Урок русского языка для 7 класса в условиях обучения на дому в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Веденина Наталия Георгиевна

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: «Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «особый ребенок» г. Смоленска»

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Местоимение как часть речи.

Лицо и число местоимений».

Разработала:

Веденина Н.Г.

Цель:  Познакомить с новой частью речи и её ролью при общении.

Задачи:

1.Закрепить знания о частях речи, учить отличать местоимение от имени существительного.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, речь.

3. Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Организационный момент.

Сегодня мы отправимся в «Страну знаний». Путь к знаниям нелегкий. Нужно будет отворить несколько дверей, а чтобы получить ключ от каждой двери придется приложить все свои знания и умения.

Сообщение темы.

       Для начала, определимся, готова ли ты к походу. Для этого необходимо определить тему, с которой будут связаны эти препятствия.

«Третий лишний»

(на доске: Подлежащее, сказуемое, местоимение.)

Объясняет свой выбор и записывает тему урока: Местоимение.

Актуализация опорных знаний

- В прошлом году мы встречались с этой частью речи. Во время похода мы закрепим имеющиеся знания и обязательно узнаем новое. А сейчас вспомни: что ты уже знаешь об этой части речи.

- Правильно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, существительные  нашли себе «заместителей».

Формирование новых знаний.

- А вот и первая дверь.

На ней написаны предложения. Указаны части речи. Работа выполнена аккуратно, почему же дверь закрыта? Может, есть ошибки?

«Исправь ошибки»

сущглсущглпрсущ

Самолет снижался.  Он блестел на солнце.

-. Действительно «он» - это местоимение. Докажите свой ответ.

( не называет предмет, а только указывает на него)

- несмотря на то, что предметы местоимения не называют, в предложении они могут быть как второстепенными членами, так и подлежащим.

А вот и следующая дверь.

- Что это на ней написано? (местоимения в хаотичном порядке)

Дело в том, что местоимения работают в трех лицах и могут изменяться по числам. Но они перемешались, заблудились и не могут найти свои места, а мы – открыть дверь в «Страну знаний».

На экране: дверь, на которых написаны местоимения.

- Когда мы говорим о себе, то вместо имени употребляем  слова? ( Я, МЫ)

- Это местоимения 1-го лица. (в тетрадях : 1 лицо – я,мы)

- Обращаясь к другому лицу, мы говорим? (ТЫ, ВЫ)

- Это местоимения 2-го лица.( в тетрадях: 2лицо- ты,вы)

- То лицо или предмет, о котором мы говорим, мы называем словами? (ОН, ОНА,…)

- И это местоимения 3-го лица. ( в тетрадях: 3лицо- он, она, оно, они)

В это время на двери появляется таблица «Лицо и число местоимений»

           Я                                  МЫ

         ТЫ                                 ВЫ

ОН  ОНА  ОНО                    ОНИ

- Вот и с этим замком мы справились. Идем дальше. Что-то кажется, ты слегка устала. Пора бы и отдохнуть.

Звучит начало песни С.Ротару «Родина моя», повторяет движения за учителем.

- Как ты думаетшь, почему я включила именно эту песню? ( Она начинается с местоимений)

-Следующая дверь.

«Угадайка»

- Необходимо угадать, о каких героях говорится в предложениях.

На доске: Она так спешила, что потеряла хрустальный башмачок. Он в темный лес ягненка уволок. «Или бурей завываньем ты, мой друг, утомлена?».  Когда дед разорился, я пошел в «люди».

Учащаяся переписывает предложения в тетради, подчеркивает местоимения, в скобках записывает действующее лицо.

На карточке появляются предложения с подчеркнутыми местоимениями и именами героев.

- Что-то дверь не открывается, наверное, были ошибки. Давай реабилитируемся, укажем лицо местоимений.

И еще одна дверь

- исправить речевые ошибки в тексте.

На экране предложения:

 Дорога здоровья вела к озеру. Озеро искрилось в лучах солнца.

Татьяна учится в спортивной школе. Татьяна увлекается плаванием.

(дети заменяют повторяющиеся существительные местоимениями)

- А на этой двери какая-то таблица. С какой частью речи часто путают местоимение? Правильно, с существительным. Сейчас нам предстоит составить таблицу сравнения, чтобы открыть следующую дверь.

Учитель указывает объект сравнения, учащаяся отвечает, таблица постепенно заполняется.

Существительное

Линия сравнения

Местоимение.

  1. Кто? Что?
  2. Предмет.
  3. Подлежащим, второстепенным членом.
  4. Пишется и с предлогами, и с приставками.
  5. Число, род, падеж, склонение.
  6. Река, гроза, животное, белизна.

Отвечает на вопросы.

Что обозначает?

Чем является в

предложении?

Наличие приставок и предлогов.

Грамматические категории

Примеры.

Кто?

Указывает на предмет, не называя его.

Подлежащим, второстепенным членом

Только предлоги.

Число, лицо, падеж, род (в3лице ед.ч)

Я, мы, ты, вы, она, он, онм

Кажется мы подошли к последней двери. Задание посложнее, но ты то справишься, я в этом уверена.

Шифровка: выпишите по порядку номера местоимений

1           2          3       4       5       6      7      8      9      10       11      12      

Он      по       вам     и       но     ты    я     кот   они    про   за     нам    

Подставьте под каждое число нужную букву и прочитайте, что получилось.

1 – у            4 – д        7 – и          10 - я

2 – с             5 – к        8 – а          11 - р

3 – м            6 – н        9 – ц          12 – ы

Ответ: 1-у, 3-м, 6-н, 7-и, 9-ц, 12-ы.

Молодец, сумела открыть все двери и попасть в «Страну знаний». Но что же нас ожидает за последней дверью?

На экране кластер:

указывает на предмет                                            отвечает на вопрос : кто

не имеет приставок           Местоимение              в предложении: подлежащее

                                                                                   или второстепенный член

                                Грамматические признаки

             Лицо                                            число              падеж             род

1-е         2-е                3-е                       ед.ч.   мн.ч                             в 3л.ед.ч

Я  мы     ты  вы        он она оно они                      

    - Это все наши знания о местоимении. В подарок я вручаю тебе такую схему. Посмотри внимательно, какая грамматическая категория у нас не заполнена? Об этом мы поговорим  на следующем уроке.

Домашнее задание: Выучить лицо и число местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

Эффективные приёмы и методы обучения математике в специальной коррекционной школе VIII вида

 Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза...

Особенности обучения наглядной геометрии в коррекционной школе VIII вида

В данной статье размещен опыт работы учителя математики в школе VIII вида...

Применение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

    В основном, занятия по трудовому обучению в коррекционной школе состоят из объяснения и практических упражнений. Увлеченность традиционным комбинированным уроком, нормированность ...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)

по общеобразовательным предметам для индивидуального обучения по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида для 2 класса ( по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью)...

Конспект урока чтения в 8 классе для детей со сложной структурой дефекта коррекционной школы VIII вида "Ручей и камень"

Адаптированный конспект урока чтения для учащихся 8 класса для детей со сложной структурой урока с использованием тренажёров для отработки навыков чтения....