Диагностика мотивов учебной деятельности обучающихся 6 В класса 8.09.2018
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Галина Васильевна Кузнецова

В работе с обучающими класса ориентируюсь на «Пути коррекции учебной мотивации», предложенные автором диагностики Карповой Г.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_6.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Приложение 3

Диагностика мотивов учебной деятельности обучающихся 6В класса  8.09.2018.

Ф.И.

познавательные

коммуникативные

эмоциональные

саморазвития

позиция школьника

достижения

внешние

(поощрения,  наказания)

средний балл

1

Алиев Алиф

11

10

11

8

12

11

11

10

2

Аверин Роман

5

6

4

8

12

11

7

7,5

3

Григорьев Виталий

9

7

9

7

8

8

6

7,7

4

Безуглова Мсария

10

9

9

10

12

9

2

8,7

5

Велитченко Сергей

7

9

8

11

12

10

10

9,2

6

Вахитова Алсу

8

9

7

7

10

10

10

8,7

7

Дуняшина Анна

10

11

6

10

10

9

11

9,6

8

Дедюра Максим

4

11

8

3

0

0

10

5,1

9

Заболотная Янита

10

10

8

8

10

10

10

9,4

10

Жаркова Екатерина

7

7

7

8

10

7

8

7,7

11

Коротовский Евгений

12

11

8

4

12

6

8

8,7

12

Подушко Кирилл

8

6

6

5

9

5

8

6,7

13

Панова Марина

7

8

7

7

8

8

8

8

14

Соколова Диана

7

9

8

10

11

7

10

10

15

Салязова Рината

7

9

8

10

11

7

10

8,8

16

Тупицин Сергей

10

9

9

11

11

12

9

10

17

Рыбьяков Виктор

10

7

6

7

8

6

12

8

18

Санников Глеб

8

6

4

8

8

10

10

7,7

18

Стрижкова Виктория

10

10

8

8

8

8

10

8.8

19

Талантбекова Казжибек

10

6

7

10

10

8

5

8

20

Тишков Денис

8

6

6

7

12

7

7

7,5

21

Угрюмов Андрей

8

6

6

5

7

5

8

6,4

22

Чебан Иван

4

8

8

7

7

5

5

6,2

23

Черненко Виктория

9

8

7

10

11

10

10

9,2

24

Чесноков Максим

8

10

6

10

9

11

11

9,2

25

Чернов Кирилл

4

10

6

5

8

8

8

7

        Цель данной диагностики – выявление осознаваемых учащимися мотивов учебной деятельности.  Результаты диагностики говорят о высоком уровне учебной мотивации 6В класса: на высоком уровне 28%,   на достаточном уровне – 52% обучающихся, на низком уровне – 20% обучающихся. Следует обратить внимание на низкую мотивацию следующих обучающихся: Дедюра Максима. Аверина Романа. Чернова Кирилла., Григорьева Виталия, Угрюмова Андрея, Чебана Ивана. Эти дети не стремятся к знаниям, в школу ходят без желания. Надо отметить, что такие обучающиеся, как Соколова Диана, Стрижкова Виктория, Черненко Виктория, показали  хороший уровень учебной мотивации, но эти ребята, думается, желаемое выдают за действительное. Стремясь к высокому статусу, они не прилагают стараний и усилий в обучении.

В работе с обучающими класса ориентируюсь на «Пути коррекции учебной мотивации», предложенные автором диагностики Карповой Г.А.

Диагностика мотивов учебной деятельности.

Опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)

 Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого поставь в графе «балл» степень значимости каждого утверждения:

0 баллов – не имеет значения                                    

 2 балл – частично значимо

3 балла – заметно значимо                                          

  4 балла – очень значимо

Текст и бланк регистрации ответов.

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться.

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную   с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде).

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе

Обработка результатов.

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся  по каждой группе мотивов.

Ключ

Мотивы:

Номера ответов

Познавательные

2

9

15

Коммуникативные

3

10

16

Эмоциональные

1

8

21

Саморазвития

6

13

19

Позиция школьника

7

14

20

Достижения

5

12

18

Внешние (поощрения, наказания)

4

11

17

Количественный и качественный анализ мотивации учения.

Деятельность – это активность. Почему мы приходим в состояние активности? Потому что есть потребность. Потребность побуждает нас к тому, чтобы мы начали действовать.

Активность называется в психологии мотивацией, а потребность, т.е. побуждение, толчок к активности, называется мотивом. Мотиваций может быть как высокой, так и низкой. Чем выше мотивация, тем успешнее происходит деятельность. Мотивация состоит из мотивов. Мотивы могут быть положительными и отрицательными, конструктивными и деструктивными, ведущими и второстепенными. Они тоже имеют количественное выражение.

Теперь посмотрим, как конкретно выглядит ваша учебная деятельность. Чтобы выявить вашу индивидуальную мотивацию к учебе, подсчитайте среднее арифметическое показателей всех 7 мотивов, которые вы получили по опроснику. Понятно, что чем выше показатель мотивации, тем выше ваша учебная активность, тем успешнее ваша учеба. В идеале этот показатель равен приблизительно 7,5. Если мотивация очень низкая, это говорит о том, что у вас нет потребности в учебе.

Теперь посмотрим, какова потребность вашей учебной деятельности, что дает толчок к учебе, т.е. какие мотивы являются ведущими в вашей учебной деятельности, а какие второстепенными. Это прольет свет на многие учебные и личностные проблемы, которые у вас есть или могут проявиться в скором времени.

Саморазвития

Развитие – это главная потребность личности на любом возрастном этапе. При отсутствии этого мотива наступает деградация.

Познавательный

Познание - это то, ради чего мы живем. Это инструмент нашего развития, компас в жизненном пространстве.

Социального долга

Робинзону Крузо на необитаемом острове этот мотив не нужен, а нам необходим для жизненной безопасности. Это права и обязанности человека как члена общества. Несоблюдение социального долга приводит к серьезным социальным проблемам.

Достижения

Без этого мотива не возможно ни одно достижение. Его отсутствие ведет к неуверенности, безволию, лени, а самое страшное - к обесцениванию истинных ценностей и значимых потребностей личности. Без этого мотива наши деды и прадеды не победили бы в Великой Отечественной войне.

 Человек нацелен только на результат и не замечает радости текущего момента. Ниже 6 – человек, не умеющий преодолевать трудности и добиваться поставленной цели.

Решите каждый для себя, что лучше: безволие и лень или сила воли и целеустремленность? Ваш выбор – это первый шаг к достижению цели.

Эмоциональный

Если мне нравится что-то - буду это делать, не нравится - не буду. Это психология маленького ребенка. Деятельностью людей с высоким эмоциональным мотивом управляет одобрение окружающих. Отсутствие этого мотива рождает опасность стать холодным эгоистом.

Внешний

Это мотив зависимости от окружающих, когда деятельность направлена на то, чтобы доставить удовольствие (или неудовольствие кому-то) и чаще всего в ущерб себе, что, впрочем, при высоком внешнем мотиве не сознается. Итог – человек не знает, чего хочет он сам.

Безусловно, мы зависим от тех, кто нас приручил, но мы живем свою жизнь, а не чью-то, поэтому мы должны считаться со значимыми для нас людьми, но выбор должны делать сами.

Коммуникативный

Это тоже зависимость, только не от значимых лиц, а от группы сверстников, это потребность соответствовать ее требованиям. Но, в отличие от внешнего мотива, человек осознает, чего хочет он сам, и каким образом его собственные желания сочетаются с потребностью группы. Здесь очень многое зависит от коллектива.

При высоком коммуникативном мотиве ученик ходит в школу не учиться, а общаться, При низком, как правило, имеет серьезные проблемы в общении.

Для классных руководителей и учителей-предметников

Пути коррекции учебной мотивации.

  • Познавательный мотив.

Рекомендовать занимательные книги по предмету, давать занимательные задания.

  • Мотив саморазвития.

Подчеркивать положительные личностные качества, которые формируются на основе усвоения знаний по предмету ( усидчивость, выдержка, сила воли, ориентация в окружающем мире и т.п.)

  • Мотив социального долга.

Проговаривать, что учеба – это необходимый труд, это такая же работа, как и у ваших родителей. Работать над усвоением школьных правил, норм, прав и обязанностей.

  • Мотив достижения.

Учить ставить перед собой цель и добиваться ее. Учить понимать цель предложенного задания, проговаривать ее, находить различные пути к ее осуществлению.

  • Коммуникативный мотив.

Работа в группах на уроках и во внеурочной деятельности, проектная групповая деятельность. Повышать престиж учебы в классе, работать по сплочению коллектива, улучшению межличностных позиций.

  • Эмоциональный мотив.

Создавать доброжелательную спокойную атмосферу в классе, снимать тревожность, находить различные способы стимулирования (похвала, одобрение, убеждение, опережающее задание и т. п.)

  • Внешний мотив.

Формировать и поощрять собственное мнение, давать вариативные задания, создавать ситуацию выбора. Знать, кто оказывает влияние на ученика, влиять опосредованно через значимых лиц.

Рекомендации родителям даются индивидуально на основе сочетания мотивов деятельности с использованием диагностики самооценки, уровня притязаний, эмоционального состояния.

Приложение к отчёту о самообследовании

Кузнецовой Галины Васильевны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СШ №8» г. Нижневартовска ХМАО – Югры

Таблица №1 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся по предмету русский язык за последние 3 года

Учебный год

Качество

Успеваемость

2015 - 2016

63,5%

100%

2016 - 2017

65, 6%

100%

2017 - 2018

66,3%

100%

Таблица №2 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся по предмету литература за последние 3 года

Учебный год

Качество

Успеваемость

2015 - 2016

80,6%

100%

2016 - 2017

83,3%

100%

2017 - 2018

86%

100%

Таблица №4 Результаты ОГЭ по русскому языку

Учебный год

Качество

Успеваемость

2013 - 2014

86%

100%

Таблица №5 Результаты участия школьников в городских конкурсах и окружных конференциях  по русскому языку:

Год

Название конкурса

Результативность

2014

Международная олимпиада по основам наук по предмету литература

2 место

2014

Международная олимпиада по основам наук по предмету русский язык

2 место

2015

Международная молодёжная научно-практическая конференция ( «Технология  будущего: экономика, право, образование)

2 место

2015

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», секция  «Филология (русский язык)»

2 место

2015

Окружная музейная интернет-конференция «Связь времён»  (Секция «Поколение победителей»)

Диплом

2016

Слёт научных обществ учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска, секция «Филология (русский язык)»

3 место

Таблица №6. Результаты участия учителя Кузнецовой Г.В. в распространении собственного опыта.

Год

Наименование конкурса

Результат

2015

Всероссийский интернет-проект «Школу будущего строим вместе»

Диплом IIстепени

2017

Окружная научно-практическая конференция «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы

2 место

2017

Всероссийский конкурс «Моя Россия» в номинации «Стихи тебе»

1 место

И.О. директора школы:                                                   Назарова Р.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение уровня мыслительных способностей обучающихся, творческого воображения, мотивов учебной деятельности

Анкетирование позволяет изучить уровень мыслительных способностей обучающихся: операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования. Изучение творческого воображения основано на критериях Гилфорда....

Анализ мотивов учебной деятельности обучающихся

Анализ мотивов учебной деятельности обучающихся...

Диагностика мотивации продуктивной (учебной) деятельности обучающихся творческого объединения "Вязание"

Диагностика мотивации продуктивной (учебной) деятельности обучающихся творческого объединения "Вязание"...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Диагностика мотивов учебной деятельности.

Опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)...

Диагностика мотивации продуктивной (учебной) деятельности обучающихся творческого объединения «Сказка»

Диагностика мотивации продуктивной (учебной) деятельности обучающихся творческого объединения «Сказка»...

Диагностика мотивации продуктивной (учебной) деятельности обучающихся творческого объединения «Сувенир»

Диагностика мотивации продуктивной (учебной) деятельности обучающихся творческого объединения «Сувенир»...