Последний урок русского языка в 9 или 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (9, 11 класс) по теме

Сорокина Евгения Петровна

Несмотря на то что последние уроки - это чаще всего подготовка к экзаменам и повторение пройденного, последний урок должен остаться в памяти учеников. Поэтому данный урок не носит серьёзной знаниевой нагрузки, он скорее развлекательный: есть место и смеху, и небольшому сочинению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСЛЕДНИЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Тема: Заключительный урок русского языка в 9 классе

Цель: заинтересовать обучающихся интересными фактами из истории русского языка.

Ход урока

Работа с эпиграфом:

Язык – это брод через реку времени,

он ведет нас к жилищу ушедших; 

но туда не сможет прийти тот,

кто боится глубокой воды.

                 В. М. Иллич-Свитыч

1. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в «Путешествие во времени».

- Представьте, что вы летописец в книжной мастерской времен Древней Руси!

- Напиши свое имя в кириллице, красную буквицу-заставку (заглавную) нарисуйте очень красиво!

«Первый урок в первом классе»

- А сейчас перенесёмся в 1 класс. Используя прописи, запишите ЛЕВОЙ РУКОЙ в строчку ваши фамилию, имя, отчество так красиво, насколько это возможно.

2.  Ты помнишь, было вокруг 
Море цветов и звуков. 
Из теплых маминых рук 
Учитель взял твою руку. 
Он ввел тебя в первый класс 
Торжественно и почтительно. 
Твоя рука и сейчас 
В руке твоего учителя. 
Желтеют страницы книг, 
Меняют названия реки, 
Но ты его ученик: 
Тогда, сейчас и навеки. 

«Первый учитель» Вспомните ваши первые школьные годы и первого учителя. Постарайтесь написать небольшое эссе «Мой первый учитель». 4-5 предложений. У вас 5-7 минут.

Чтение эссе.

Сравните ваши записи, кто-то научился писать, а кто-то, возможно, наоборот, разучился за эти 9 лет.

Во все времена дети придумывали, как облегчить учебный процесс. Посмотрите в рабочую карту:

Вопрос 1.

Изучавшим русский язык до 1918 года рекомендовали заучивать следующий стишок:

Белый, бледный, бедный бес

Убежал, бедняга, в лес.

Лешим по лесу он бегал,

Редькой с хреном пообедал... и т.д.

Как вы думаете, какое правило можно было запомнить с помощью этого стишка?

Стишок был предназначен не для изучения этологии нечистой силы в рамках Закона Божьего, а для запоминания орфографии. Все слова этого стишка, в которых сейчас пишется буква "е", тогда писались через "ять". Эта буква когда-то произносилась иначе, чем "е" (в деревнях северо-западной России, в частности, Смоленской области, нередко и по сей день безударное "е" в словах, которые писались через "ять", произносят, как "я", напр., "мяшок"), но к 19-му веку различие в произношении исчезло, и слова с ятями приходилось элементарно зубрить. 

Вопрос 2.  В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:

— Степка, хочешь щец?

— Фу!

Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?

В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка, соответственно, не «присутствующие» здесь согласные – звонкие

Вопрос 3. Всегда в классе находились ученики с прекрасным чувством юмора. Вот это чувство юмора мы с вами сейчас и проверим: за 5-7 минут продолжите фразы, записанные в рабочей карте.

  • Только в школе понимаешь... (как хорошо было в садике)
  • Школьник вернулся из школы и радостно сообщает маме ... (тебе сегодня повезло , задали только по чтению!)
  • Когда сижу на уроке химии, я даже не понимаю ...(что именно не понимаю)
  • Школа – это место... (где учителя требуют от учеников знания по всем предметам, а сами знают только по одному)
  • Школьного учителя узнаешь сразу: ...
  • Самая страшная фраза школьного детства: ... (Так, а теперь убираем учебники и достаём двойные листочки)
  • Каждый ученик в глубине души мечтает о том...

Вопрос 4. Готовимся к ОГЭ: Замени слово литературным синонимом, например:

  • Учитель и ученики - Али-Баба и 40 разбойников.
  • Дневник – книга жалоб и предложений
  • Вышел за мелом  -  пропал без вести
  • Контрольная -  хождение по мукам
  • Родительское собрание - следствие ведут знатоки / народный суд.

Вот и подходит к концу ваш последний урок русского языка. Но мы с вами встречались не только на уроках. И заключительная презентация – мой небольшой подарок для вас. (Презентация – пожелание с фотографиями детей).



Предварительный просмотр:

http://inlife.me/wp-content/uploads/2015/09/e931345ca705d2ef72221914d3bc5941.jpg

Язык – это брод через реку времени,

он ведет нас к жилищу ушедших; 

но туда не сможет прийти тот,

кто боится глубокой воды.

                 В. М. Иллич-Свитыч

Рабочая карта

заключительного урока русского языка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________http://artpolitinfo.ru/wp-content/uploads/2014/08/2.jpg

http://sopov-ist.ucoz.ru/Kartinki/list_tonkaja_linejka.gif

__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Изучавшим русский язык до 1918 года рекомендовали заучивать следующий стишок:

Белый, бледный, бедный бес

Убежал, бедняга, в лес.

Лешим по лесу он бегал,

Редькой с хреном пообедал... и т.д.

Как вы думаете, какое правило можно было запомнить с помощью этого стишка?

2. В прошлом веке в среде младшеклассников имел хождение такой пример:

— Степка, хочешь щец?

— Фу!

Как вы думаете, с какой целью ученики эту фразу запоминали?

3. Только в школе понимаешь... ________________________________

  • Школьник вернулся из школы и радостно сообщает маме ... _________________________________________________________
  • Когда сижу на уроке химии, я даже не понимаю _________________________________________________________
  • Школа – это место... _______________________________________
  • Школьного учителя узнаешь сразу: _________________________________________________________
  • Самая страшная фраза школьного детства: _________________________________________________________
  • Каждый ученик в глубине души мечтает о

____________________________________________________________

4. Готовимся к ОГЭ: Замени слово литературным синонимом, например:

  • Учитель и ученики - Али-Баба и 40 разбойников.
  • Дневник - ___________________________________________________
  • Вышел за мелом  - ____________________________________________
  • Контрольная - ________________________________________________
  • Родительское собрание - _______________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...