Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Сальникова Марина Викторовна

На уроках русского языка и литературы использование информационных технологий – это один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации, творческих способностей учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках русского языка и литературы.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет мне: 

 отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; 

 развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; 

продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 

Современный образовательный процесс, как и работу каждого конкретного учителя, осуществляющего образовательную деятельность в современных условиях, невозможно представить без использования информационно- коммуникационных технологий.

На уроках русского языка и литературы использование информационных технологий – это один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации, творческих способностей учащихся.

Использование ИКТ возможно только при наличии соответствующей техники в классе. В кабинете созданы условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и использования технических средств обучения. Есть компьютер с выходом в Интернет и установленным необходимым программным обеспечением, проектор, экран

Для применения информационно – коммуникационных технологий мною освоены следующие умения и навыки:

  • использовать приложение Microsoft Word для планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам;
  • использовать электронные таблицы Microsoft Excel для обработки результатов проверочных и контрольных работ;
  • создавать презентации, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию;
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • использовать справочные ресурсы Интернета: словари, справочники, сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные сайты, посвящённые поэтам и писателям;
  • использовать электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM др.
  • самостоятельно разрабатывать тесты, проводить компьютерное тестирование;
  • осуществлять дистанционное обучение при помощи школьной образовательной сети «Dnevnik.ru».

Осваивая информационно - коммуникационные технологии, постоянно повышаю свой профессиональный уровень и овладеваю новыми умениями и навыками.

Приведу конкретные примеры использования ИКТ в своей образовательной деятельности.

Использование презентации на отдельном этапе или этапах урока зависит от содержания этого урока и цели, которую ставит учитель. К урокам литературы чаще создаю презентации, посвященные жизни и творчеству поэтов и писателей, включаю в презентации иллюстративный и информационный материал: портреты, фотоматериалы, иллюстрации к произведениям, репродукции. Например, созданы презентации «Лицейские друзья А.С. Пушкина», «М.Ю. Лермонтов - талантливый художник», «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин» и др. С помощью презентаций провожу заочные экскурсии по литературным местам России: «Л.Н. Толстой в Ясной поляне», «Константиново – родина С.А. Есенина» и др. На уроках русского языка использую презентации для объяснения нового материала («Понятие об имени существительном»), выполнения проблемных заданий («Кто прав?»), закрепления материала («Выполни задание и проверь»). Презентация к контрольно-обобщающему уроку по русскому языку в 6 классе «Путешествие в страну Имени Прилагательного» заняла II место в IV Международном конкурсе работников образовательной сферы «Хрустальная сова» (2016г.), организованном научно-образовательным учреждением «Вектор науки».

Одна из форм технологии компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте - просмотр учебных, документальных, художественных фильмов (эпизодов). 

Например, на уроке русского языка в 6 классе по теме «Понятие об имени прилагательное» был показан учебный фильм «Понятие об имени прилагательное» из серии «Урок русского языка». Во время просмотра учебного фильма учащиеся составляли план рассказа об имени прилагательном: определение, грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Нередко использую на уроках русского языка видеоуроки проекта "Инфоурок".

Сложно представить уроки литературы без визуального сопровождения. На уроках литературы фрагменты из художественных кинофильмов помогают учащимся окунуться в эпоху, изображенную в фильме, понять характеры героев, почувствовать эмоциональное состояние героя литературного произведения, переданное режиссером фильма. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.

С большим вниманием учащиеся 7 класса после прочтения отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» смотрели эпизод фильма «Звезда пленительного счастья», режиссер: Владимир Мотыль, 1975г. Многие из семиклассников просмотрели дома фильм полностью, выучили отрывки из поэмы Н.А. Некрасова наизусть, сравнивали эпизоды из фильма и строки поэмы. Изучая повесть Н.В. Гоголя «Шинель», смотрим с учащимися эпизоды из фильма «Шинель», режиссер: Алексей Баталов, 1959г. Просматриваем эпизоды из фильма «Тарас Бульба», режиссер: Владимир Бортко, 2008г., изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Глубже понять образ Петруши Гринева при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогают эпизоды из фильма «Капитанская дочка», режиссер: Владимир Каплуновский, 1958г.

Важнейшим направлением использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся.

Такие формы заданий, как:

  • найти необходимую информацию в Интернет,
  • сделать презентацию в Power Point,
  • оформить сообщение, доклад, творческую работу с помощью компьютерных программ,
  • найти и вставить иллюстрации в работу,
  • составить таблицу и вставить ее в текст

формируют и развивают навыки самообразования учащихся, соответствуют методике научного познания, обеспечивают усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.

Остановлюсь на такой форме обучения, как дистанционное обучение.

Во время карантина учащиеся 8 класса обучались дистанционно при помощи школьной образовательной сети «Dnevnik.ru». Учащиеся не только получали и выполняли домашние задания, но и, открывая приложенные файлы, знакомились с объяснениями, пояснениями, инструкциями, прописанными учителем, выполняли классные работы. 

Электронные письма - одна из форм дистанционного обучения.

Мною апробирована и работает система общения «учитель-ученик» через электронные письма. Учитель и учащиеся имеют возможность обмениваться информацией во внеурочное время, отправлять друг другу приложенными файлами тексты, фотографии и другие материалы.

Дистанционные олимпиады и конкурсы – еще одна из новых форм дистанционного обучения, привлекающих учащихся.

Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми позволяет учащимся раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание.

В 2016-2017 учебном году учащиеся 6-б,7,8,9 классов принимали участие в следующих дистанционных олимпиадах и конкурсах:

1.Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (6 учащихся 8 класса и 9 учащихся 9 класса);

2. Международный конкурс по русскому языку «Кириллица» (6учащихся 6-б класса);

3. Международный блиц-турнир по русской литературе «Русский слог» проекта «Новый урок»(11 учащихся 8 класса);

4. Международный блиц-турнир по русскому языку «Красота родного языка» проекта «Новый урок» (10 учащихся 6-б класса);

5. Всероссийский конкурс фотографий «Моя малая родина», посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г., в рамках всероссийского студенческого гражданско-патриотического проекта «Живая история», УрГПУ (5 учащихся 8 класса);

6. Всероссийский конкурс авторской прозы и поэзии «Трудная радость Победы», посвященный 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г., в рамках всероссийского студенческого гражданско-патриотического проекта «Живая история», УрГПУ (1 ученица 6-б класса, 3 учащихся 8 класса);

7. 2-ой Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы – 2016» (Российское военно-историческое общество, Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ), 3 учащихся 8 класса. И др.

Среди участников конкурса есть учащиеся, занявшие 1,2,3 места и получившие сертификаты участников.

Участие ребят в дистанционных олимпиадах и конкурсах делает их жизнь более интересной, насыщенной, обогащает их знания, развивает умения и навыки искать и находить информацию из разных источников. Время, проведенное в Интернете, более полезное и увлекательное, чем затраченное на компьютерные игры. Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится.

Активно использую информационно- коммуникационные технологии при подготовке учащихся к ОГЭ. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме online, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме onlineи обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. На уроке проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

Подводя итог выше сказанному, хочется сказать, что использование информационно - коммуникационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.

За активное применение в работе информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов имею диплом Общероссийского проекта «Школа цифрового века (издательский дом «Первое сентября») «Учитель цифрового века» (2015г.), диплом участника Фестиваля методических идей -2017года за выступление в номинации «Педагогическое мастерство» на тему «Использование мультимедийных приложений к урокам русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...