"Тайны русского языка"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Белова Наталия Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_obr_6_kl.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                  кружок

«Тайны русского языка»

1 год

(срок реализации программы)

12-13 лет (6 класс)

(возраст обучающихся)

Разработчик:

Белова Н. В.,

учитель русского языка и литературы

2018 г.

Пояснительная записка

Программа курса «Тайны русского языка» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет систематическая работа и на уроке, и во внеурочное время.

Программа курса «Тайны русского языка» разработана как дополнение к учебнику «Русский язык. 6 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., - Москва.: Просвещение, 2014)

Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности учащихся, недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком.

Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи курса:

1.Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике за курс русского языка 5 класса; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней.

2.Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению;

3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории.

Общая характеристика курса

Курс «Тайны русского языка» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-6 классы.

Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку.

Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам.

Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы.

Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы.

С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям большое место отводится занимательности, игровым формам обучения.

Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 6 класса, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста.

Её можно использовать и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка.

Планируемые результаты:

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе.

Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользование словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана; владение разными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Предметные: знание правил правописания приставок и корней; нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор; нахождение и исправление орфографических ошибок; составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими.

Содержание программы

Организационное занятие.

(1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Дорога в письменность (2 часа)

Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы).

Древние письмена. Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»

Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)

 Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.

 Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.

 Для всех ли фонем есть буквы?

Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности

В путь за «главным» правилом (5 часов)

 «Ошибкоопасные места».

«Зеркальные» ( например, грабли) и «незеркальные» слова(например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость».

 Тайна фонемы.

Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ)

 Опасные согласные

Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер

 На сцене гласные

Роль ударений в словах. Выходим на главное правило

Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам

«Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа)

 «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?

Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы, работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых ситуациий.

 Ваши старые знакомые.

Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший,

 Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!

Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа в программе - тренажер «Фраза».

 «Нефонемное» правило

Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.

Как «оседлать» правило? (3 часа)

 Волшебное средство - «самоинструкция»

Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме.

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу

Память и грамотность (2 часа)

 Виды памяти.

Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти.

 Поговорим о плане.

Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе, анализ шуточного плана Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана.

Из чего строятся слова? (2 часа)

Строительная работа морфем.

Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»;

Где же хранятся слова?

Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре?

Приставки-труженицы (7 часов)

 Поговорим обо всех приставках сразу.

Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-.

Нарушители главного правила (приставки второй группы)

Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа в программе - тренажер «Фраза».

Самые трудные (приставки третьей группы)

Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.

 Что может означать приставка пре-?

Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза».

Что может означать приставка при-?

Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза».

 Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).

Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн.

Смотри в корень! (5 часов)

Слова - «родственники»

Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?

Кто командует корнями?

Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными.

Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений, проверочная работа по карточкам

«Пересаженные» корни

Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады.

Обобщающее занятие.

(1ч.)

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Организационное занятие.

1

2.

Дорога в письменность

5

3.

Кто-кто в алфавите живет?

9

4.

В путь за «главным» правилом

8

5.

«Фонемные» и «нефонемные» правила

8

6.

Как «оседлать» правило?

5

7.

Память и грамотность

5

8.

Из чего строятся слова?

6

9.

Приставки-труженицы

11

10.

Смотри в корень!

10

11.

Обобщающее занятие

2

12.

Итого

70

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Факт.

1.

Возникновение письма.

2

2.

Древние письмена. Виды древних писем.

2

3.

. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки»

3

4.

Как возникла наша письменность?

2

5.

Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.

2

6.

Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.

3

7.

Рождение звуков

2

8.

«Ошибкоопасные места».

3

9.

Тайна фонемы.

3

10.

Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции).

2

11.

Звуки – «волшебники»

2

12.

Роль ударений в словах. Выходим на главное правило

2

13.

Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам

2

14.

«Фонемы повелевают буквами».

2

15.

Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший

2

16.

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!

2

17.

«Нефонемное» правило

2

18.

Волшебное средство - «самоинструкция»

3

19.

Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу

2

20.

Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти.

2

21.

Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе

2

22.

Строительная работа морфем.

1

23.

Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»

2

24.

Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре?

2

25.

Поговорим обо всех приставках сразу.

Много ли на свете приставок?

2

26.

Нарушители главного правила

1

27.

Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.

3

28.

Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза».

2

29.

Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза».

2

30.

Слова - «родственники»

1

31.

Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?

3

32.

«Пересаженные» корни

1

33.

Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады.

2

34.

Обобщающее занятие.

1

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.

2. Айзацкая, Н.И. Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры / Н.И. Айзацкая. - М.: Эксмо, 2010. - 96 c.

3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 408 c.

4. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т.Русский язык по новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2010. - 648 c.

5. Алмазова, А.А. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Учебное пособие / А.А. Алмазова. - М.: КДУ , 2013. - 374 c.

6. Алябьева, Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 c.

7. Амелина, Е.В. Русский язык в таблицах и схемах / Е.В. Амелина. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.

8. Амиантова, Э.И. Русский язык как иностранный. Лексика русского языка / Э.И. Амиантова, Г.А. Битехтина, А.Л. Горбачик, Н.А. Лобанова. - М.: Флинта, 2016. - 376 c.

9. Амириди, Ю.В. Русский язык. Практикум.Учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Амириди, Е.Р. Кочанова, Морозова . - М.: КноРус, 2009. - 352 c.

10. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

11. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.

12. Антонова, Е.С. Русский язык: Учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 384 c.

13. Аркадьева, Э.В. Когда не помогают словари.... В 3-х т.Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка: Для иностранцев, изучающих русский язык / Э.В. Аркадьева. - М.: Флинта, Наука, 2013. - 744 c.

14. Архипов, А.Ф. Письменный перевод с немецкого языка на русский язык / А.Ф. Архипов. - М.: КДУ, 2011. - 336 c.

15. Архипов, А.Ф. Письменный перевод с немецкого языка на русский язык: Учебное пособие / А.Ф. Архипов. - М.: КДУ, 2015. - 336 c.

16. Архипов, А.Ф. Письменный перевод с немецкого языка на русский язык: Учебное пособие / А.Ф. Архипов. - М.: КДУ , 2011. - 336 c.

17. Афанасьева, Н.Д. Русский язык как иностранный: Учебник и практикум / Н.Д. Афанасьева, М.В. Беляков, И.Б. Могилева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 350 c.

18. Бабайцева, В.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса. К: Учебнику В.В.Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-9 классы". Предпрофильное обучение / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2013. - 110 c.

19. Бабайцева, В.В. Русский язык. Рабочая тетрадь для 9 класса. К: Учебнику В.В.Бабайцевой "Русский язык. Теория. 5-9 классы": углубленное изучение / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2012. - 142 c.

20. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 96 c.

21. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 96 c.

22. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2012. - 256 c.

23. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторской и самостоят. работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2012. - 256 c.

24. Балуш, Т.В. Русский язык в таблицах: Пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену / Т.В. Балуш. - Мн.: ТетраСистемс, 2012. - 240 c.

25. Барандеев, А.В. Русский язык: Пособие для факультативного курса / А.В. Барандеев и др. - М.: Высшая школа, 2001. - 368 c.

26. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл Бунеева Р.Н.: Пособие для учащихся / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 112 c.

27. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 7-го кл. Бунеева Е.В. ФГОС / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 144 c.

28. Барский, Л. Анатомия английского юмора: Английские шутки с переводом на русский язык / Л. Барский. - М.: Ленанд, 2015. - 256 c.

29. Безкоровайная, Е.В. Русский язык: 1-4 классы в схемах и таблицах / Е.В. Безкоровайная. - М.: Эксмо, 2013. - 96 c.

30. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. Учеб. для филол.спец.высших учебных заведений / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. - М.: Альянс, 2016. - 928 c.

31. Бельчиков, Ю.А. Русский литературный язык во второй половине XIX века / Ю.А. Бельчиков. - М.: КД Либроком, 2013. - 224 c.

32. Бердник, С.И. Гуманитариям и физикам: русский язык - открытие тысячелетия / С.И. Бердник. - М.: Ленанд, 2008. - 32 c.

33. Березина, С.Н. Русский язык в схемах и таблицах / С.Н. Березина, Н.Н. Борисов. - М.: Эксмо, 2010. - 112 c.. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Тайны русского языка"

Данная программа предназначена учителям - предметникам и педагогам дополнительного образования, заинтересованным в нестандартном подходе к изучению родного языка и повышению учебной мотивации учащихся...

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".

Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного....

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...