Обобщение педагогического опыта «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Зайцева Людмила Александровна

Материал представляет обобщение опыта использования интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_1moego_opyta.docx577.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГБОРУ ДПО «ВГАПК и ПРО»)

Кафедра филологических дисциплин и методики их преподавания

Обобщение педагогического опыта

«Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»

Автор опыта:

Зайцева Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 125 г. Волгограда

Волгоград

2013-2014 учебный год

Раздел 1. Справочно-информационный.

  1. Тема опыта: «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности  учащихся».
  2. Автор опыта: Зайцева Людмила Александровна
  3. Должность: учитель русского языка и литературы
  4. Место функционирования опыта: МОУ СОШ № 125 Красноармейского района г. Волгограда
  5. Разновидность опыта в зависимости от новизны: эвристический
  6. Опыт представлен следующими материалами: настоящим описанием, приложениями, разработанными автором опыта.

Раздел 2. Технологические сведения об опыте.

  1. Актуальность опыта

Учителя русского языка и литературы недостаточно подготовлены в области организации  урока с применением интерактивной доски.  Анализ практики использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего учитель использует его как экран, как  доску  для представления учебного  материала.  Деятельность учащихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие и запоминание материала.  В современных условиях необходим поиск таких способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс, активизировать деятельность учащихся.  с целью формирования компетенВ

2. Педагогические задачи, решаемые в опыте.

В соответствии с этим наш опыт сориентирован на решение следующих педагогических задач:

  1. выявить наиболее эффективные  инструменты интерактивной доски для уроков русского языка
  2. создание возможностей использования интерактивной доски на различных этапах уроках с целью активизации определенных видов деятельности учащихся
  3. разработать совместно с учащимися дидактический материал

3.Технология работы.

Великая цель образования – это не знания, а действия.

 Г. Спенсер

Одним из основных вопросов  учебного процесса состоит в том, чтобы активизировать деятельность учащихся. Уже давно было установлено, что 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 процентов –через слух и оставшиеся 5 процентов –через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет о восприятии и запоминании информации , то повышается роль моторной памяти, памяти движения. Человек лучше запоминает материал, когда увидит, услышит, сам что-то воспроизведет, применит на практике. Неоценимую помощь в этом оказывают электронные интерактивные доски. Они позволяют осуществлять :

  • поддержку коллективной работы учащихся
  • интерактивный диалог
  • поддержку процесса создания учебных материалов совместно  учителем и учащимися
  • получать информацию об усвоении предмета в режиме реального времени
  • поддержку индивидуальных образовательных траекторий учащихся

interaktivnaja-doska_2.jpg

Использование интерактивной доски позволяет создать на уроке проблемную ситуацию и возможность ее разрешить, выполняя виртуальные задания. Эффективность обучения обеспечивается за счет рационального использования времени урока, наглядности, быстрого перехода от одной части урока к другой. Использование интерактивной доски делает уроки интересней, увлекательней,  повышается  мотивация.  Учащиеся активно включаются в работу,  с удовольствием работают на уроке. Таким  образом ,  достигается главная цель активизации обучающихся: – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Согласно дидактической системе Т.И. Шамовой важнейшими средствами активизации деятельности школьников являются проблемное обучение и самостоятельная работа. Поэтому на уроках становятся ведущими следующие формы  работы с интерактивной  доской:

  • создание проблемной  учебной  ситуации ( ее разрешение наглядно,  а обучающиеся должны выполнить ряд учебный действий);
  •  возможность делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений (очень важная функция доски, позволяет корректировать, дополнять информацию);
  • коллективная и групповая  формы деятельности (возможно для каждой группы создание страницы с выполнением задания и сохранения его);
  • Совместная работа над изображениями,   учебными заданиями , таблицами (спроецированная таблица в ходе обсуждения коллективно заполняется);
  • Выполнение  индивидуальной  самостоятельной работы на интерактивной доске с доступом  в электронную библиотеку, к  цифровым образовательным ресурсам (без участия компьютера, все операции совершаются на доске; один ученик работает, остальные учащиеся могут выполнять другие виды работы);
  • Редактирование   текста с использованием маркера или виртуальной  клавиатуры;
  • Изменение любых документов или изображений, использование любых пометок( очень важное свойство интерактивной доски, можно применить на всех этапах урока, при коррекции заданий, дополнений и т.д.);
  • Проверка домашнего задания ( работа  отдельного ученика может быть отсканирована и спроецирована на экран, остальные учащиеся могут сверить свое домашнее задание с проверяемым, выполняется принцип наглядности обучения);
  • Демонстрация учебного видеоролика с целью создания проблемной ситуации, с возможностью комментирования и использования пометок.;
  • Создание рисунков, схем, карт, опорных таблиц во время проведения урока и возможность их сохранения;
  • Демонстрация презентаций, созданных учащимися .

Основные инструменты интерактивной доски,  которые наиболее часто используются  на уроках русского языка.

0008-008-Instrumenty-interaktivnoj-doski.jpg

На уроках русского языка  учащиеся постоянно   работают с текстом. Поэтому инструмент Перо всегда используется  на уроках русского языка.

Инструмент Перо позволяет наносить любые аннотации на страницы при работе с оригинальным программным обеспечением и в режиме экранных надписей. Этим инструментом могут быть созданы линии, стрелки , рисунки, чертежи, рукописные текстовые объекты.

При изучении темы «Союз » в 7 классе учащимся предлагается выполнить упражнение 316 ( Русский язык . 7 класс.  М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская , Л.А. Тростенцова , О.М. Александрова и др.)

Затем это задание предлагается проверить с помощью инструмента Перо.

Текст проецируется на экран ( учителем  предварительно заготовлен текст):

Еще земли пе чален вид,

А воздух уже весною дыши… т,

И мертвый в поле стебль колыше… т,

И елей ветви ше…велит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

(Ф.Тютчев)

С помощью инструмента Перо вставляются пропущенные орфограммы, расставляются знаки препинания. Вызванный ученик работает маркером синего цвета. Ошибка исправляется красным цветом.(Затем возможна взаимопроверка в парах и оценивание работы).

Этот же вид задания можно выполнить при помощи другого инструмента –Экранной клавиатуры. С помощью стилуса выводится на доску экранная клавиатура ( а можно вывести экранную клавиатуру,  нажав соответствующую кнопку, расположенную в нижней части доски ), поставить курсор на место вставки орфограммы и выбрать нужную букву. Цвет вставленной буквы тоже можно выбрать.

Если вставка  пропущенных  орфограмм выполняется с помощью экранной клавиатуры , то исправить допущенные ошибки можно с помощью инструмента Перо. Пропущенные знаки препинания тоже расставляются при помощи инструмента Перо. 

Инструментом Перо учащиеся выполняют следующее задание – подчеркивают грамматические основы предложений, затем  заключают в овал союзы, с помощью которых выражается противопоставление. Работа проходит в быстром темпе, учащиеся активны, внимательны  при выполнении задания. При выполнении этого задания учащиеся применяют изученные орфографические и пунктуационные правила на практике, опознают грамматические основы, различают союзы по значению.

Хочется обратить внимание, что удобнее работать в режиме презентации, т.к. сохраняются все виды работы на уроке и удобно переключаться между слайдами.  В приложении Word можно потерять данные и электронная страница небольшого формата.

Инструмент Лупа ( Увеличение) очень удобен для привлечения внимания к указанному пользователем фрагменту страницы. За счет возможности изменять кратность увеличения можно сделать акцент на той или иной части изображения и более детально его рассмотреть.

В ходе подготовленного сообщения о выдающемся лингвисте Федоре Ивановиче Буслаеве с помощью инструмента Лупа выделяются слова высказывания из книги «О преподавании отечественного языка» : «Родной язык так сросся с жизнью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося ».  Акцентирование на этих ключевых словах помогает учащимся интерпретировать слова ученого,  отвечать на вопросы, приводить аргументы.

Акцентируя внимание с помощью инструмента Лупы на союзах, учащиеся делают вывод, что союзы по своему значению делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

  • Звезды меркнут и гаснут
  • Дерево держится корнями,,а человек – друзьями.
  • Странно было видеть видеть его полное лицо, до половины закрытое листами словаря или тетради.

При анонсировании темы союз приводилась информация из истории языка:

«Старославянское слово союз  буквально означало «скрепа», «связь», таким образом , эта часть речи названа по ее функции в предложении». Слово

«скрепа» выделяется инструментом Лупой, помогая учащимся охарактеризовать общее грамматическое значение союза.

Инструмент Затемнение экрана (Шторка) предназначен для поэтапного открытия материала, расположенного на странице, или для скрытия какой-либо его части. По умолчанию непрозрачный экран представляет собой лист серого цвета, расположенного поверх изображения. В некоторых программах можно изменить вид шторки или использовать для этой цели другой цвет заливки или любое изображение, хранящееся на компьютере. Эта возможность позволяет подобрать тематическое изображение к любому уроку, что эмоционально сказывается на эмоциональном фоне занятия.  Затемнение экрана может закрывать тему урока, предлагая учащимся сформулировать тему, опираясь на  графическое изображение ( см. слайд № 1 Презентации. Учащиеся  формулируют тему: «Разряды союзов по значению».)

Также очень удобно использовать инструмент Затемнение экрана для организации взаимопроверки или самопроверки.

шторка .png

С помощью инструмента Перемещение объектов можно группировать объекты, «перетаскивать», классифицировать. Например, при изучении темы «Союз» учащимся предлагается классифицировать союзы на простые и составные, сочинительные, подчинительные, разделительные.  При таком виде работы учащийся может больше внимания может уделить комментированию, делая акцент на аргументацию, почему слово попадает в ту или иную группу. Возможно другое задание – с помощью инструмента Перемещения объектов вставить в предложения подходящие по смыслу слова.

В русский язык слово  «автомобиль » пришло из французского. Во французском как первая часть этого слова, так и______ заимствованы из других языков. Из греческого языка «аутос» (авто), что означает  «сам», а из латинского «мобилис», т.е «подвижный». Людей перевозят не только огромные междугородные автобусы, но и __________ . Среди легковых автомобилей есть как большие нарядные, так и и __________ и т.д.

Слова: первый, второй, рейсовый автобус, маленькие, высокий, дом.

При изучении отрицательных частиц НЕ и НИ сгруппировать устойчивые сочетания (с помощью перемещения объектов)сочетания в две колонки:

  1. Комар носу ___подточит.
  2. Палец в рот ______ клади.
  3. Камня на камне ____ оставит.
  4. Палец о палец ______ ударит .
  5. Ни рыба ____ мясо .
  6. Ни жив ____  мертв.
  7. Ни свет ___ заря

Не

НИ

Инструмент Ластик легко удаляет ненужную информацию.

Перечисленные инструменты интерактивной доски не исчерпывают ее возможностей. Ресурсы интерактивной доски велики и требуют постоянного изучения и открытия новых знаний в этой области. На сайте Smart Exchange учитель может взять на вооружение опыт коллег, поделиться своими уроками, на которых используется инструменты   интерактивной доски.  

Работу с инструментами интерактивной доски можно представить в виде таблицы. Некоторые специфические инструменты интерактивного оборудования используются для целесообразной подачи материала , включения учащихся в активный режим работы, таким образом, способствуя активизации деятельности учащихся.

Этап урока

Элемент информационного блока

Инструмент интерактивного оборудования

Деятельность учащихся

Повторение и закрепление изученного материала

Текст с пропущенными буквами и знаками препинания

Перо

применяют изученные орфографические и пунктуационные правила на практике, опознают грамматические основы, подчеркивают их,  различают союзы по значению.

Повторение и закрепление изученного по теме «Союз»

Текст с   пропущенными буквами и знаками препинания

Экранная клавиатура

применяют изученные орфографические и пунктуационные правила на практике, опознают грамматические основы, различают союзы по значению

Изучение нового материала по теме «Союз»

Высказывание из книги Ф.И.Буслаева о духовности русского языка

инструмент Лупа

Акцентируют внимание на выделенных словах, отвечают на вопросы интерпретируют высказывание лингвиста, аргументируют свою позицию.

Изучение нового материала по теме «Союз»

Предложения, содержащие три группы союзов по значению

Лупа

Делают вывод о разрядах союзов по значению. (соединительные, разделительные, противительные)

Изучение нового материала

Предложение с толкованием слова «скрепа»

Лупа

Характеризуют общее грамматического значение союза

Организационный этап

Графическое изображение, с помощью которого должна быть сформулирована тема урока.

Затемнение экрана (шторка)

Ответы на вопросы: что это? О чем будет наш урок? Формулируют тему урока, опираясь на графическое изображение.(Разряды союзов). Ставят цели уроки и задачи урока.

Контроль знаний

Исходный текст

Затемнение экрана (шторка)

Выполняют тестовые ,  и другие задания по изученной теме.

Закрепление учебного материала

Ряд слов (союзов)

Перемещение объектов

Распределяют союзы (по значению и разрядам) в соответствующие колонки, аргументируют свой выбор.

Закрепление учебного материала

Деформированный текст

Перемещение объектов

Восстанавливают текст, вставляя нужные по значению слова и словосочетания

Изучение учебного  материала

Ряд устойчивых сочетаний (фразеологизмов) с отрицательными частицами

Перемещение объектов

Группируют словосочетания в соответствующие колонки, аргументируют свой выбор.

На основании вышеизложенной таблицы можно сделать вывод, что инструменты интерактивной доски  могут использоваться  на всех этапах урока и помогают учащимся включаться в активный режим работы.  Можно добавить, что средства интерактивной доски могут использоваться и на различных типах уроков, учителю необходимо целесообразно подать материал, учитывая деятельность учащихся на уроке.

Фрагменты урока в 7 классе  по теме «Сочинительные союзы» с использованием инструментов интерактивной доски. Представлены задания, которые выполняются с помощью интерактивной доски.

№ п/п

 Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- настроиться позитивно, -готовность к работе на уроке

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- настрой  обучающихся  на восприятие материала, создание положительной мотивации .

Задачи: создать положительный настрой, активизировать внимание, заинтересовать обучающихся.

Методы: словесный (беседа), показ иллюстраций.

Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку. Обучающиеся формулируют тему урока, объявление учителем цели урока.

Учитель:

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение служебной части речи –союза. Приготовились? Все готовы к уроку?

Демонстрация изображения, которое должно помочь учащимся сформулировать тему урока, поставить задачи. Развитие ассоциативных связей.  

Что мы будем изучать на уроке? (Сочинительные союзы).

(Убирается затенение экрана)

Запись в тетрадях темы урока.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-актуализация  знаний по изученному материалу по теме «Союз»

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Союз»

Задачи: повторить теоретический материал о союзе как части речи, развивать орфографические навыки,  умения работать в паре, согласовывать свои действия в паре, создать положительно-эмоциональный настрой.

Методы:  фронтальный опрос, иллюстративный (просмотр слайдов), наглядный, частично поисковый; практический, (словесный (пояснение, объяснение).

Учитель:

Перед каждым путешествием нужна серьезная подготовка, необходимо все предусмотреть, ничего не забыть! ….

  1. Игра «Закончи предложения одним словом»
  1. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения , простые предложения в составе сложного, а также части текста, это –(СОЮЗ)
  2. Союзы, состоящие из одного слова, - это…
  3. Союзы, состоящие из двух и более слов, -это…
  4. Союзы, связывающие однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в сложном, -это….
  5. Союзы, связывающие простые предложения в сложноподчиненном , - это…
  6. Сложное предложение, состоящее из равноправных простых, -это -…
  7. Сложное предложение, в котором одно предложение подчинено другому , -это…
  8. Между простыми предложениями в союзном сложном ставится…

На индивидуальных листах учащиеся выполняют тест, а один ученик с помощью инструмента Пера вписывает правильный ответ. Взаимопроверка.

Учитель:

К путешествию ребята почти готовы! Мы должны быть в форме, поэтому без орфографической разминки не обойтись!

Запись под диктовку:

Реальный, ситуация, возвратиться, вернуться, воротиться, растет, выбирать, технология, увидел, подпрыгивает, беспрерывно, класс, рассказать, медленно, кто-то, что-нибудь, принцесса.

Применяется инструмент «Затенение экрана» (взаимопроверка в парах)

Ребята, оцените свою готовность и выставите оценки на полях.

А теперь в путь!!

3.

Изучение нового учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

 умение различать сочинительные союзы по значению,  формирование практических умений постановки знаков препинания между однородными членами,

развитие детского  воображение, познавательного интереса, навыков самостоятельной работы

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Различение группы сочинительных союзов, развитие  орфографической  и пунктуационной  зоркости.

Задачи: научить различать группы сочинительных союзов, проверить индивидуальную самостоятельную работу ( сообщение), воспитывать познавательный интерес, умение слышать и слушать. 

Методы:  проблемно- развивающий, частично-поисковый, наблюдение, практический, словесный.

Задание 1.  Кто написал эти строки? Из каких они произведений? Найдите в тексте сочинительные союзы , определите , какую роль они выполняют в тексте.

  • Еще одно, последнее сказанье

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне , грешному…

… Немного лиц мне память сохранила,

Немного слов доходит до меня,

А прочее погибло невозвратно,

Но близок день , лампада догорает-

Еще одно , последнее сказанье.

То как зверь она завоет, то заплачет как дитя..

Учащиеся называют сочинительные союзы, выявляют роль : соединяют, противопоставляют, разделяют.

Делают вывод , что сочинительные союзы делятся на три группы : соединительные, противительные, разделительные.

(Применяется инструмент Перо- на спроецированном тексте выделяют союзы в овал, называют разряд, аргументируют свой выбор )

 Задание. Составление опорной схемы: «Разряды сочинительных союзов» (инструмент Перо)

Запись в тетрадях опорной схемы:

 Сочинительные союзы делятся на :

Противительные

Разделительные

Соединительные

Заполнение опорной схемы соответствующими примерами (инструмент Перемещение объектов):

  1. Красна ягодка , да на вкус горька.
  2. Здравствуй, солнце да утро веселое!

Учитель:

Хорошо поработали, пора сделать привал! Послушать интересные истории , узнать  о людях, которые всю свою жизнь посвятили изучению русского языка.

Индивидуальное домашнее задание. Сообщение «Русские филологи. Ф.И.Буслаев»

Вопрос к классу:

как вы понимаете слова Ф.И.Буслаева: «Родной язык так сросся с жизнью каждого , что учить оному значит вместе развивать и духовные способности учащихся» (используется инструмент Лупа)

(Ответы учащихся)

Учитель: Поэтому сегодня на уроке у нас звучат бессмертные строки  А.С.Пушкина !

4.

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

 умение ставить знаки препинания  в предложениях с сочинительными союзами, умение выявлять  роль сочинительного союза, умение работать с электронным модулем самостоятельно, умение составлять предложения по схемам, формирование навыков самостоятельной работы, работы   в группе.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: выявить уровень знаний по теме, сформировать навыки работы в группе,

Задачи:  сформировать навыки работы в группе, проверить умение самостоятельной работы с электронным модулем, воспитывать интерес и любовь к родному языку.. 

Методы:   наблюдение, проблемно- развивающий, частично-поисковый, практический, словесный.

Задание 1. Рассмотрите таблицу  постановки запятых между однородными членами. (упр.328) Спишите предложения, ставя пропущенные запятые.

  1. И отроки тотчас с конем отошли, а князю другого коня подвели.
  2. Наша ветхая лачужка и печальна, и темна
  3. Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы..
  4. Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

  1. Прошли восторги, и печали, и легковерные мечты.
  2. Волхвы не боятся могучих владык ,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

( самостоятельная работа, взаимопроверка в паре, выставление баллов) (затенение экрана)

Это интересно! Краткая информация о союзе И.

Союз И –самый древний союз русского языка

Союз И – за тысячелетия не изменил своего значения!

Союз И – за тысячелетия !  остается самым частотным союзом, т.е очень часто употребляется.

(инструмент Лупа)

Задание 2. ( индивидуальное, повышенный уровень сложности) Электронный модуль по теме «Сочинительные союзы» . Результат проецируется на экран.

Задание 3. ЭОР «Соединительные и разделительные союзы».

В предложениях выделены союзы. Соединительные союзы подчеркните синим цветом, разделительные –красным.

  1. Никитин давал ему книжки: то Пушкина, то Гоголя, то малоизвестного Крестовского (К.Паустовский)
  2. Странно было видеть его могучую широкоплечую фигуру, вечно согнутую над письменным столом, его полное румяное лицо, до половины закрытое листами словаря или тетради (И.Тургенев)
  3. Он прекрасно говорит по-английски,  также по –итальянски.
  4. В одних только его глазах замечалась не то  задумчивость, не то усталость
  5. Людям Павла Ивановича деревня тоже понравилась.

При помощи инструмента Перо подчеркиваются определенным цветом союзы.

Учитель :

Ребята, что означает слово «союз»?

ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА

(Инструмент Лупа)

Старославянское слово союз буквально означало «скрепа», «связь», таким образом,  эта часть речи названа по ее функции в предложении. Союз – это связь, это скрепа близких людей.. А.С.Пушкин писал о своих друзьях –лицеистах : «Друзья мои, прекрасен наш союз!! »

4.Просмотр видеозаметки «Царскосельский Лицей» (демонстрация на доске, возможность делать пометки: «союз», «скрепа» )

Задание 5. Работа в группах.

  • Из стихотворений «Зимний вечер»,  «Зимняя дорога», «19 октября 1827 », «Дорожные жалобы» выписать четверостишия, в которых употреблены повторяющиеся сочинительные союзы. Поставить знаки препинания.

Стихотворения выбирались с различной степенью сложности. Стихотворение проецировалось на экран и представитель от группы выполнял задание. Возможность визуализации результатов работы.  ( Перо)

  • По схемам составить предложения с сочинительными союзами. ( создается продолжение текста видеозаметки «Царскосельский Лицей»  (восстановление текста)
  • Подводятся итоги работы в группах.

С помощью интерактивной доски, с использованием технологических приемов визуализации информации возможно построение кластеров, ментальных карт, различных таблиц. Остановимся на построении кластеров (англ. –пучок, гроздь)  Этот прием хорошо использовать на уроках обобщения и закрепления изученного материала. Нужно отметить, что работа с построением кластеров находится в стадии изучения.  Учащиеся знакомятся с памяткой «Как составить кластер.»

Памятка «Как составить кластер»

  1. Напишите ключевое слово или предложение в середине листа или на доске.
  2. Записывайте слово или предложение, которое приходит на ум по данной теме.
  3. По мере того, как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  4. Выпишите столько идей, сколько вам их приходит.

Кластер на интерактивной доске можно сделать достаточно быстро, он может быть  ярким, образным.

При  обобщении и закреплении изученного по теме  «Причастие» учащимся можно предложить составить кластер. Они могут быть вот такими:

image005_73.gif 

image007_54.gif

image009_45.gif

Кластер,  иллюстрирующий написание Н и НН в причастиях.

Прием кластера активизирует деятельность учащихся, побуждает мыслить, сравнивать, выдвигать гипотезы, приводить аргументы.

Составление ментальных карт также очень интересный процесс, способствующий активизации деятельности учащихся, делает урок интереснее, увлекательнее, эффективнее. В данной стадии работы знакомимся с составлением ментальных карт и в ближайшее время планируем составить ментальные карты на уроках по развитию речи в 7 классе, в частности, при  написании сочинений по картинам.

Пример ментальной карты. (Автор Стоймановска Яна, учитель Кац Е.А.)

ментальная карта пример.jpg

4.Результативность опыта.

Работа с активным использованием интерактивной доски Smart Board серия 600 ведется в течение двух лет. ( 2011 -2013 гг.) На протяжении этого времени учащиеся демонстрируют  устойчивые результаты обучения, изменилось отношение к обучению, которое стало интереснее, увлекательнее, доступнее.  Учащиеся стали активнее выполнять различные виды заданий. Как уже отмечалось выше, главная цель активизации –формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.  

В структуре активности выделяются следующие основные  компоненты:

  • Готовность выполнять учебные задания
  • Стремление к самостоятельной деятельности
  • Сознательность выполнения заданий
  • Систематичность обучения
  • Стремление повысить свой личный уровень

Количество обучающихся в 7 «А» классе -29 человек.  

В результате проведенного опроса

выяснилось, что количество учащихся , готовых выполнять учебные задания увеличилось - 20 человек ( вместо 13)  Стремление к самостоятельной деятельности показали 19 человек ( прежний показатель -12)

В результате наблюдений за выполнением заданий учащимися, в результате анализа выполненных заданий  приходим к выводу, что сознательность выполнения задания также увеличилась - 24 (прежний показатель – 17)

Стремление повысить свой личный уровень показали 27 учащихся (прежний показатель -18 )

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование на уроках интерактивного оборудования способствует повышению  активности учащихся, а следовательно способствует активизации деятельности учащихся.

Анализ проблемных зон по теме «Союз » выполнялся по следующей схеме:

№ п/п

Тема урока

Усвоили хорошо

Испытывают трудности

Сложно сказать

Раздел 3. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

  1. Теоретико-практические основы опыта

Теоретико-практическую часть нашего опыта опирается на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И.Шамова, А.К.Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанной профессором Г.К. Селевко. Электронные образовательные ресурсы обладают важной дидактической характеристикой – интерактивностью, которая уже означает наличие условий для учебного диалога. Использование интерактивного оборудования позволяет :

  • Усилить мотивацию , повысить интерес и расширить познавательные потребности обучающихся;
  • Повысить интерактивность обучения, развивать диалогический характер обучения;
  • Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала;
  • Создать возможности для использования новых источников учебной информации
  • Повысить оперативность контроля результатов обучения , создать базы данных учебных достижений обучающихся
  • Погрузиться в виртуальную среду с возможностью имитации учебных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

В основе  дидактической концепции активизации учения школьников (Шамова Т.И) лежит психологическая теория деятельности, основным тезисом которой является мысль о том, что обучение и развитие протекают только в целенаправленной деятельности.  Из всего многообразия средств активизации автор выбирает два «магистральных»- проблемное обучение и самостоятельная работа. Проблемный подход и проблемная ситуация позволяет  мотивировать и активизировать учебную деятельность, достигать познавательной активности разного уровня (воспроизводящей, интерпретирующей, творческой). Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями и способами деятельности, формированию мировоззрения, развитию интеллектуальных и нравственных сил ученика.  

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование интерактивной доски на уроках помогает так организовать работу, чтобы активизировать деятельность учащихся.

  1. Условия эффективности опыта.

Этот опыт может оказаться эффективным  при наличии следующих условий:

  • наличие интерактивной доски с программным обеспечением,
  • обеспечение  доступа к ресурсам Интернета, учебной и художественной литературы, коллекциям медиа-ресурсов , к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстовых, графических и аудио и видеоматериалов,
  •  повышение уровня квалификации педагога, овладением работы с базовыми инструментами интерактивной доски,
  • Выбор  форм работ на уроке, стимулирующих активизацию деятельности учащихся
  1. Перспективы и возможности использования опыта в практике обучения русскому языку.

Опыт возможно использовать в массовой практике –интерактивная доска в настоящее время уже не является редкостью. Только необходимо обеспечить вышеперечисленные условия.  Однако есть и ограничения.  Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что лучше усваивается  материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы, чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.

   

Список литературы.

  1. Шамова Т.И.  Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. М., НИИ школьных технологий, 2004
  3. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М, Просвещение, 2012
  4. Зуева М.Л. Активизация учения школьников как средство формирования ключевых компетенций.// Ярославский педагогический вестник.-2007.
  5. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2010
  6. В.Н.Мехедов. Прием кластера.//Русский язык в школе № 1, 2008
  7. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и других. М., Просвещение, 2012
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., Просвещение, 2010
  9. Новые образовательные стандарты. Русский язык. Использование технологии «коллективный способ обучения», М., Планета, 2013
  10.  Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. М., Планета, 2013
  11.  Интерактивная доска в школе. Волгоград, Учитель, 2012
  12.  Интерактивная доска на уроке. Волгоград, Учитель, 2012
  13.  Зданкевич В. Русская занимательная грамматика. Санкт-Петербург, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Предлагаемая статья - отчёт преподавателя о работе по использованию интерактивной доски на уроках русского языка и литературы. Раскрываются возможности повышения качества обучения и развити...

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и чтения.

Выступление на педагогическом совете. Практические задания....

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы

Ушла с уроков скука,Рассеялась тоска,Когда «пришла» к нам в школуИнтерактивная доска!Первая интерактивная доска прямой проекции поступила в нашу школу в конце 2006 года. Наша творческая группа сразу о...

Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка

Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку...