Рабочая программа по курсу: "Основы Православной культуры" для 6 класса.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Касперова Елена Викторовна

Цель учебного предмета "Основы Православной культуры" состоит в том, чтобы помочь воспитаннику  российской школы вырасти человеком высоконравственным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_opk_6_klass.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по делам казачества и кадетских

учебных заведений Ростовской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области  «Орловский казачий кадетский корпус»

       

 «Утверждаю»

                                                                            Директор ГБОУ РО «ОККК»

                                                          И.В. Волков ______

            Приказ от 30.08.2017   № 192

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Православной культуре

Уровень общего образования -  основное общее образование

6 «А», «Б» классы

Количество часов - 32

Учитель Касперова Елена Викторовна

Программа разработана на основе

Примерной программы основного общего образования

 по предмету «Православная культура».

  1. учебный год.

                                    1.Пояснительная записка

      Рабочая программа по курсу «Основы Православной культуры» для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно - методических документов:

Рабочая программа по Основам Православной культуры  для 6 класса разработана на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012г. №273-ФЗ.

2. Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

3. Приказ Минобразования России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении федерального государственного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»   (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №629)

5. Авторская программа «Православная культура» Л.Л. Шевченко для 1 года обучения (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 144с.)

6.Учебный план ГБОУ РО «ОККК» на 2017-2018  учебный год.

7. Годовой календарный учебный график ГБОУ РО «ОККК» на 2017-2018  учебный год.

       2. Общая характеристика учебного курса «Православная культура».

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

     В ходе изучения этого  предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»  подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

    Преподавание основ православной культуры в  общеобразовательном учреждении не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

  Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);

– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

  1. Место учебного курса «Православная культура».

Программа рассчитана на 35 часов (компонент образовательного учреждения) (1 час в неделю) в соответствии с календарным учебным графиком ГБОУ РО «ОККК» на 2017-2018 учебный год, программа будет реализована в полном объёме за 32 учебных часа,  за счет резерва учебного времени.

  1. Содержание учебного курса «Православная культура».

Тема

Основное содержание

1

Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем.

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Священная история рассказывает о мире: Бог — Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам — любимое чадо Божие; общение человека с Богом; поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель. В какой книге написано о сотворении мира? Библия

2

В ожидании Рождества — самого красивого события зимы.

В ожидании Рождества — самого красивого события зимы.

Рассказы Священной истории о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия: непослушание, печаль, болезнь, смерть. Поступки человека. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? О чем рассказывают стихотворения? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Мог ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования печали в сотворенном Богом красивом мире. Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. О Пресвятой Богородице и Ее праздника. Песнопения и величания.

3

Праздники-радости.

Рождество Христово - самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество Христово и Крещение в России? Святочные обычаи. Православные праздники. Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. Новый год. Масленица. Как христиане понимали праздники? Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. Имя человека. Святой покровитель. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.

4

Пасха: цвета и звуки весны.

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности христианина: по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность каждого - сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?

5.Структура курса.

   

   МОДУЛЬ  (ГЛАВА)

Примерное количество часов

Форма контроля

Дата

6 «А»

Дата

6 «Б»

1

«Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем».

8

Контрольная работа по пройденной теме

24.10

21.10

2

«В ожидании Рождества — самого красивого события зимы».

8

Контрольная работа по пройденной теме

19.12

16.12

3

«Праздники-радости».

11

Творческая работа. Защита проектов.

06.03

17.03

4

«Пасха: цвета и звуки весны».

5

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Для учителя:

1.        Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения, Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2014 год.

2.         «Православная культура», методическое пособие, Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2014 год.

3.         «Православная культура», наглядное пособие «Иллюстрации», Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2008 год.

4.        Учебник в 2 частях «Православная культура», 1 год обучения. Л.Л.Шевченко, Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2016 год.

5. http://www.eroshka.ru

    http://www.skaz.ru.

         http://www.radostmoya.ru

             Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Для учащихся:

Учебник в 2 частях «Православная культура», 1 год обучения. Л.Л.Шевченко,  Москва «Центр поддержки культурно-исторических традиций», 2014 год.

9.Результаты освоения учебного предмета и система оценки.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 6  классов:

  • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
  • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами; способность  контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
  • как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 6 классов:

  • развитие познавательной деятельности  школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

  • Предметные результаты изучения основ православной культуры в развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
  • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

начальной школе:

  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; 
  • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);  
  • умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
  • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры;
  • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Критерии оценки по предмету «Православная культура»

Исходя из совокупности усвоенных знаний, умений, навыков оценку квалифицировать следующим образом:

«отлично» (5)

  • усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.
  • при ответе соблюдать нормы русского языка.

«хорошо» (4)

  • усвоение глубоких, прочных знаний, логичный и доказательный ответ, знание основных фактов, понятий, терминов, дат, событий и персоналий;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи, самостоятельно анализировать и сопоставлять письменные источники, знать периодизацию событий истории Православной культуры, историческую карту, умение делать аргументированные выводы.
  • при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются несущественные неточности.

«удовлетворительно» (3)

  • усвоение основных понятий, терминов, знать фактический материал.
  • умение устанавливать причинно – следственные связи и давать развернутые определения; уметь излагать материал, осуществлять анализ проблем, процессов, фактов и явлений истории Православной культуры, использовать письменные источники и делать выводы.
  • при ответе соблюдать нормы русского языка. В ответе допускаются существенные ошибки и неточности.

«неудовлетворительно» (2) не выставляется.

   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного и эстетического цикла
№ 1   от 30.08.2017 года

 __________Бурыкина Ж.В.

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от

29.08.2017 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________Алексеенко И.А.

31.08.2017 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс

Рабочая программа элективного курса Основы потребительской культуры 10 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс Рабочая программа по  основам безопасности жизнедеятельности  разработана на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс

Авторская рабочая программа учебного курса  «Основы правовых знаний»  разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПОЭТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» 5 класс (из опыта работы)

Программа  факультативного курса «Основы поэтического мастерства» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на филологический и универсальный профили....