Урок русского языка по теме "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Топоркова Наталья Леонидовна

В ходе урока учащиеся познакомятся  с обращением, его выражением,  с использованием обращения в устной и письменной речи; формирование навыка  выделения обращения знаками препинания.

А так же повторят падежи имён существительных, познакомятся со звательным падежом как грамматической категорией, познакомятся со звательной интонацией обращения, его эмоциональной окраской и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrashchenie.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: ознакомление  с обращением, его выражением,  с использованием обращения в устной и письменной речи; формирование навыка  выделения обращения знаками препинания.

Задачи:

  1. повторить падежи имён существительных;
  2. познакомить со звательным падежом как грамматической категорией;
  3. познакомить со звательной интонацией обращения, его эмоциональной окраской;
  4. показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления материала тем «Обращение» и «Звательный падеж»;
  5. развить умение произносить обращение с особой звательной интонацией;
  6. прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи;
  7. воспитать ответственность за сказанное слово.

Оборудование:

  1. Портрет А.С.Пушкина
  2. Схемы на доске
  3. Предложения на доске
  4. Карточки
  5. Эпиграф

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. 

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Обращение. Знаки препинания при обращении». Но сегодня на уроке мы не просто узнаем что же такое обращение и с какими знаками препинания оно дружит, но и совершим необычное путешествие во времени.

Но для этого вам необходимо открыть тетради и записать в них сегодняшнюю дату, классную работу и тему урока.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет цитата из «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек!//Добрым молодцам урок». Эти слова выбраны мной не случайно. Ведь сегодня в обучении нам с вами будут помогать именно сказки А.С.Пушкина. И как молодцы в сказках А.С. находили правильные решения, так и мы с вами сегодня узнаем много нового и интересного благодаря этим сказкам.

Наше путешествие мы начнем с того, что вспомним какие падежи мы знаем и на какие вопросы они отвечают. (Дети перечисляют падежи)

Падеж

Вопрос

И.п.

Кто? Что?

Р.п.

Кого? Чего?

Д.п.

Кому? Чему?

В.п.

Кого? Что?

Т.п.

Кем? Чем?

П.п.

О Ком? О Чём?

Все верно! К доске пойдет Полина. И Полина у доски, а вы в тетрадях просклоняем слово «СТАРИК» в ед.ч.

Падеж

Вопрос

И.п.

Кто? Что?

старик

Р.п.

Кого? Чего?

старика

Д.п.

Кому? Чему?

старику

В.п.

Кого? Что?

старика

Т.п.

Кем? Чем?

стариком

П.п.

О Ком? О Чём?

о старике

2. У вас на парте лежат белые листочки с заданием. В первом задании у вас написан небольшой отрывок. Давайте прочитаем его.

Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку. 
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

- Вы, конечно, без труда узнали эти строки. Скажите название сказки и её автора.

(А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»)

- Придя к морю, старик «стал кликать золотую рыбку». Что означает слово «клакать»?

(Звать)

- Есть такая замечательная часть речи в русском языке, которая называется «Имя существительное». Кто даст определение имени существительному?

(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что?)

- Сейчас мы с вами найдем существительные в нашем отрывке.

(Учащиеся читают по строчке и называют имена существительные, при этом подчеркивая их.)

- А теперь, когда мы нашли все имена существительные в этом отрывке, вы самостоятельно определите их падеж:

Пошёл старик к синему морю;


(не спокойно синее море)


Стал он кликать золотую рыбку. 


Приплыла к нему рыбка, спросила:


«Чего тебе надобно, старче?»

(Учащиеся зачитывают свои ответы)

Молодцы, вы правильно определили все падежи, но посмотрите… все ли слова вы наградили падежами? Никого не забыли? Никого не оставили незамеченным или обиженным?

(слово «старче»)

У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.  В старославянском языке, кроме шести обычных падежей, имена существительные имели ещё седьмую, особую форму обращения, именуемую звательным падежом. Особая звательная форма свойственна только существительным мужского и женского родов в единственном числе. Это падеж, который исчез из современного русского языка, но сохранился во многих славянских языках, например в украинском. Мамо - это звательный падеж от мама. В русском языке он встречается в исключительных случаях. Например, Боже звательный от слова Бог. 

Мы с вами тоже в некотором роде используем этот падеж. Например, когда зовёшь маму или, скажем, отца, то говоришь мам и пап.

Так же с формой звательного падежа мы с вами встречаемся и сегодня в церковных храмах на богослужениях, где богослужения ведутся на церковнославянском языке, и в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Желтые карточки под номером лежат на партах.

Карточка.

1. Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.

2. Не губи меня, девица!

3. Постой, бабушка, постой немножко...

4. Что, Соколко, что с тобою?

- Из какой сказки данные предложения?

(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

- Когда же употребляли звательный падеж?

(Когда хотели обратиться к кому-то)

- Сравним 2 предложения, написанных на доске:

1. Сладко спи, моя красавица.

2. Сладко спит моя красавица.

- В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением?

(В первом предложении есть обращение к красавице. Когда мы обращаемся к кому-то, то делаем акцент на имени этого человека, обращаемся к нему с особой звательной интонацией.)

- А в каком предложении это же слово является подлежащим?

(Во втором. Разобрать предложение по составу.)

- А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?

(Нет. Необходимо запомнить, что обращение не является членом предложения.)

        Итак, теперь мы можем сделать вывод… Что такое обращение?

Обращение – это слово или несколько слов, которые называют того, к кому обращена речь.

        У обращения есть друзья, с которыми оно никогда не расстается. И в предложении они всегда будут стоять вместе! Друзья обращения – это запятые!

        У вас на столе лежат розовые листочки, на которых написан замечательное стихотворение, которое вы должны будете выучить к следующему уроку. А сейчас давайте прочитаем его.

Ученик читает стихотворение.

Всем нам при обращении поможет обращение. 
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам. 
На письме не забывай, запятыми выделяй!

- Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т.е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.

        Обращение и запятые настолько близкие друзья, что никогда и никуда не ходят друг без друга!

- Давайте уточним, где ставится запятая, если обращение стоит в начале предложения?

Месяц, ты встаешь во тьме глубокой…   [O,….]

(После обращения)

- В конце предложения?

Здравствуй, красная девица.   […, О.]

(Перед обращением)

- В середине?

(С обеих сторон)

Полно, князь, не печалься.  […, O,…]

Но у обращения есть еще один друг. Это очень громкий и звонкий друг! А зовут его – восклицательный знак! Его мы используем, когда хотим обратиться к человеку с восклицательной интонацией. Тогда после обращения мы ставим восклицательный знак и продолжаем наше предложение с большой буквы.

Старый невежа! Поделом тебе!  …   [O! ….]

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

(Учащиеся записывают примеры и схемы в тетради)

А в устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Вот и встретились две темы. В русском языке - звательная интонация, в церковнославянском языке - звательный падеж.

        

Сейчас вы находите второе задание на своих белых листах, переписываете предложения себе в тетради, расставляете знаки препинания, над обращением ставите буковку О и рисуете рядом с предложением схему, которая соответствует вашему предложению.

1. Чем вы, гости, торг ведёте?

2. Бог с тобою, золотая рыбка.

3. Добрый путь вам, господа!

4. Отпусти ты, старче, меня в море.

Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Как это происходит?

(При помощи интонации. Если мы хотим кого-то похвалить, то наша интонация будет доброжелательная, если поругать – наши слова будут иметь недоброжелательную эмоциональную окраску)

Давайте проверим так ли это на самом деле. На ваших белых листочках следующее задание. 1 вариант выбирает предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, 2 вариант - одобрительную.

1. Смилуйся, государыня рыбка!

2. Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи...

3. Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!

4. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!

- Как смогли определить эмоциональную окраску?

(В этом нам помогли другие слова из предложения)

4. Итог урока.

Итак… сегодня на уроке мы с вами узнали много интересного  нового.

  1. Сколько падежей было в старославянском языке?
  2.  Какой падеж сейчас отсутствует? И что нам осталось в наследство от этого падежа?
  3. Что такое обращение?
  4. Как на письме мы обособляем обращение?
  5. Как в устной речи мы обособляем обращение?
  6. Каким членом предложения чаще всего является обращение?

5. Диктант.

И в заключении мы проведём маленький диктант для того, чтобы посмотреть стали ли вы сами друзьями с обращением. У каждого есть задание. Карточки на голубых листиках. Там записаны предложения, знаки препинания не расставлены. Ваша задача правильно расставить знаки препинания там, где они необходимы, где есть обращение.

1. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч...

2. Ветер дале побежал.

3. И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет».

4. В тот же день царица злая...

5. Здравствуй, зеркальце...

6. И ей зеркальце в ответ...

6. Домашнее задание.

Написать сказку об обращении.

  1. Слово учителя

Я надеюсь, что после этого урока вы будете чаще обращаться друг к другу по имени, обязательно используя при этом только доброжелательные интонации! Ведь это так приятно. А еще я хочу вам пожелать, чтобы вы все стали такими дружными как обращение и запятые!


3. Физминутка.

Дождь! Дождь! Лей сильней, 
Чтобы было веселей. 
Гром! Гром! Прогреми, 
Нас развесели. 
Град! Град! 
Сыпь на нас 
Мы все спрячемся сейчас!

- Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...