Доклад на тему "Пути формирования орфографической зоркости"
статья по русскому языку на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

«Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой определяют уровень образованности человека», -считает профессор Михаил Ростиславович Львов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskaya_gramotnost.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Пути формирования орфографической зоркости».

(выступление на заседании РМО)

«Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это «одежда мысли», по которой определяют уровень образованности человека», -считает профессор Михаил Ростиславович Львов.

Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Анализ ошибок, допускаемых учащимися среднего звена, позволяет сделать вывод, что многие ошибки идут из начальной школы. Поэтому, вероятно, надо еще в начальной школе проводить работу по предупреждению ошибок, чтобы дети не усвоили неправильных написаний, не довели их до автоматизма. Проблема предупреждения ошибок существует с тех пор, как появилась методика. Все мы, начиная с первых методистов, ученых и практиков, ищем пути лечения и предупреждения этой болезни, имя которой – безграмотность. Следует заметить, что абсолютно грамотных людей нет. Да и знать всю грамматику и орфографию русского языка просто невозможно. Можно выучить правила, некоторые написания можно объяснить логикой, можно запомнить исключения, но удержать в памяти все эти нагромождения в виде «так принято писать» невозможно. Что делать? Как научить? Как свести хотя бы до минимума ошибки в работах наших детей? Готовых рецептов формирования грамотных учеников нет. Просто надо вспомнить, что уже было, дало хорошие результаты, что можно использовать и нам в своей работе, выслушать тех, кто хочет поделиться своими находками, кто добился успехов.

Как же добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
  4. определить «шаги», ступени решения и их последовательность;
  5. решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  6. написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяются две ступени: 1)постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и 2) её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить это нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Поэтому наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. Начало решения этой задачи предусмотрено программой, реализуемой в учебнике Соловейчика «К тайнам нашего языка» для начальной школы и продолжено в учебниках русского языка М.М.Разумовской.

Главным направлением орфографической работы по учебникам Соловейчика, от которого во многом зависит успешность последующего обучения орфографии по учебникам Разумовской, считаю знакомство с признаками самой распространенной группы орфограмм русского языка и начало формирования орфографической зоркости учащихся.

Почему работу над орфографической зоркостью важно начинать с учебников Соловейчика?

Это важно, во-первых, потому, что именно в данный период учащиеся начинают осознанно писать, и если на этом первом этапе не заложить основы осознанного отношения к трудностям письма, то в дальнейшем восполнять пробел, наверстывать будет сложнее.

Во-вторых, важно, чтобы школьники сначала узнали об «опасных» при письме местах, научились их находить в словах, приучились ставить перед собой орфографические вопросы, а уж потом приступили к знакомству с орфографическими правилами как способами нахождения ответа на них. Следовательно, работу над орфографической зоркостью нужно начинать до изучения основной части орфографических правил. Когда можно начинать формирование орфографической зоркости? Только после того, как у детей уже начал проявляться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква».

С чего начинать работу над умением обнаруживать орфограммы? Со знакомства с признаками наиболее распространенных «опасных мест» в словах – с признаками слабых позиций фонем. Для гласных – это положение без ударения, для парных по глухости-звонкости согласных – позиция на конце слова и перед другим парным.

Каким должен быть результат этой работы?

Школьники должны усвоить, что при письме можно доверять не всем звукам.

1. Нельзя доверять безударным гласным, потому что один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы: то о – то а; то и – то е – то я; вот почему с безударными гласными звуками нужно быть очень осторожными. На их месте всегда есть «опасность» - её нужно не пропустить, вовремя заметить.

2. Такими же «хитрыми» очень часто бывают согласные звуки на конце слова. В таком положении никогда нельзя доверять глухому согласному звуку, у которого есть «звонкий брат». Неизвестно, кого из двух «братьев», какую букву, парный звук, например, [п ], [т], [с] «пошлет на работу»: б или п, д или т, з или с. Конец слова, если там слышится глухой звук, у которого есть звонкая пара, - при письме всегда «опасное место».

3. Согласные звуки, парные по глухости-звонкости, «хитрят», когда стоят не только в конце слова, но и в середине – перед другими парными согласными. И здесь согласному звуку нельзя доверять, и это «опасное» при письме место.

Первые шаги на пути освоения орфографии связываются с изучением нескольких правил. После них на фоне регулярно проводимой фонетической работы, освоения чтения и письма можно перейти к новым «открытиям» - о наличии «опасных» при письме мест и признаках, по которым их можно научиться определять. Целесообразно начинать с орфограмм на месте букв безударных гласных звуков.

Важно изучение раздела «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» Этот раздел является ключевым для всего обучения орфографии. Это новый этап в процессе формирования осознанных орфографических умений.

Именно здесь должно отточиться базовое умение: обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибкоопасные» места – орфограммы. Мы помним, что это умение в школьной практике традиционно именуется орфографической зоркостью.

Углубление работы, по сравнению с ранее изученным, произойдет прежде всего за счет ее перевода на понятийный уровень – на этом этапе вводится понятие «орфограмма».

Первая задача работы над разделом – познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Проблема решается применительно к наиболее частотной группе орфограмм, которыми являются орфограммы слабых позиций.

Вторая задача состоит в том, чтобы ввести в практику письменной речи учащихся особый способ письма, приучающий обнаруживать орфограммы до записи слова – письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Этот способ может обеспечить ребенку уход от ошибки там, где он осознает наличие опасности, но не может решить орфографическую задачу. Умение действовать по принципу « знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю и оставляю сигнал опасности», будет помогать ученику на разных этапах обучения орфографии. Решение этой задачи и падает на часть первой и всю вторую четверть четвертого класса.

Третья задача – познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.

Четвертая задача – за счет продолжающегося широкого применения приема списывания, введенного ранее, обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп и в целом способствовать развитию орфографической памяти учеников.

Задача первого урока  - соединить в сознании детей их представление об «опасных местах» с понятием орфограмма. Главный вывод: безударным гласным звукам при письме нельзя доверять, так как они могут обозначаться разными буквами.  На 2-5 уроках решается задача, когда согласным парным по глухости-звонкости можно доверять, а когда – нельзя.

6 урок – это значительная веха в системе всех орфографических уроков этого класса. На нем вводится особый способ письма, с «окошками», в котором находит материальное воплощение главная орфографическая проблема: необходимость выбора буквы для обозначения звука. Здесь же начинает активно использоваться понятие «орфографическая задача», т.е. орфографический вопрос, который надо решить. Прием письма с пропуском орфограмм – это и есть основной способ ухода от орфографических ошибок при незнании решения возникшей орфографической задачи.

Конечно, такая запись неудобна. Но, во-первых, она временна, во-вторых, в ней заложен большой обучающий смысл. Ребенку нужно выполнить несколько обязательных операций: 1)обнаружить «опасное место», 2)осознать те варианты письма, из которых он выбирает, и только тогда приступить к третьему этапу, к решению осознанной задачи.

Некоторые из задач учащиеся уже умеют решать – эти вопросы сразу же будут сниматься. Слова, написание которых учащиеся помнят из словарей 1-4 классов, а также благодаря списыванию, тоже будет разрешено писать полностью. Но большую часть «главных» орфограмм еще долгое время, до третьей четверти, школьники будут записывать с «окошками», а часто с орфографической дробью. Указание вариантов букв нужно, во-первых, для того, чтобы научить ребят легко определять, из каких букв они выбирают правильную, а во-вторых, для того, чтобы облегчить понимание смысла записи. Таким образом, процесс освоения орфографии превращается в подлинно познавательный.

Далее учащиеся должны писать с пропуском всех орфограмм, в том числе и тех, на месте которых они знают букву или могут определить ее с помощью известного правила или словаря. И только после записи с «окошком» ребята приступают  к следующей операции: определению, знают они решение орфографической задачи или нет. Если знают, вписывают букву другим цветом; нет – оставляют пропуск.

Весь этот этап готовит учащихся к этапу обучения осознанному решению этих задач – пока в корне слова.

Изучение правил о корневых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в учебнике Соловейчика отличается от того, как их обычно принято изучать.

Существенных отличий четыре.

Во-первых, правила о безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных рассматриваются не отдельно, а вместе – единый подход к решению задач: букву на месте звука в слабой позиции узнавай по сильной. Во-вторых, учащимся не только дается общая установка на подбор проверочного слова, - но и характеризуются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи. Пристальное внимание к значению слов – это третья особенность. Четвертое отличие состоит в более пристальном  внимании к написанию корней глаголов. Объясняется это высокой частотностью слов, называющих действие, в детской речи. На изучение этого раздела отводится 33 урока. Существует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма.

Рассмотрим их по порядку.

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь; сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

а) письмо с «окошками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово другой пастой;

б) можно построить опорные схемы; дети прохлопывают количество слов в предложении; учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

е  ___    о и е    (Весной лес оживает);

после составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку намного грамотнее;

в) такой прием: надо ребенка учить писать диктант. Например: наступила зима. Учитель говорит: «Наступила – приставка на, приставки но – нет. Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением – зимы». Затем аналогичное предложение (Наступила осень) дети объясняют сами;

г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием;

д) прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их;

ж) «диктант с обоснованием»; учитель диктует слова, а дети пишут сначала проверочное слово, а затем диктуемое учителем;

з) перед диктантом выписать трудные слова и включить их в работу на уроке;

и) работа с сигнальными карточками.

Слуховой фактор. Пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать работу надо с начальных классов и продолжать в 5 классе. Например, при изучении темы «Безударные гласные» можно проводить следующие игры:

а) «найди опасное место»; учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять;

б) «светофор»; дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»;

в) «зажги маячок»; звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами»;

г) «диктант с подчеркиванием»; во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном  движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания.

Современный этап развития образовательной системы в нашей стране характеризуется наличием разных программ, учебников и учебных пособий. Как учитель-практик с 40-летним стажем я убеждена в том, что гораздо легче изучать русский язык в 5-9 классах по учебнику Разумовской тем учащимся, которые в начальном звене изучали его по учебнику Соловейчика.

В учебниках Разумовской самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма, так как это очень важный вид речевой деятельности. То обстоятельство, что в 5 класс приходят дети, уже обученные грамоте и даже знакомые с основными правилами правописания, не снимает остроты проблемы.

Из всех видов речевой деятельности наименее востребованным является письмо – на него приходится лишь 9% времени от общего объема. Слушание, говорение и чтение забирают остальные 91%. И действительно, ребенок, если не выполняет школьные задания, что-то слушает, говорит сам, читает; он рисует, играет, занимается спортом и т.д. Но он очень редко по собственной инициативе что-то пишет для себя. Поэтому навыки письма отстают от навыков речи, и если говорить ребенок учится не только в школе, но и в повседневной жизни, в быту, то письмом он занимается в основном в школе или в связи с учебой в школе.

Дети, приходящие в 5 класс, по-разному обучены орфографии. Но, как бы ни были подготовлены ученики, в систематическом курсе родного языка специальные часы на орфографическую подготовку школьников отводятся только в 5, 6 и 7 классах, и часов этих сравнительно немного. За отведенное время (3 года) орфографический навык у учащихся в основном должен быть сформирован, невзирая на то, с каким уровнем грамотности пришли дети в 5 класс.

Тот школьный курс, который реализован в учебниках Разумовской, создает благоприятные условия для становления у учеников навыков правописания, если вдуматься в предложенную методику и следовать ей.

1.Если в 5 класс пришли дети даже с неплохой орфографической подготовкой, причин для успокоения нет. Орфографический навык относится психологами к числу сложных интеллектуальных навыков. Он не может полностью сформироваться у младших школьников, поскольку у 9-10 –летних детей идет процесс бурного развития лексики, эти учащиеся только начинают осваивать языковой анализ, лежащий в основе правил орфографии. Таким образом, грамотное письмо опирается на семантико-грамматическую основу, смысл речи, что предполагает у обучающихся свободное оперирование соответствующими понятиями, развитое у них абстрактно-понятийное мышление, чего нет и не может быть у детей, пришедших в 5 класс.

2.Только что сказанное требует внимательного отношения учителя к становлению орфографического навыка у каждого ребенка персонально. Невозможно представить себе ситуации, чтобы ребенок не хотел писать без ошибок и получать за письменные работы хорошие отметки. Довод «это уже изучалось» не может иметь места применительно к письму. То, что изучалось, но не усвоено, видимо, связано с определенными огрехами в обучении. И их необходимо устранить. Обучение как раз и призвано сгладить разрыв между имеющимися знаниями и практическими навыками.

3.Для планомерного развития навыков грамотного письма важно определить  этапы обучения, расставшись с подходом «от правила к правилу». Если в основу учебного процесса заложить принцип этапности и для каждого этапа наметить свою глобальную задачу, то материал становится легко обозримым.

Вот возможные рубежи орфографической подготовки учащихся.

1)5 класс имеет огромное, если не решающее, значение для успешного становления орфографического навыка школьников. Основные задачи, которые необходимо решить в 5 классе, состоят в том, чтобы, во-первых, развить орфографическую зоркость учащихся; во-вторых, сформировать навыки грамотного написания гласных и согласных в корнях слов; в-третьих, добиться верного написания окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Эти три задачи обязательно должны быть решены.

Параллельно с ними попутно закрепляются относительно несложные правила, известные детям по начальным классам.

2)В 6 классе основной  задачей является привитие навыков правописания:

-приставок (неизменяемых при письме, на –з, -с, пре-, при-);

-суффиксов имен существительных, прилагательных, причастий;

-сложных имен существительных и прилагательных;

-не (слитное и раздельное) с существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями, причастиями;

-не и ни в составе местоимений;

-дефиса в составе местоимений и предлогов.

3)Основным материалом 7 класса является:

-орфография наречий;

-правописание частиц;

-правописание союзов и предлогов.

Попутно закрепляются правила правописания, которые изучались в 5 и 6 классах.

Четко очерченные, совершенно конкретные задачи для каждого года обучения позволяют ребенку уверенно двигаться от этапа к этапу, наращивая навыки грамотного письма.

А теперь на некоторых конкретных примерах посмотрим, как происходит формирование орфографической зоркости у учащихся 5 класса.

Главная задача при изучении параграфа 7 «Орфография. Нужны ли правила?» состоит в том, чтобы ввести понятие орфограммы и с его помощью сформировать умение замечать орфограммы в письменном тексте. Именно это умение лежит в основе орфографической зоркости. Чтобы поднять орфографическую грамотность у основной массы учащихся, прежде всего приходится заняться развитием их орфографической зоркости. Поэтому прежде всего вводится понятие орфограммы как основное специфично орфографическое понятие. При этом определение орфограммы не дается (оно мало помогает в практической письменной деятельности), зато тщательно прорабатывается сама суть понятия.

Сначала учащиеся наблюдают за сопоставлением слов с орфограммами и без них (7):

дом        дома

ноты      леса

 рука      линейка

В ходе такого простого эксперимента дети осознают, что в словах левого столбика  нельзя сделать ошибки, так как письмо точно фиксирует произношение. Если вместо одной буквы написать другую, то слово будет звучать иначе, и обозначать совсем другое понятие, например: дом – том – дол и т.д. В словах левого столбика нет орфограмм, поэтому замена букв невозможна без разрушения самого слова. В словах же правого столбика безударный гласный и все слово будет произноситься одинаково, независимо от того, напишем мы букву о или букву а, т.е. в этих словах есть орфограмма, так как есть выбор букв для обозначения определенного звука: д[а]ма  - д(о,а)ма, л[и]са – л(и, е)са. Какую букву следует писать, решает орфография.

Учащиеся через наблюдение  и вывод приходят к заключению, что орфограмма – это верное написание, которое надо выбрать из имеющихся графических вариантов: м(я?е?и?)сной, дру(г,к). Если нет выбора букв, то нет и орфограммы (луга, мама, парта, стул).

Далее, пользуясь образцом рассуждения (упр.36), учащиеся тренируются на материале простых слов (основа равна корню) в умении обнаруживать орфограммы в корне. Это упражнение является каждодневным. Однако на легких словах (окно, стена) задерживаться нет необходимости: обычно учащиеся 5 класса в таких словах ошибок не допускают. Они даются для того, чтобы, не отвлекаясь на сложности правописания, учащиеся могли бы сосредоточиться на осмыслении сути понятия орфограммы, овладели бы правильным ходом поиска орфографического написания.

Как только цель достигнута, учащиеся быстро переходят к основному типу упражнений – обнаружению слов с орфограммой в тексте. Это и есть основной вид упражнений на развитие орфографической зоркости.

С чего начинать? Орфограммы соотносятся с конкретной морфемой, поскольку почти все правила орфографии регулируют написание определенной значимой части слова – приставки, корня, суффикса, окончания.

Хотя орфограмма может быть в любой морфеме п(о,а)б(е,и)ле(в,ф)ш(и,ы)й, поиск ее и тренировочные упражнения концентрируются лишь применительно к корню, потому что правила правописания гласных и согласных в корне учащиеся в начальных классах изучали лучше, чем другие правила; что выбор верного написания опирается на понимание смысла слова (корня) и не требует сложного грамматического анализа, как применение других правил; что проверяемые безударные гласные и согласные корня не будут больше изучаться в средних классах, хотя они дают 50% ошибочных написаний от общего числа. Поэтому с первых уроков орфографии в 5 классе в центре внимания оказываются орфограммы корня.

Учебник (параграфы 8и 9) ориентирует на решение двух важнейших задач, что помогает учащимся по-новому взглянуть, казалось бы, на уже известный материал. Во-первых, воспитывается способность замечать орфограммы корня путем упражнений типа: «Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне, подчеркивая соответствующую букву»; «Выпишите глаголы (существительные, прилагательные) с орфограммой в корне». Суть этих заданий одна: дети учатся быстро отыскивать слова, в написании которых можно ошибиться.

Такие упражнения должны повторяться ежедневно до тех пор, пока 80% случаев будет опознаваться: из 8 слов учащиеся должны находить шесть. Чтобы упражнение не надоедало, не утомляло и выполняло свое назначение, необходимо соблюдать ряд правил.

1.Текст, предъявляемый для обнаружения орфограмм, не должен содержать слов с пропущенными буквами. Задача состоит в том, чтобы учащиеся сами нашли слова, где букву можно пропустить как сигнал того, что это орфограмма.

2.Текст должен содержать не более восьми слов с орфограммой в корне, так как большее их количество уже утомляет ученика.

3.Задание выполняется в строго нормированное время (3 минуты). Временное ограничение стимулирует стремление ученика справиться с работой в срок.

4.Развитие орфографической зоркости – процесс сложный, поэтому двойки не ставятся: создаются спокойные условия для того, чтобы все научились находить слова с орфограммой в корне.

Способность замечать орфограммы – лишь первая ступень, обеспечивающая сознательное применение правил.

Вторая ступень – дифференциация орфограмм применительно к морфеме. Ученик должен знать, какие орфограммы в корне возможны и как в зависимости от вида орфограммы решается вопрос о написании.

В учебнике виды орфограмм гласных и согласных представлены отдельно. Орфограммы гласных корня даются в динамике по мере изучения нового материала: сначала только проверяемые и не проверяемые ударением гласные; потом с чередованием а-о, е-и и, наконец, о-ё после шипящих под ударением. Написание ци-цы дается в сопоставлении «корень-суффикс и окончание». Согласные корня приводятся полностью, так как новых правил в 5-7 классах не вводится.

Одним из ответственных и трудных моментов всей этой работы является формирование способа подбора проверочных слов (стр.18). Он состоит в том, что написание корня определяется через толкование слова ближнеродственным. Алгоритм поиска таков: л(?)нивый – кто это такой? – Тот, кто ленится, отличается ленью – Значит, надо писать ленивый. Если учащиеся овладевают таким (правильным!) способом подбора однокоренных слов, их грамотность ощутимо повышается.

Работа с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами тоже составляет обязательную часть общей орфографической подготовки учащихся. В 5 классе это слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне. Все они встречаются в текстах упражнений и поддерживают стремление избежать ошибок при выполнении этих упражнений.

Слова вводятся через рубрику «ЗСП». Название рубрики ориентирует на основной метод работы – вскрытие значения слова, его строения и как итоговое – правописание.

Чтобы достичь желаемого эффекта, работа с отобранным словником должна носить не эпизодический, а систематический характер.

1.Очевидно, что разовое предъявление слова не запоминается; оно должно воспроизводиться 30-40 раз (ежедневно, через день, через неделю, два раза в месяц), чтобы ребенок прочно усвоил его написание.

2.Словарные диктанты не должны «бить» по ребенку; они проводятся с целью узнать, как усвоили дети написание и над какими словами надо продолжить работу.

3.Нужное количество повторений для запоминания правописания слова рассредоточено во времени и отрабатывается через систему разнообразных подходов: 1) анализ слова по составу; 2) тесно связанный с ним подбор однокоренных слов путем опоры на исторические связи с ближнеродственным (утверждать – значит твердо стоять на своем).

4.Слова предъявляются по-разному: изолированно, в составе словосочетаний и предложений.

Вся эта разнообразная работа проводится или через систему пятиминуток как изолированная часть занятий, или в связи с тем, что слова включаются в тексты упражнений.

Разумеется, все предложенное здесь не является чем-то новым, но систематическая работа по предупреждению ошибок на каждом уроке дает неплохие результаты.

   

Гриненкова Е.М.         МБОУ «Ленинская СОШ»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Доклад "Формирование орфографической зоркости у школьников"

Доклад "Формирование орфографической зоркости у школьников" является отчетом по теме самообразования. В нем в доступной форме рассказывается о моих нароботках по данной теме....

Доклад "Формирование орфографической зоркости у школьников"

Доклад "Формирование орфографической зоркости у школьников" является отчетом по теме самообразования. В нем в доступной форме рассказывается о моих наработках по данной теме....

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка ( презентация к докладу)

Презентация знакомит с некоторыми приёмами формирования орфографической зоркости. В наше  время  экзамен по русскому обязателен....

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

ДОКЛАД "Приёмы формирования орфографической зоркости у обучающихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене".

Приёмы формирования орфографической зоркости у  обучающихся  с лёгкой интеллектуальной недостаточностью в среднем звене"...