

 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты)

3)  Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол)

4) Пять мальчиков — пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. (Перчатки)

 - Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы. – СЛАЙД 19

    Пословицы «потеряли» свое продолжение, вам нужно в парах быстро подобрать к первой части пословиц их продолжение.

  • Семеро   …
  • Заблудиться …
  • Знать  …
  • Идти …
  • Семь раз отмерь …
  • Один ум хорошо …
  • в трёх соснах
  • как свои пять пальцев
  • а два лучше
  • один раз отрежь
  • одного не ждут
  • на все четыре стороны

7)Закрепление.- Тестирование- СЛАЙДЫ 20-23 (4 вопроса) и 24 (ПРОВЕРКА)

        4) Подведем итоги. Прочитаем определение по таблице, которую вы заполняли в течение урока. – СЛАЙД 25

 - Как бы вы оценили свою работу на уроке? – СЛАЙД 26

          5) Д/З- СЛАЙД 27


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 6 класс

Слайд 2

Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора.

Слайд 3

Мини-анкета. 1. Какое сегодня число? 2. Сколько человек сегодня в классе? 3. Сколько у вас сегодня уроков? 4. Сколько тебе лет?

Слайд 4

Третье марта Классная работа Имя числительное как часть речи

Слайд 5

Цели урока: Познакомиться с признаками числительного как части речи: -общее значение, - на какие вопросы отвечает, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении; Увидеть отличие числительных от других частей речи; Формировать умение находить числительные в тексте.

Слайд 6

Запишите предложения, найдите числительные, задайте к ним вопрос и определите синтаксическую роль Две книги стоят на полке. Мы живем на пятом этаже. Я взял в библиотеке три книги. Поезд отправляется в десять часов.

Слайд 7

Две книги стоят на полке. 2. Дважды два- четыре. 3. Мы живем на пятом этаже. 4. Я взял в библиотеке три книги. 5.Поезд отправляется в десять часов.

Слайд 8

Распределите слова на две группы. Определите принцип деления. Шестой, пятнадцатый, тридцать, восемь, девятнадцатый, сорок, два, девяносто, третий

Слайд 9

Проверяем: Шестой Пятнадцатый Девятнадцатый третий Тридцать Восемь Сорок Два девяносто

Слайд 10

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Отвечает на вопрос с колько? обозначает количество предметов Отвечает на вопрос какой? который? обозначает порядок предметов при счёте

Слайд 11

Количественные числительные Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое

Слайд 12

Порядковые числительные Отвечают на вопрос какой? который? Обозначают порядок предметов при счёте Примеры: первый, четвёртый, тридцатый

Слайд 13

Распределите по разрядам: количественные или порядковые Два, трое, седьмой три пятых, первый, тринадцатый, сто, тысячный

Слайд 14

Взаимопроверка и оценивание: Количественные: Два Трое сто Порядковые: Седьмой Три пятых Первый Тринадцатый тысячный

Слайд 15

Запишите и сравните числительные: Три яблока Трем яблокам Трех яблок ВЫВОД: разные падежи. Количественные числительные изменяются по падежам

Слайд 16

Изменение порядковых числительных Измените числительное ШЕСТОЙ по падежам. Измените числительное ДЕВЯТЫЙ по родам. Измените числительное СЕДЬМОЙ по числам. ВЫВОД: Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам

Слайд 17

Распределите слова по частям речи: Пятиэтажный, двойка, второй, пятиклассник, двойной, утроить, пять, трехместный, столетний, два, три, тройка, сотый, пятый, удвоить, пятак. Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол

Слайд 18

Имя существительное Двойка Имя прилагательное Числительное Глагол Двойной Два Удвоить Тройка Трехместный Три Утроить Пятак Столетний Сотый Пятиклассник Пятиэтажный Пять Пятый второй

Слайд 19

Семеро … Заблудиться … Знать … Идти … Семь раз отмерь … Один ум хорошо … в трёх соснах как свои пять пальцев а два лучше один раз отрежь одного не ждут на все четыре стороны Подберите к каждому из слов первого столбика подходящую пару из второго столбика и запишите получившиеся пословицы и фразеологизмы.

Слайд 20

1. Укажите верное утверждение А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте. Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Слайд 21

2. Каким членом предложения может быть числительное? А) подлежащим и сказуемым Б) второстепенным членом предложения В) обстоятельством и дополнением Г) разным членом предложения

Слайд 22

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько? А) шестьсот, сорок два, три Б) второй, двадцать два, девять В) пятый, шестого, сороковой Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

Слайд 23

4. Укажите строчку, где записаны только числительные А) семилетний, шестиструнный, удвоить Б) первый, восемь, тридцать В) шестиклассник, пятеро, семёрка Г) десять, двадцать три, утроить

Слайд 24

Самопроверка 1 – Б 2 – Г 3 – А 4 – Б если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше, не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться.

Слайд 25

Подведем итоги В вашей таблице сложилось определение такой части речи, как ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Слайд 26

Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке: а) я всё понял. б) я плохо понял. В) мне нужно еще всё повторить; г) я ничего не понял

Слайд 27

Домашнее задание 1) Параграф 67. 2) Упр. № 396 3)Вспомните и запишите как названия литературных произведений, в которых есть имена числительные.



Предварительный просмотр:

            Тема:

  1. Что означает?

  1. На какие вопросы отвечает?

  1. Синтаксическая роль.

  1. Разряды

  1. Изменение

  1. Употребление в речи



Предварительный просмотр:

Задания:

  1. Запишите предложения, найдите числительные, задайте к ним вопрос и определите синтаксическую роль
  1. Две книги стоят на полке.
  2. Мы живем на пятом этаже.
  3. Я взял в библиотеке три книги.
  4. Поезд отправляется в десять часов.

  1. Распределите слова на две группы. Определите принцип деления.

   Шестой, пятнадцатый, тридцать, восемь, девятнадцатый, сорок, девяносто, третий,  два.

  1. Распределите по разрядам.

Два, трое, седьмой три пятых, первый, тринадцатый, сто, тысячный

  1. Изменение числительных

- Измените числительное ШЕСТОЙ по падежам.

- Измените числительное ДЕВЯТЫЙ по родам.

 - Измените числительное СЕДЬМОЙ по числам.

  1. Распределите слова по частям речи:

    Пятиэтажный, двойка, второй, пятиклассник, двойной, утроить, пять, трехместный, столетний, два, три, тройка, сотый, пятый, удвоить, пятак.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

ТЕСТ

1. Укажите верное утверждение:

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, утроить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка в 10 классе. Тема урока: Способы словообразования знаменательных частей речи.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Используется технология развития критического мышления. Сопровождается презентацией. Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе "Учитель го...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....