Конспект урока по ФГОС "Художественный мир баллады Р.Л. Стивенсона "Вересковый мед""
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тулинова Марина Юрьевна

Конспект урока, целью которого является познакомить учащихся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и его балладой «Вересковый мед», рассмотреть ее жанровые особенности. Коррекционная составляющая урока: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения заданий на уроке.  Учащиеся научатся излагать свое мнение; понимать и слушать позицию другого; осознанно использовать речевые средства; уметь создавать устные и письменные тексты

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_vereskovyy_med1.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Предмет: русский язык

Класс: 5

Контингент: слабовидящие учащиеся

Тема: Баллада Стивенсона «Вересковый мед»

Тип урока: урок чтения и изучения

Продолжительность: 40 минут

Технологии:

Фамилия, инициалы автора: Тулинова М. Ю.

Название образовательной организации: Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №1 имени К.К. Грота

  • Краткая аннотация: конспект урока, целью которого является познакомить учащихся с жизнью и творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и его балладой «Вересковый мед», рассмотреть ее жанровые особенности. Коррекционная составляющая урока: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения заданий на уроке.  Учащиеся научатся излагать свое мнение; понимать и слушать позицию другого; осознанно использовать речевые средства; уметь создавать устные и письменные тексты

  • Цель урока (занятия)[1]: познакомить с балладой Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед», рассмотреть жанровые особенности, продолжить обучение пониманию текста.

Коррекционная составляющая урока (занятия): корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения заданий на уроке

Планируемые результаты (для обучающихся)[2]:

предметные:

  • узнать биографию и особенности творчества Стивенсона
  • усвоить литературоведческие термины
  • научиться представлять информацию в разных формах
  • овладеть навыками анализа текста
  • потренироваться в анализе, обобщении, классифицировании литературного текста

метапредметные:

  • научиться определять проблемную задачу
  • овладеть навыком беглого чтения
  • сформировать у детей коммуникативные умения через сотрудничество на уроке 
  • расширить навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному

личностные:

  • научиться излагать свое мнение; понимать и слушать позицию другого; осознанно использовать речевые средства; уметь создавать устные и письменные тексты
  • добиться от аудитории внимательного слушания
  • преодолеть страх публичного выступления
  • сформировать чувство патриотизма, личного и гражданского долга

Ход урока[3]

Деятельность учителя[4]

Деятельность обучающихся

1.  Организационный момент.

- - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними.

- А наш урок я хотела бы начать с четверостишья, текст которого перед вами на экране:

Дорогу осилит идущий,

А знания – помощь в пути.

Упорство, к успеху ведущее,

Мечты ваши в жизнь воплотит.

- Как вы понимаете эти слова?

- Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

- Вы готовы сегодня трудиться?

2. Определение темы и целей урока[5].

- Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь». Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…

(Я включаю аудиозапись игры на волынке)

-Что вы представляли, слушая музыку?

- Какой инструмент звучал?

- Символом какой страны является волынка?

- Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?

- Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, точнее на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л.Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед», чтобы познакомиться …

- Кто продолжит: с чем и с кем нам предстоит знакомство? Предстоит познакомиться с биографией Р.Л.Стивенсона, его балладой «Вересковый мед».

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- Давайте сформулируем тему и цели урока.

- Тема урока: «Художественный мир баллады Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед».

- Цель урока: познакомиться с биографией поэта, его творчеством и в частности с балладой «Вересковый мед», открыть ее художественный мир.

3.  Планирование деятельности.

А помогут нам в этом наши консультанты: географ, историк, биолог и биограф поэта.

Путешествие начинается. В добрый путь!

4.  Проверка домашнего задания.

- Предоставим слово нашим проводникам-консультантам. Ваша задача – их внимательно слушать и запоминать то, что они вам расскажут.

- Посмотрите на экран: так выглядели пикты

- Какие необычные черты их облика вы можете заметить? С чем они связаны?

Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, потому что это страна гор, покрытых душистым вереском.

- Что вы запомнили из рассказов географа и историка о Шотландии?

- Баллада, с которой мы будем знакомиться, называется «Вересковый мед», Шотландия – страна верескового меда. Кто знает, что это за растение – вереск?

- Ребята, что нового вы открыли для себя из рассказа географа, биологи и историка? Основное запишем в тетрадь

- А сейчас перед нами выступит биограф, который расскажет нам о жизни и творчестве одного из самых известных писателей Шотландии. Ваша задача – записать самое главное в тетрадь.

Георгаф:- Посмотрите на карту (показывает на карту). На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесенную саблей великана, долина Грейт-Глен, которая прорезает Северо-Шотландское нагорье по диагонали от Атлантического океана до Северного моря. Большую часть её занимают узкие, вытянутые озёра. По обоим берегам озёр круто вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами, а на вершинах выживает только альпийская растительность. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.

Историк: - «Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними.

-Мы коротко узнали, что собой представляет Шотландия и почему ее называют страной верескового меда. Эта страна славится еще и талантливыми людьми, среди которых замечательные писатели и поэты: Адам Смит, Вальтер Скотт, Роберт Бернс, Артур Конан Дойл и, конечно же, Роберт Льюис Стивенсон.

- А теперь предоставим слово биологу

Биолог:- Вереск - вечнозелёное растение. Высота 30-50 сантиметров, листочки мелкие, свёрнутые, темно-зелёного цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена.

Зацветает вереск поздно – в конце июля, в августе. Он продолжает радовать глаза людей ковром из цветов, когда другие цветы уже завяли – порой до снегов.

Поэтическая красота цветущих зарослей вереска с древности вдохновляла творческих людей, и они воспевали её в своих произведениях.

Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными.

Биограф:- Роберт Льюис Стивенсон родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии.

Жизнь писателя была непростой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.

Стивенсон вспоминал:

«Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага»

По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных, он стал-таки писателем.

Стивенсону приходилось постоянно сражаться с судьбой не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных».

Стивенсон писал:

«В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и, мне кажется, я … одержал победу в битве с жизнью».

Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа.

Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было присуще Стивенсону: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства.

5. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Чем в достижении цели урока нам поможет знание биографии Стивенсона?

- Вспомните, какое произведение мы будем читать? К какому жанру оно относится?
- Давайте вспомним, что нам известно о балладе как литературном жанре. В этом нам поможет символ Шотландии….

Опрос-трилистник (отрывают по лепестку от бумажного трилистника и отвечают на вопрос, записанный на обороте лепестка):

-Что такое баллада?

-Какими бывают баллады?  

 -Назовите черты, характерные для жанра баллады.  

- Запишите в тетрадях самые главные сведения о балладе. Что вы предлагаете записать?

Баллада:

  • стихотворение
  • историческая или героическая тема
  • напряженный сюжет
  • неожиданный финал

- Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

- Баллады бывают народные и литературные. Делятся на исторические, героические, любовные, комические, волшебные.

- Черты баллады: напряжённый сюжет, диалог, тайна, неожиданный финал;специальные зачин и концовка; ярко описаны чувства автора, чувства героев.

Запись в тетрадях: Баллада:

  • стихотворение
  • историческая или героическая тема
  • напряженный сюжет
  • неожиданный финал

6.  Изучение нового материала (опрос, тренировочные упражнения, решение задач и т.п.).

- Попробуйте жидкость, которую я налила в стаканчики. Что вы выпили? Знаком ли вам этот вкус?  Из какого продукта я сделала напиток?

- Какие растения дают нам мед? Отличаются ли меды по вкусу?

- Пробовали ли вы вересковый мед?

Напиток из такого меда, согласно шотландской легенде, был традиционным для пиктов. Говорят, что вкус его был необыкновенным. Но рецепт приготовления утерян. О том, как это произошло, рассказывает баллада «Вересковый мед».

-А начнем знакомство с произведением с оригинального текста, текста на английском языке. Послушайте, пожалуйста, аудиозапись. Обратите внимание на ритм текста

- Как вы можете охарактеризовать ритм баллады?

- Обратимся к переводу баллады, который впервые выполнил на русский язык в 1936 г. Н.Чуковский, а позже в 1942 г. – С.Я.Маршак. В переводе Маршака мы и будем ее читать.

(Комментированное чтение 1-4 строфы)

- Ваша задача – понять, каким же настроением проникнут зачин, начало баллады.

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
- Каким настроением проникнут зачин баллады?

- Какими вы представляете себе пиктов?

- Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена?- Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?

- Продолжим наш анализ баллады. Подумайте, а почему же напиток из вереска так нужен был королю Шотландии.

(Комментированное чтение 5-8 строфы)

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.

В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»

- Чем был вереск для пиктов?

-А какие традиции нашего народа вы помните?

- Как защищали они свои земли? Подтвердите текстом.

- Что чувствует король? Почему? Зачем ему вересковый мед?

Физкульт. Минутка (проводит подготовленный ученик)

- Ребята, продолжаем нашу работу. Сейчас вы услышите продолжение баллады, ваша задача – представить, каким же был шотландский король, а какими были маленькие пикты.

(Комментированное чтение 9-14 строфы)

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, —
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.

Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!

Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море — катились валы.

- Как вы представляете себе встречу короля и последних пиктов?

 - По балладе был снят мультипликационный фильм. Посмотрите отрывок из него, разговор короля с пиктами. Сравните картину, которую нарисовали вы в своем воображении, с тем, как представил ее себе художник-мультипликатор.

- Отличаются ли картины? Чем? На что постарался обратить наше внимание художник?

- Чем грозит король последним пиктам?

- Чем ответили ему пикты?

- Как к пиктам относится автор? Как это отражено в тексте баллады? Зачитайте.

 

- Каково отношение автора к шотландскому королю? Почему?

- Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (2-3 варианта продолжения сюжета).

- А сейчас вы узнаете, чем же закончилась баллада по замышлению автора

(Комментированное чтение 15-21 строфы)

И вдруг голосок раздался:
— Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!

Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! —
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
— Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик…
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.

- Что мог сказать старик?

- Каков финал баллады? Выскажите свои версии

- Ребята, так в чем же был замысел старика?

(Комментированное чтение 22-23 строфы)

— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!

- Почему старик решил обмануть шотландцев? 

- О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»?

- Почему пикты не выдали секрета верескового меда?

- Настроением грусти, сожаления о трагической судьбе пиктов.

- Маленькие, тихие. Очень трудолюбивые и мирные люди.

- Война была жестокой.кровопролитной.

- -Мы видим последствия битвы (4-я строфа)

- Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.

- Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены.

- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик маленькие, робкие. Они слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя

- Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди").

- Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили

1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.

2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.

3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.

- Предполагаемые версии: 1) Старик останется жив, раскрыв секрет меда.

2) Враги все равно убьют старика-пикта, раскрывшего секрет меда.

3) Старик не раскроет врагам тайну и погибнет.

- Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре

- Тайна – это рецепт верескового меда.«Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь

- Предать традиции значит предать свою историю, свой народ

7.  Закрепление (выполнение творческого задания, проверочная работа, тестовая работа и т.п.).

- А сейчас письменно в тетрадях ответьте на вопрос: Почему у героя нет имени?      

- Потому что он олицетворяет собой весь народ. Это собирательный образ.

8.  Подведение итогов урока: рефлексия, оценка деятельности обучающихся.

- Сделаем выводы из прочитанного.

- Во имя чего жертвует сыном старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет.

- Как автор относится к выбору старика? По каким признакам мы это понимаем?

- Можно ли назвать поступок старика подвигом?

- А что такое подвиг? И кого мы называем героем, совершившим подвиг?

- Какова основная мысль (идея) баллады?  Ради чего Стивенсон решил написать в 19 веке балладу о событиях глубокой древности?

- Запишите главную мысль баллады в тетради. Как вы предлагаете ее сформулировать?

.

Предлагается ответить на вопросы:

- какова тема урока?

- какую задачу ставили?

- достигли ли цели?

- что было интересно на уроке?

- что было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

Оцените свою работу, поставьте оценку. - Кто поработал на «5»? «4»? «3»?

- Поднимите руку, кому из вас сегодня помог сосед по парте, по группе? Чем?

Выводы:

Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины

9.  Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание в дневники. Продолжить предложение:

«Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…» По желанию можно подготовить иллюстрацию к балладе

- Вот и подошло к концу наше литературное путешествие. Я думаю, оно было увлекательным и полезным. Мы достигли поставленной цели, узнали много интересного о замечательном писателе Р.Л. Стивенсоне и, надеюсь, вам захочется читать его произведения.

СПАСИБО всем, кто сегодня упорно трудился и помог сделать успешным наш урок! А закончить урок мне хотелось бы афоризмом Р.Л.Стивенсона: «Желание и любопытство — два глаза, магически преображающие мир».


[1] Записывается ведущая дидактическая цель урока (занятия)

[2] Выбор формулировок целей и планируемых результатов  определяется темой и целями конкретного урока.

[3] Этапы урока могут быть изменены в том случае, если урок построен  по определенной технологии, требующей особых этапов.

[4] Деятельность учителя и деятельность обучающихся расписывается подробно, как в традиционном конспекте урока, обязательно приводятся образцы выполнения заданий обучающимися, включаются образцы карточек и справочных материалов, предлагаемых учителем на уроке. Пример заполнения дан для этапа 1.

[5]Порядок следования и набор этапов урока может быть изменен в зависимости от предмета и темы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

План - конспект урока по технологии "Художественное моделирование юбок" 6 класс

Урок знакомит обучающихся  с приемами художественного моделирования юбок разного фасона....

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

конспект урока :«В.А. Жуковский. Перевод баллады Гете «Лесной царь»»

знакомство учащихся с В.А. Жуковским; дать представление об особенностях художественного перевода....

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...