Технологическая карта урока на тему «Дополнение».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Лангольф Нина Валентиновна

Технологическая карта урока для 8 класса на тему «Дополнение».                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnenie_8klass_teh_.karta_.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.                        14.11.2017год

Учитель русского языка и литературы МОУ-ООШ с. Ястребовка    Лангольф Н.В.

Класс: 8

Учебный  предмет:  русский  язык

Тема урока: «Дополнение.»

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока:  Расширить знания о дополнении как второстепенном члене предложения.

Задачи:

 1.Обобщить и углубить знания о дополнении.

2. Сформировать умения: а) различать прямое и косвенное дополнение; б) определять способы их выражения;  в) грамотно использовать дополнения в речи.                        

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научатся определять  виды дополнений.

Условия обеспеченности учебной деятельности: - М,М. Разумовская С. И. Львова, Капинос В.И., В. В. Львов. Русский язык. Учебник. 8 класс    

 Москва Дрофа, 2014;

-программа по русскому языку  для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Автор-составитель С.И. Львова. М.:  Мнемозина, 2014;      -рабочая программа по русскому языку для 8 класса.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к  деятельности.

 

Приветствие учащихся, гостей.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с

задания, которое у нас будет с вами  в экзаменационных материалах на ОГЭ № 8

Задания:  вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных  словосочетаниях вид связи.(№8)

( согласование, управление и примыкание)

1.С  т..ж..лой  ношей

2.Иду по  шо..е

3.Ш..рох  и  ш..пот

4.Старич..к  ш..л

5.Т..ч..т  д..л..ко

6.Ж..сткой  щ..ткой

7.Ч..шут  ч..лку

8.Чертит х..р..шо

  9.Сем..десят семь

Подготовка к уроку. Приветствие.

Выполняют задание.

( взаимопроверка)

Личностные УУД:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД:  взаимодействие с учителем, одноклассниками.

Регулятивные УУД: прогнозирование   результата и уровня усвоения материала.

2. Актуализация знаний

 

 Лингвистическая путаница. Перед вами 8 утверждений. Соглашаясь с утверждением, вы ставите «+» в соответствующую графу, не соглашаясь – «-«.

1

2

3

4

5

6

7

8

+

+

-

+

-

-

-

+

1.Подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения?

2.Приложение – это вид определения?

3.Подлежащее обозначает  действие предмета?

4.Сказуемое может быть ПГС, СГС, СИС?

5. Определение отвечает на вопросы Где? Куда?

6. Второстепенные члены: определение, дополнение, сказуемое, приложение.

7. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей.

8. Дополнение бывает прямым и косвенным.

Предлагаю, обменявшись с соседом, проверить выполнение задания и оценить  товарища.

Работают с лингвистической путаницей, заполняют таблицу.

 

Взаимопроверка и взаимооценивание.

 .

Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка задач

 Личностные: самостоятельное выделение и формулирование цели, задач урока.

Коммуникативные:

Постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.

3.Формулировка темы урока, постановка цели.

 

-? С какими утверждениями вы не согласились?

-?Считаете ли необходимым найти правильные ответы?

Тема урока «Дополнение. ».

Я предлагаю вам не только устранить пробелы в теме «Дополнение», но и познакомиться  с видами дополнений.

-? Какую цель поставим? /Расширить знания о дополнении как второстепенном члене предложения/

-? Какие пути достижения целей  вы видите?

1.Вспомнить теоретический материал по теме.

2.Познакомиться с видами дополнений.

3.Закрепить знания по теме «Дополнение. Виды дополнений».

Указывают ошибочные утверждения и формулируют тему урока.

Ставят цель урока.

Формулируют пути достижения целей /задачи урока/

 Личностные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Физкультурная пауза

4. Изучение нового

материала. 

 

5. Включение новых знаний в систему знаний

 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание.

 

  Долго мы, друзья, трудились и,  наверно,  утомились.

Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть.

Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть.

Не забудем потянуться и при этом улыбнуться.

А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.

Повертели головами, поболтали все ногами.

Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели.

Работа с таблицей-схемой.

знаю

новое

- определение

-вопросы

-графическое обозначение

-способы выражения дополнений.

Вопросы и задания:

-?Какую часть таблицы вы можете заполнить без опоры на справочный материал?

? Для решения 2  задачи предлагаю обратиться к учебнику стр.67. Внимательно прочитайте материал и отметьте то, что вам показалось новым.

  1.  Заполним таблицу на доске и на листах, которые находятся у вас на партах.

А)  сначала - левую часть таблицы

Формы

Примеры

1. Имя существительное

Пишу письмо

Надежда на счастье

2.Местоимение

Знал что – то

Звоню ему

3.Имя прилагательное, причастие в значении существительного

Не вернуть потерянного

4.Инфинитив

Приказал уйти

Дал подумать

5. Цельное словосочетание и фразеологизм

Выпил  стакан сока

Думал о каждом из нас

Искал ахиллесову пяту

 1.Работа по учебнику. Упр 107 ( найти дополнения , определить прямое или косвенное) по вариантам  ( нечетные 1,3,5,7 предложения  -Инна, Ирина; четные – 2,4,6,8 Кристина, Денис)

2 Цифровой диктант

                               1 прямое 2 косвенное

1) Упорство формирует характер. (прямое).
2). Тренеры подготовили спортсменов
(прямое)

3) Утро мы посвятили тренировке(косвенное)

4) Каждый год проверяйте зрение( прямое)

5)Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой(прямое)

6)Будьте осторожны на льду(косвенное)

                  1,1,2,1,1,2

1 Выполните тест и оцените себя: 
          Тестирование 

1. Укажите в каком предложении есть дополнение: 
а) Она искала что-то в шкафу. 
б) Мы прошли вперед. 
в) Солнце показалось из-за облаков. 
2. Найдите предложение с прямым дополнением: 
а) Лесник шагнул через порог. 
б) Я горжусь сыновьями. 
в) Хозяйка жарко натопила печь. 
3. Укажите дополнение в предложении. 
В нашей деревне дома украшают резные ставни. 
а) дома; 
б) деревне; 
в) ставни; 
4. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение: 
а) Царевич выстроил хрустальный дом. 
б) В муху князь оборотился. 
в) Я всегда любил море. 
5. В форме какого падежа употребляется прямое дополнение
а) Тв.п. без предлога; 
б) Вин.п. без предлога; 
в) Дат.п. без предлога; 
Ответы  проверка по эталону
1. а) 
2. в) 
3. а) 
4. б) 
5. б)
 

Итог урока. Возвращение к целям и задачам урока.

- О каком члене предложения  мы сегодня говорили?

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чем может быть выражено дополнение?

- Как  отличить дополнение от подлежащего?

- Возникали ли у вас сегодня трудности при выполнении заданий? Если да, то с чем они связаны? 

Домашнее задание.

  1. П 18
  2. Упр.109 или 111.

Спасибо за урок!

Работают с учебником, заполняют схему

Обращаются к таблице-схеме.

Заполняют графу «знаю»:

- определение

-вопросы

-графическое обозначение

-способы выражения дополнений.

Читают учебник и отмечают, что новым является то, что дополнение может быть выражено инфинитивом и виды дополнений. Заполняют 2 столбик таблицы.

Работают с учебником, заполняют схему.

 Выполняют цифровой диктант

                     1,1,2,1,1,2

Выполняют тест.

Проверка  теста по эталону

Оцени: 
3- правильных ответа-3
4 -правильных ответа- 4

5- правильных ответов- 5 Молодец! Ты внимателен на уроке, тема для тебя понятна

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 Личностные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

 Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий.

Личностные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные:  осознание, контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Регулятивные : рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

1.Задания:  вставьте пропущенные буквы в слова, объясните написание, определите в данных  словосочетаниях вид связи.( согласование, управление и примыкание)  

 1.С  т..ж..лой  ношей      2.Иду по  шо..е    3.Ш..рох  и  ш..пот  4.Старич..к  ш..л   5.Т..ч..т  д..л..ко  6.Ж..сткой  щ..ткой     7.Ч..шут  ч..лку   8.Чертит х..р..шо    9.Сем..десят семь

2 Лингвистическая путаница. Перед вами 8 утверждений. Соглашаясь с утверждением, вы ставите «+» в соответствующую графу, не соглашаясь – «- »

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения?   2.Приложение – это вид определения?       3.Подлежащее обозначает  действие предмета?    4.Сказуемое может быть ПГС, СГС, СИС?   5. Определение отвечает на вопросы Где? Куда?   6.Второстепенные члены: определение, дополнение, сказуемое, приложение.

7. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы косвенных падежей.  8. Дополнение бывает прямым и косвенным.

3 Цифровой диктант                         1 прямое 2 косвенное

1) Упорство формирует характер.   2). Тренеры подготовили спортсменов.

3) Утро мы посвятили тренировке.  4) Каждый год проверяйте зрение

5)Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой.    6)Будьте осторожны на льду.

4 Выполните тест и оцените себя: 
          Тестирование 
1. Укажите в каком предложении есть дополнение: 
а) Она искала что-то в шкафу.  б) Мы прошли вперед. в) Солнце показалось из-за облаков. 
2. Найдите предложение с прямым дополнением: 
а) Лесник шагнул через порог.  б) Я горжусь сыновьями. в) Хозяйка жарко натопила печь. 
3. Укажите дополнение в предложении. 
В нашей деревне дома украшают резные ставни. 
а) дома; б) деревне; в) ставни; 
4. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение: 
а) Царевич выстроил хрустальный дом. б) В муху князь оборотился. 

в) Я всегда любил море. 
5. В форме какого падежа употребляется прямое дополнение: 
а) Тв.п. без предлога;  б) Вин.п. без предлога;    в) Дат.п. без предлога; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии

Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции  и подчинению её  Македонскому царству....

Технологическая карта урока по теме: Решение задач по теме"Признаки и свойства параллельных прямых" 7класс

Урок обобщения и сис тематизации материала по теме:решение задач по теме "Признаки и свойства параллельных прямых" 7 класс...

Технологическая карта урока на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».

Технологическая карта урока на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бактерии", "Грибы"Класс: 5Тип урока: урок систематизации знаний....

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...