Конспект урока русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цели:
Образовательные:
знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
Развивающие:
развитие внимания, восприятия, памяти,  аналитического мышления,  навыков связной речи;
Воспитательные:
формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,
формирование таких качеств личности ученика, как? толерантность, способность к диалогу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»,7 класс.

Цели:

Образовательные:

  • знания - изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • умения - находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
  • выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

Развивающие:

  • развитие внимания, восприятия, памяти,  аналитического мышления,  навыков связной речи;

Воспитательные:

  • формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала,
  • формирование таких качеств личности ученика, как? толерантность, способность к диалогу.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка.
  • Таблицы.
  • Карточки - таблицы.
  • Тест.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы продолжим изучение удивительной части речи - наречия. Актуализация знаний:

-Что называется наречием?

-Расскажите, как образуются степени сравнения наречий?

-В каких случаях наречия на -о, -е с НЕ пишутся слитно, когда -раздельно?

(Презентация 1)

У доски трое учащихся выполняют задания, а класс в это время записывает к фразеологическим оборотам наречия .

1-ое задание:

(не)брежно

(Не) сладко, а кисло

Крайне(не)скромно

(Не)много (мало)

 (Не)узко, а широко

Далеко( не) интересны

(Не)вежливо (грубо)

Совершенно( не)интересно

(Не)брежно

2-ое задание:

(Не)далеко ребята увидели сторожку. (Выполнить синтаксический разбор предложения, морфологический разбор наречия.)

3-е задание:

Белка прыгая с ветки на ветку метнулась в дупло. (Расставить знаки препинания, выполнить синтаксический разбор предложения.)

Класс записывает к фразеологизмам синонимичные наречия:

Куры не клюют-много

Как с гуся вода-бесполезно

Сломя голову-быстро

Рукой подать-рядом

Без году неделя-недавно

Как курица лапой-грязно, неаккуратно, небрежно

Живот надорвать - смешно

Образуйте от наречий  быстро, небрежно - все возможные формы степеней сравнения.

Создание проблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственное противоречие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания. Используется мотивирующий прием "яркого пятна" - инсценировка помощи домовенку Кузе.

- Стук в дверь.

Учитель спрашивает:

- Кто бы это мог быть?

Открывается дверь, заходит Кузя.

- Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, "пахнет знаниями"!

Отличница Настя восклицает:

- Да это же домовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем "Причастие" и "Деепричастие"!

- Есть ли у вас отличники?

Настя:

- Конечно есть. Я отличница!

Кузя:

- У меня к тебе серьёзное дело.

Настя улыбнулась:

- У тебя все дела серьёзные, рассказывай.

Кузя:

- Понимаешь, я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было. Все-таки документ, - важно говорит Кузя.

На экране появляется заявление Кузи.

Заявление.

Заявляю, что как только ночзаполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплош грязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне так невмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так, что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйду отсюда проч.

Домовой Кузьма.

Настя:

- Ты откуда про домофон узнал?

Кузя:

- Это мне домовой из четырнадцатой школы рассказал.

Ну, так как, ошибок много?

- Предостаточно! - сказала Настя строго. - Чему тебя только в школе учили? Давай разбираться. Смотри: ночь и молодежь - это существительные 3 склонения, их пишем с мягким знаком.

- Ага, понял. Врач и лужа - тоже существительные, значит, я правильно написал.

- А вот и неправильно, - возмутилась отличница. - Эти существительные не 3 склонения, они пишутся без мягкого знака на конце.

- Это легко запомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора.

- Теперь осталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на конце пишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.

Повторение.

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Существительное

 

 

Прилагательное

 

 

Глагол

 

 

Наречие

 

 

Учащимися делается вывод об употреблении мягкого знака после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах.

На экране высвечивается тема урока.

"МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХНА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ "

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, надо выучить любое из двух правил по вашему выбору.

Правило первое: на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.

Правило второе: на конце наречий мягкий знак после букв Ш и Ч пишется, а после буквы Ж не пишется, кроме одного слова- исключения НАСТЕЖЬ.

Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен мягкий знак на конце слова ПРОЧ_.

Рассуждая по первому правилу, мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений, и если нет - поставить мягкий знак. Слово ПРОЧЬ - не исключение, следовательно, пишется с мягким знаком.

Образец рассуждения по первому правилу

Рассуждая по второму правилу, мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буква Ш или Ч, то мягкий знак нужен; если это буква Ж (кроме слова НАСТЕЖЬ), то не нужен. В нашем слове на конце буква Ч, значит, слово ПРОЧЬ пишется с мягким знаком.

Образец рассуждения по второму правилу

Оба правила приводят к одному и тому же результату. Мы советуем вам выбрать то правило, которое использовано в вашем школьном учебнике.

Работа с учебником - читается материал параграфа 44, дается 2 минуты для заучивания наизусть, организуется парная работа по проверке нового материала

Правило проверяется у двух учащихся, ответы оценивают сами учащиеся.

Слово учителя:

- Правило о правописании мягкого знака на конце наречий занимает особое место в системе нашей орфографии.

Во-первых, потому, что после шипящих на конце наречий мягкий знак пишется традиционно, не имея поддержки в фактах современного языка.

Во-вторых, потому, что рассматриваемое правило охватывает всего несколько слов, которые нетрудно перечислить (на доске магнитами прикрепляются слова на карточках)

Навзничь

Настежь

Наотмашь

Вскачь

Сплошь

Данные слова всегда являются типичными наречиями, поясняющими глаголы и отвечающими на вопрос КАК?.

Наречие НЕВМОЧЬ приближается к категории состояния и является частью устойчивого сочетания - ему стало невмочь - следовательно, отдельно на вопрос не отвечает. Слово ПРОЧЬ часто употребляется не в качестве наречия, а в роли предложного сочетания, требующего вместе с предлогом ОТ родительного падежа. Что касается слова ЛИШЬ, то оно вообще не бывает никогда наречием, а только союзом или частицей.

Работа с толковым словарем по значению наречий (можно использовать электронный словарь энциклопедии КМ)

Учитель:

Правила написания мягкого знака на конце наречий после шипящих достаточно просты и очень быстро запоминаются, если использовать.

1. Считалочку:

Навзничь, Настежь, Сплошь, Невмочь,

Вскачь, Наотмашь, Лишь и Прочь.

(Считалочка повторяется вслух вместе с детьми) Словарные слова: вскачь, навзничь, наотмашь, настежь, прочь, сплошь, уж, замуж, невтерпеж.

Вскачь. Скачками, очень быстро.

Навзничь. Опрокинувшись на спину, вверх лицом. Наотмашь. Сильно размахнувшись.

Настежь. Распахнув совсем, до конца.

Прочь. В сторону, дальше от кого-, чего-нибудь, долой.

Сплошь. 1. Без промежутков, по всей поверхности. 2. Целиком, без исключения (разг.).

Уж. 1. нар.уже. 2. част. Употребляется для подчеркивания, усиления отдельного слова или целого выражения.

Замуж. Выйти замуж - стать чьей-то женой.

Невтерпёж (разг.). Не хватает терпения, нет сил терпеть, ждать.

2. Алгоритм рассуждения по применению правила:

а) определить, какая это часть речи,

б) если наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений,

в) если нет, пиши мягкий знак.

Учитель:

- Для автоматического применения правила на письме нужно потренироваться.

Выполнение тестового задания.

ВЫВОДЫ:

Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в существительных третьего склонения, глаголах, наречиях (кроме - уж, замуж, невтерпеж)

Мягкий знак не пишется в кратких прилагательных и существительных первого и второго склонения

А еще мы помогли домовенку Кузе исправить ошибки в заявлении. Давайте завершим правку заявления Кузи. На экране появляется заявление, в котором отличница Настя исправляет ошибки в наречиях. Учащиеся проделывают эту работу в заявлениях, лежащих на партах.

Кузя:

-Большое спасибо, ребята. Теперь можно отправить заявление по почте. Так солиднее будет. (При наличии времени выполняем упр. 265)

Домашнее задание: параграф 42, упр.267

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Обведите номера правильных ответов

Мягкий знак после шипящих пишется на конце:

  • существительных мужского рода 2склонения;
  • глаголов в неопределенной форме
  • наречий

Правильно определены условия выбора орфограммы в слове:

  • прочь (наречие)
  • настежь (наречие, исключение)
  • стеречь (неопределенная форма глагола)

Мягкий знак пишется в слове:

  • невтерпеж..;
  • навзнич..;
  • сплош..;

Мягкий знак не пишется в слове:

  • настич..;
  • горяч..;
  • замуж..;
  • наотмаш..;
  • нож..;

Мягкий знак пишется в слове:

  • точ..ный
  • точ.-в-точ..
  • береч..ся
  • ноч..
  • вскач..
  • Допущена орфографическая ошибка в предложении:
  • Оказалось, что Варенька непрочь была замуж. (Чехов)
  • Как раздавленный, навзничь лежал он. (Тургенев)
  • С грамотой вскачь, без грамоты хоть плач.

ОТВЕТЫ:

2

1, 3

2, 3

2, 3, 5

2, 3, 4, 5

3

Критерии оценок:

"5" - 6б.

"4" - 5б.

"3"  3-4б.

"2"- 2б.

Список использованных источников.

  1. Текучева, И.В.; Тесты по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс" (М.: Просвещение): 7-й кл.: учеб.-метод.пособие/И.В.Текучева - 2-е изд. - М. : Экзамен, 2006 - 127, [1] c. - Учебно-методический комплекс.
  2. PC CD-ROM "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс", ООО "Кирилл и Мефодий", www. KM.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Урок русского языка "Правописание О-Е после шипящих на конце наречий"

Открытый урок по русскому языку ФГОС. Тема: " О и Е после шипящих в суффиксе наречий"...

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

Конспект урока русского языка «Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект предназначен для учащихся 5а и 5Б православной гимназии в рамках дистанционного обучения...