конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

В данном конспекте урока представлена  методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать  условия для формирования внутренней позициии обучающихся, характерезующейся повышением интерсеса к происходящему на уроке и  положительной мотивации  в учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.pismo_._5_klass.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

                  

Урок развития речи. Письмо (5 класс).

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, научить составлять текст письма;
  • Развивать речевые навыки; расширять представления учащихся о роли и значении письма в нашей жизни;
  • Воспитать бережное отношение к языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Предметом нашего разговора будет письмо. Все мы всегда рады получать письма, ведь это своего рода сюрприз, в котором содержится информация. Давайте поговорим немного об истории письма. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма были широко распространены  в Персии и Египте. Первые сообщения отправлялись только с военной целью. Существовала даже такая профессия как гонец. Современный вариант этой профессии это почтальоны и курьеры. Самой организованной  и известной  была  история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту и перевозки писем были упорядоченными.

-Давайте же научимся писать письмо.

II. Вступительная беседа.

- Ребята, как вы думаете , для чего нужны письма?

 (Чтобы общаться, рассказать о своих впечатлениях и чувствах, выразить отношение к кому - или чему-либо).

III. Слово учителя.

- В древние времена люди передавали информацию друг другу с помощью рисунков и иероглифов. Со временем графические знаки и рисунки преобразуются в слова со значением предмета. Так было положено начало начало развитию письменности.  Письмо –это знаковая система фиксации речи и мыслей , позволяющая передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Письмо относится к эпистолярному жанру и  имеет схожесть с устной речью, но мысли должны быть выражены точно и ясно. Письмо является монологическим типом речи, но предполагает собеседника – адресата, поэтому, когда мы пишем письмо,  следует обращаться к  тому, к кому адресована эта информация.

IV. Словарная работа.

- Давайте поработаем со словарями. Выпишем значения таких ключевых слов  нашей темы как  почта, письмо, эпистолярный жанр, адресат, конверт, адресант.

V Слово учителя: 

Ребята, давайте          конца письма, например:
С уважением… До свидания… До скорого… Ваш …

Например, в английской практике написания письма также используется  формулы – обращения.:

Dear Tom! My dear friends! (Дорогой Том! Мои дорогие друзья!

- типичные обороты в конце письма, например:

Best regards, your friend, Oliver! ( С наилучшими  пожеланиями, твой друг Оливер

VI...Работа со схемой

Предлагаю вам примерную схему написания письма:

  1. Приветствие или обращение к тому, кому предназначено письмо.
  2. Вступление – выражение различных чувств (извинение, благодарность, сожаление, радость и другие), отражающих интерес к жизни адресата, пожелания.
    Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  3. Заключение. Прощание, просьба писать чаще, извинения за почерк, передача приветов. Формулы прощания
  4. Подпись, дата.

VII.  Написание письма.

- Пользуясь приведенной схемой,  попробуйте написать письмо своему другу или маме, например, из лагеря или из путешествия. Употребите обращения, избегайте повторов.

VIII. Редактирование 1-2 лучших работ.

IХ. Работа с карточками

 Ребята, давайте обратим внимание на письмо, которое было написано в годы Великой Отечественной Войны бойцом Красной Армии  Николаем Нестеровым своей маме.

 «Здравствуй, любимая моя мама! Как твоё здоровье? Почему от тебя нет писем? Где работаешь? У меня пока всё в порядке. Тёте Лене переводил деньги, но ответа пока нет. Дяде Ване тоже пишу частенько. Недавно я получил два ордена Красного Знамени - их уже у меня 4, и пятый орден Красной Звезды. Значит, немцев бью хорошо. 

За этот месяц было сто верных случаев, когда можно было погибнуть, но я жив и здоров. Несколько раз уже меня считали убитым, а я всё целый. Пуля меня просто не берёт, кто-то будто надёжно охраняет меня. Я выполнял, что было невозможно, делал то, что никогда не мог, и выстоял тогда, когда все другие были вышиблены. Пиши ответы. Жду. Твой сын Николай». 

Николай Нестеров, командир батальона 24-й мотострелковой бригады, 25 лет. 14 июля 1943 г. под Прохоровкой получил смертельное осколочное ранение.

Слово учителя:

- Посмотрите, как в простых строчках чувствуется забота и любовь к родным, как он бесстрашно защищал нашу землю от врагов, стоял насмерть за родных и близких. Именно в этом письме чувствуется все мужество, отвага  и смелость русского народа. Эти письма служили единственным «источником света и надежды» для родных и близких в то страшное для народа время. Это еще раз доказывает  большое значение  письма и необходимость сохранения эпистолярного жанра для будущего поколения.

 

ХI  Обобщение.

- Итак, дорогие ребята, вы сегодня много узнали об истории письма, усвоили принципы написания письма.  В заключение, хочется добавить , что письма сохраняют все наше душевное тепло , все чувства  во времени, поэтому пишите письма как можно чаще.

ХIII. Домашнее задание: написать письмо на одну из тем:

Письмо моей маме. Письмо другу. Моя любимая книга. Письмо солдату в армию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Урок развития речи по теме «Письмо. Виды писем»

Разработка урока по русскому языку. 6 класс....

Конспект урока развития речи "Напиши мне письмо...",6 класс

Данный урок может быть проведен в 6 классе, по своей структуре относится к урокам изучения нового материала по теме: уроки развития речи. Тип урока: комбинированный урок. На уроке используется ме...

Открытый урок по теме "Учимся писать письмо"

Материал поможет подготовить обучающихся к письменной части экзамена по английскому языку...