Организация и проведение нестандартных уроков русского языка
статья по русскому языку на тему

Котельникова Елена Валериевна

Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 100 им. С.Е. Цветкова»

Котельникова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

«Добрые» уроки

СЛАЙД 1 (зима-осень)

А я, дорогие мои коллеги-друзья, хочу перенести вас из заснеженного января в день, когда природа бушует красками, завораживая нас чудесной мелодией листопада.  

СЛАЙД 2 (Доска С  днем учителя)

В день, когда  под аккомпанемент осеннего дождя  мы принимаем поздравления от своих дорогих учеников.

СЛАЙД 3 (Дети поздравляют)

 День учителя!  Сколько добрых, нарядных слов (эпитетов, метафор) мы слышим в свой адрес: Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!  ИЛИ   Учитель! Какое это слово! Его никак нельзя забыть ИЛИ  За всё Тебе спасибо! Перед тобой, учитель,  я остаюсь в долгу! ИЛИ Учитель! Ты с улыбкой входишь в класс…


СЛАЙД 4 (Очки)

И правда приятные слова, слова, окрыляющие нас, поднимающие нас над серостью бытия.         Но  среди всей этой россыпи поэтических прелестей порой встречаются (нет, не  некоторые «выпадки» в наш адрес со стороны всевозможных СМИ, которые  в этот день мы с вами даже готовы простить), а такие перлы:

Трудно детям  на уроке
От звонка и до звонка.
То ли стул попал широкий,
То ли парта высока.

То ли твёрдое сиденье,
Невозможно прямо сесть.
То ли пицца -  объеденье,
И нельзя её не съесть.

То ли выспаться охота,
Удержаться силы нет.
То бумажку бросил кто-то,
Надо кинуть две в ответ.

СЛАЙД 5 (Злой учитель)

У доски бубнит учитель,
Из окна красивый вид.
– Эй, учитель, помолчите,
Голова от вас болит.

Но когда он грозно скажет
– Иванов, иди к доске, –

Разбивая сон о пляже
И валянье на песке,

Вот тогда весь день испорчен!
Ну, какой в уроке прок?
Эх, пойти б домой, но, впрочем,
Впереди ещё урок.

И чаще всего каждый следующий урок будет похож на предыдущий; урок, где  нет тепла, добра, взаимного уважения и  улыбок, искренних улыбок ни со стороны детей, ни со стороны нас, педагогов.

Конечно, каждый из нас (и я в том числе) может найти кучу доводов, которые дадут объяснение, почему же на нашем уроке скучно, неинтересно, а порой даже боязно и агрессивно. Дети балуются, в руках гаджеты, мы кричим, пытаясь, таким образом, привлечь внимание и навести порядок и на уроках, и в головах своих подопечных; а порою «непослушным» демонстративно  задаем вопросы или просто вызываем их к доске, нет, не чтобы проверить их знания, а совсем по иной причине – указать ученику на полное их отсутствие.

Грустно, грустно и, знаете, даже как-то стыдно осознавать, что уроки, преподаваемые нами, превратились в некую пытку и для нас, и для наших детей.  А иногда хочется сделать даже так…

СЛАЙД 6 (Пистолет+ Е.В.)

Но, наверное, нет смысла обижаться или укорять сегодняшних учеников и прежде всего их родителей в равнодушии к их собственному образованию и образованию их детей.

Вряд ли они виновны в том, что их взросление и становление как личности пришлось на очень сложное время, когда были поруганы такие понятия как нравственность и порядочность.

СЛАЙД 7 (8-а на мероприятиях)

И сегодня мы с вами пожинаем плоды тех лет, пытаясь возродить и понятия, обозначенные выше, и многие другие.

Какие бы сложные  времена мы с вами не переживали, нам предстоит оставаться учителями, всегда, во всех ситуациях, и прежде всего на уроках,

Которые должны быть нескучными, интересными, на которые ученики хотели бы идти.

А как это сделать?

Всё очень просто. Ничего нового, а просто хорошо забытое старое, но порой под другим именем.

Итак, дорогие мои коллеги-друзья, доброе отношение к ученикам, эмоциональный комфорт на уроке и ситуацию успеха, к счастью,  никто не отменял.

Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

СЛАЙД 8 (Переживание эмоций)

Добрые эмоции имеют положительное влияние.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
  • стимулировать работоспособность;
  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха. При помощи чего же можно создать такую замечательную ситуацию?

 СЛАЙД 9 (Похвала)

Прежде всего это - Похвала

Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные дифирамбы, то цена такой похвале — ноль.

  1. Хвалите за старательность! 

    Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой.
  2. Хвалите действия, а не личность! 

    В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение.
  3. Четко обозначайте, за что хвалите! 

    Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.
  4. Хвалите в меру и по делу!

    Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешевому успеху.
  5. Хвалите не только «любимчиков»!

    В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих воспитанников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их  успехи в учебной и внеурочной деятельности.
  6. Останавливайтесь на хорошем! 

    Например, если учитель захотел похвалить школьника на  уроке  русского языка  за интересный фрагмент сочинения, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте.
  7. Не противопоставляйте одного ученика всему классу!

    Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа.  Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребенком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников  не столько зависть, сколько агрессию.
  8.  Хвалите без сравнений! 

    Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников.
  9. Подкрепляйте похвалу!

    Похвала, подкрепленная одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью.
  10. Запаситесь «Я-посланиями»!

    Более действенной является та похвала, при выражении  которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить ученика на уроке литературы можно так: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

СЛАЙД 10 (Приемы)

Используйте Прием "Эврика"

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.

Давайте Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. Предлагайте Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

Помогите создать Портфолио

Один из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио можно разделить на несколько разделов: "Мои достижения", "Мои награды", "Мое творчество", "Отзывы". Хорошо, если к наполнению портфолио привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.   

Займитесь Обучением самовнушению

Помните, как в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" героини постоянно внушали себе, что они самые-самые. Самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть.

Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни. 

СЛАЙД 11 (Мой класс)

А сейчас я напомню, какие же добрые моменты, которые способствуют установлению психологически комфортной обстановке на уроке и проявлению интереса со стороны учеников к предмету используются мною.  С некоторыми из них вы уже знакомы, все они выдержали проверку и временем, и некоторые из них – экзаменами.  


Итак, первый из видов работы имеет символическое название

«ЛИНЕЙКА»  ОГЭ (Русский язык).

Во - первых, когда я в сентябре встречаюсь с ребятами выпускного класса, прежде всего говорю о том, что  экзамен – это не конец жизни, а лишь необходимый этап, который каждый из нас проходит. Затем настраиваю  на то, что при определенных усилиях со стороны учеников и моей помощи они смогут пройти аттестацию по предмету. Позже предлагаю несколько вариантов подготовки, выбор за детьми. Большей популярностью пользуется следующая методика, которая дает хорошие результаты. (Тетрадь по теории, индивидуальная папка, сборник тестов). Но это одна часть экзамена. Весь экзамен состоит из трех частей, и в русском языке, к сожалению, нельзя выбрать лишь одну или две части для выполнения, они не дадут необходимого количества баллов, и схема проверки изложения-сочинения будет иная, по усеченной схеме (т.е. с меньшим количеством баллов).

ИЗЛОЖЕНИЕ

Этот вид работы по развитию речи знаком всем без исключения. Применимо к выпускным классам, использую несколько иную форму подготовки (аудио текст, звучание до 7 минут, в среднем 4-5 минут, начинаем учиться слушать небольшими фрагментами, пересказывать их, выделять микротемы, учимся писать черновик; со временем объем прослушивания увеличивается.) Сложность составляют тексты описательного характера, повествование и рассуждение идет несколько легче. Как показал экзамены последних лет, ребята неплохо справляются с этим видом работы. (Конечно, есть проблемные ученики, но положительные моменты имеют место быть всегда. Пример: Астахов Игорь, Шахабалов Александр)

В классах же среднего звена, стараюсь, чтобы на уроках подготовки к изложению был не только текст, но и портрет автора, музыкальное сопровождение и иллюстрирующие текст изображения (по мере необходимости). Пример: 5 класс «Музыкальная шкатулка» (предмет, картинки, музыка шкатулки); «Прогулка по весеннему Бонну», 9 класс (звучит «Лунная соната», т.к. текст посвящен истории  создания этого произведения)

СОЧИНЕНИЕ

Не всеми любимый вид работы. Но в 9 классе есть необходимость писать его на итоговой аттестации. Вместе с ребятами выбираем один из трех вариантов написания сочинения и начинаем к нему серьезную подготовку. На пути много сложностей: умение не путать тему и проблему текста (к слову проблема дети относятся как к чему-то отрицательному, а не как к ситуации, которая требует рассмотрения, обсуждения); умение правильно строить текст (здесь на помощь приходят клише); умение находить аргументы в тексте.

(Можно сказать об отношении вышестоящих чиновников о том, что детей не учим писать сочинения.)

А вот сочинения в 5-8 классах носят несколько иной характер.

СЛАЙД 12 (5-а, гармошка)

(Рассказать про сочинение по летним впечатлениям в виде гармошки  

СЛАЙД 13 (Бизюкова Д., Сичкарь Арктические волки)

и по картине Бизюковой Дарьи в 5 классе)

СЛАЙД 14 (Дверин К.Г.)

Вид работы по картине ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ в 5 классе (История про Ж. Кириченко)

СЛАЙДЫ 15, 16, 17

ИДЕЯ  была хорошая и воплощение ТЕАТР ОДНОЙ КАРТИНЫ, есть новая задумка.

СЛАЙД 18, 19 (5-а, Царевна-лягушка)

УРОК – СПЕКТАКЛЬ

Иногда имеет место быть и такой урок. Пример: литература, 5класс, Жанры фольклора, сказка «Царевна - лягушка» (Дети читали ее в начальной школе, в 5м классе поговорили о построении, о системе образов, но чувствую, что особого интереса не испытали, тогда решила без объявления сделать урок-сюрприз: инсценирование в костюмах. Даже Сапецкий пришел, шел мимоходом);

СЛАЙД 20

УРОК-КОНЦЕРТ

 на литературе «Пела колыбельную мне мама»

СЛАЙД 21

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ

Один из моих любимых видов работы при изучении новой темы. В начале своей педагогической карьеры начала его использовать. Вся необходимая информация в компактном расположении, задействованы все каналы восприятия, такая работа удобна и для визуалов, и для аудиалов, и для кинестетиков.  (Объяснение темы, вычерчивание схемы, проговаривание хором, затем друг другу). Эту работу я проводила на интуитивном уровне, она мне просто нравилась, но как оказалось она очень эффективна. Чуть позже я узнала, что это не просто вид работы, а целая система обучения, которую разработал в 70-х годах прошлого столетия Виктор Федорович Шаталов.

Заметьте, я только что сказала «в прошлом столетии», а в начале своего выступления я произнесла следующую фразу: «А как  сделать урок полезным и интересным? Всё очень просто. Ничего нового, а просто хорошо забытое старое, но порой под другим именем».

СЛАЙД 22 (Скрайбинг)

Так вот, систему опорных схем можно сегодня смело назвать элементом современной технологии  СКРАЙБИНГ.

Что же это такое? А это очень древняя вещь - изображение картинок. Преобразование речи  в визуальные образы.

С точки зрения технологий, Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации.

Обычно для скрайбинга выбираются какие-то из следующих инструментов:

  • Мел, фломастер, маркер, ручка,
  • Скетчбук (т.е. альбом или блокнот для набросков),
  • Флипчарт (станина с укрепленной на ней магнитной доской под маркер. На доске крепится перекидной блок бумаги формата доски, эдакий здоровенный блокнот, на котором предполагается писать в процессе объяснения)
  • доска для рисования,
  • планшет со стилусом (хотя можно и пальцем водить по экрану),
  • компьютер.

СЛАЙД 23 (Виды скрайбинга)

Виды скрайбинга, которые можно использовать на уроках

  1. Скрайбинг  -  схемы
  2. Скрайбинг – рисунок (См. Видео А.Куприн «Ю-Ю»)

Предлагаю создать скрайбинг – рисунок.

ТЕКСТ:

Жили-были два друга, Петя и Вася. Однажды они отправились в лес за грибами. Петя взял корзинку. В руках Васи было ведерко. До самого вечера  бродили мальчики по лесу. Домой они вернулись очень довольные, принесли целую гору грибов!

  1. Скрайбинг – аппликация (Пример: «Кузнецкая крепость»)
  2. Видеоскрайбинг (Используем готовый СКР. «Однородные члены предложения»)
  3. Компьютерный скрайбинг (Используем готовый СКР. «Курочка ряба»)
  4. Скрайбинг – иллюстрация (Испорльзуем готовый СКР В.Сутеев «Капризная кошка»)
  5. Скрайбинг с использованием флипчарта (К/Ф «Полосатый рейс»)

Всем спасибо за внимание, надеюсь, некоторые материалы, представленные сегодня будут вам интересны и окажутся полезными.

Интересных нам всем, нескучных и очень добрых уроков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС в процессе организации и проведения современного урока русского языка

Образовательная программа  ступени начального образования школы  разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Нестандартные уроки русского языка

Статья о нестандартных уроках русского языка и литературы...

«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский.      Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку

Настоящие методические рекомендации подготовлены преподавателем русского языка и литературы  Куракиной О.В.  Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по р...

Нестандартный урок русского языка

Урок - фронтальный опрос «без ручки и тетради» .«Имя прилагательное. Повторение»...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Нестандартные уроки русского языка

Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать на...