Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Калашникова Елена Ивановна

 

 

        Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учеников.

         Литература является одним из видов искусства наряду с живописью, скульптурой, музыкой. Задача преподавания литературы – открывать и развивать внутренний мир учащегося через художественное восприятие внешнего мира.

 Процесс литературного развития ученика представляет собой непрерывную цепь контактов между множеством произведений, каждое из которых, будучи самостоятельным, несет в себе и нечто, что сближает его с остальными.

       Предметом сравнительно-исторического изучения могут быть отдельные литературные произведения, жанры, стили и направления, особенности творчества отдельных писателей. Изучаемые явления могут быть объединены по самым разным признакам. Изучение произведений разных писателей, посвященных одной теме, невозможно без сравнительного анализа.

Все ведущие современные методисты отмечают эффективность использования приема сопоставления на уроках литературы. Я предлагаю рабочую классификацию сопоставлений на уроках литературы.  Хочу представить Вашему вниманию дидактические и методические цели основных видов сопоставления, и определить их место в системе работы над литературной темой.

 

Вид сопоставления

Место в системе работы

Цели проводимого сопоставления

сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом

изучение творческой истории произведения

выявление связи произведения с жизнью; определение авторских намерений, постижение авторского замысла через показ того, как писатель "заостряет" жизненный материал

сопоставление разных редакций, вариантов текста

изучение творческой истории произведения, анализ произведения

выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения; развивают художественный вкус, требовательность к собственному стилю, воспитывают внимание к слову

сопоставление частей и различных элементов художественного текста (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)

анализ композиции, изучение вопросов теории литературы

осмысление характеров героев произведения; выявление авторской позиции; раскрытие художественного метода писателя; обнаружение единства формы и содержания литературного произведения; усиление эмоциональной реакции школьников

сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов(пейзаж, портрет)

анализ композиции, идейный анализ

усвоение идейного содержания, подчеркивание общности нравственной коллизии, художественной ситуации, помогает увидеть "портрет" эпохи и понять своеобразие художественного мира каждого писателя выяснение закономерностей литературного процесса

 

         На своих уроках я использую метод сравнения произведений или отдельных элементов художественных текстов разных писателей. Сопоставление однотемных произведений разных авторов, а также произведений, близких в идейно-художественном отношении, становится одним из основных приемов на уроках.  

      На примере сравним образы в стихотворениях И.Бунина "Вечер" и А.Фета "Вечер". Вечер - это таинственное время суток. В обоих стихотворениях центральным является образ вечера, который несет на себе основную идейную нагрузку. У обоих авторов образ вечера предстает сначала как конкретное явление, затем переходит в широкое обобщение. Если в "Вечере" Фета лирического героя как такового нет, то в "Вечере" Бунина лирический герой присутствует, и его переживания занимают ведущее место в стихотворении. И у Бунина, и у Фета описывается вечерняя природа, но в первом случае описание прямое и открытое. В стихотворении Бунина большую роль играют философские рассуждения, заявленные открыто: "Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано", в то время как в стихотворении Фета можно лишь интуитивно догадываться о их наличии. Природа у Фета дикая, не тронутая человеком, у Бунина же явно ощущается присутствие людей — не только лирического героя в своем жилище, но и далекого работающего молотилкой на гумне. Таким образом, одно и то же состояние природы и её взаимоотношения с человеком каждый поэт описывает в особой, свойственной себе манере.

         Так же можно провести анализ прозаического текста на примере героинь сказок А.Н.Толстого «Русалка» и «Русалочки» Г.Х.Андерсена. Выявляем отношение к людям, отношение к любви, отношение к собственным желаниям, жизненные цели, итог отношений в сказках. Русалочка Г.Х.Андерсена — младшая дочь морского царя. “Странное дитя была эта Русалочка”, — скажет о ней автор. И это действительно так. Русалочка решила уйти к людям тогда, когда призналась самой себе: “Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!..” Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: “только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу”.

           Русалочка Андерсена - это самоотверженность, ради любви она способна на  жертвы, готова умереть за любимого человека.

        Русалка в сказке Толстого абсолютно обезличена: она не ищет любви, не мечтает обрести бессмертную душу. Русалка А.Н. Толстого - воплощённый эгоизм. Такие, как она, ни за что не упустят своей добычи, даже если та им уже не нужна, заставят принести себе жертвы, ничего не давая взамен, и , что самое странное и ужасное, всегда будут любимы.

        Сопоставление в школьном анализе, являясь в определенной мере элементом сравнительного литературоведения, связано неразрывно и с литературной критикой, и с историей литературы, и с ее теорией. Раскрывая связи, сравнение позволяет изучать предметы и явления в их изменении и развитии, т.е. во всей их диалектической сложности. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Всем этим достигается сознательность в обучении.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.

в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы

•ТРИЗ - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом ...

Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка.

Для разрешения проблем, поставленных в моей педагогической деятельности, я изучила и решила использовать приёмы педагогической техники А.А. Гина, технологию проблемного обучения, технологию развития к...

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компе...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...