6 класс Тема урока: Морфологический разбор имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

На уроке проводитсяч систематизация знаний, умений учащихся об имени существительном Используются элементы сингапурской методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_morfologicheskiy_razbor_imeni_sushchestvitelnogo.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

 6 класс

Тема урока: Морфологический разбор имени существительного.

Цели урока:  : систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки  и синтаксическая роль)

Предметные УУД, обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

Коммуникативные УУД:: создание положительной мотивации на уроке; развитие  навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

 Регулятивные УУД:умение оценивать свои знания

Личностные УУД: воспитание интереса к русскому языку,  воспитание эстетического вкуса.

Технологии: использование структур сингапурской системы обучения, системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, в парах сменного состава, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Наглядно-дидактические материалы:  презентация «Морфологический разбор имени существительного», карточки - задания дифференцированного характера, ЦОР, раздаточный наглядно-дидактический материал  по теме урока, листы самоконтроля.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

 2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

а)  создание положительно-эмоционального  настроя.

- Здравствуйте, ребята!

Повернитесь к партнеру по плечу , улыбнитесь, поприветствуйте его :»Добрый день!»

Повернитесь к партнеру по лицу, улыбнитесь.

А теперь с хорошим настроением начнём наш урок

Слайд 1

На фоне музыки учащиеся читают стихи

1 А Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

2 С Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...

3 А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Учитель: Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - ...
(Осень)

3.Повторение

-Учитель: Определите, к какой части речи относится слово ОСЕНЬ.

-Ученик: Имя существительное

-Учитель: А  почему вы решили, что это имя существительное? Слайд 2

Используем структуру Контилиус  Раунд Робин(Проговаривают по кругу)

- Участник под № 1 отвечает, что сказал участник под №2(ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное)

Учитель: Молодцы,  ребята! Совершенно верно.

Определение темы урока

Мы с вами обобщим наши знания об этой части речи, вспомним, какими грамматическими и морфологическими признаками характеризуется эта часть речи, а также какую синтаксическую роль выполняет существительное в предложении, т.е научимся делать морфологический разбор имени существительного.

4.Новая тема

Запись числа, классной работы, темы урока. Слайд №3

Используем структуру Джот Тотс

1Каждый участник берет 4 листочка бумаги. Придумайте 4 существительных, связанных с темой осени. Старайтесь брать слова из прослушанного стихотворения.

2.Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на 1 листочке бумаги.

3 Положите на центр стола лицевой стороной вверх.

4. Повторите шаги1-3, пока вы не используете все листочки.

Один из учащихся зачитывает все слова, доказывая, что это имена существительные

Структура Тик Тек Тоу

 Учащиеся берут 9 листочков с записанными словами, раскладывают их в формате 3на 3.Каждый составляет по 3 предложения (по вертикали, по горизонтали, или диагонали)

Учитель: Что значит  произвести морфологический разбор существительного?

Сколько частей включает в себя морфологический разбор?

Составление опорного конспекта и алгоритма.

 Используем структуру Стё зе класс

Учащиеся в течение 30 секунд письменно отвечают на вопрос ,смешиваются, находят пару, читают свои ответы, дописывают ответы партнеров, ищут новую пару. 

 После обсуждения 1 из учащихся предлагает алгоритм разбора

Создание алгоритма .Слайд4

  1. Находим имя существительное.
  2. Ставим вопрос.
  3. Называем постоянные признаки
  4. Называем непостоянные признаки
  5. Определяем, каким членом предложения является.

Повторение морфологических признаков имени существительного

Структура Модель Фрейер

 Каждый участник  записывает постоянные и непостоянные признаки существительного, приводит примеры и антипримеры. Начиная с участника №1 по очереди читают свой ответ, дописывают пропущенное, создают общий ответ . 1 из участников отвечает

Сдайд 5 План разбора имени существительного

1 Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

2 Начальная форма. Морфологические признаки

3 Постоянные морфологические признаки :собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение; 

4Непостоянные морфологические признаки: число падеж.

5 Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Куиз куиз трейд_Опроси- опроси- обменяйся карточками)Учащиеся составляют вопросы по морфологическим признакам имени существительного , пишут ответы.

Учитель: Встаньте, поднимите руку и найдите себе пару. Ученик А задает вопрос ученику Б. Ученик Б отвечает. Ученик А помогает и хвалит. Ученики меняются ролями. Поблагодарите друг друга , обменяйтесь карточками. Повторить все сначала в новой паре.

Физкультпауза

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

В синем небе звёзды блещут,

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

В синем море волны хлещут

Два - руки вверх и потянуться.

Туча по небу идёт,

Три - согнуться, разогнуться

Бочка по морю плывёт

Повернуться и друг другу улыбнуться.

Обобщающее повторение

 Слайд 6-10

1Начальная форма имени существительного- это

2.Какие существительные относятся к1, 2.3 склонению?

3.Назвать падежи имен существительных.

4.Какие существительные относятся к собственным, какие к нарицательным?

5.Синтаксическая роль имени существительного.

Работа по карточке

Используем структуру Финк Раунд Робин( Подумай- запиши- проговори по кругу)После обсуждения 1 ученик отвечает.

Иду по тропинк.., стоял на алле…., в голубой  лазур…, лист на ветк…,в осеннем неб…

Морфологический разбор имени существительного 

1 Работа с учебником, знакомство с  письменным планом разбора. Стр98

2.Запись предложения. Слайд 11

Приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

Морфологический разбор существительного (Пора-на доске и на местах.

У двора -по группам, используя струкуру Таймд  Раунд Робин Подумай-запиши- обсуди в команде. Каждый ученик проговаривает свой ответ по команде по кругу в течение определенного количества времени- 10 сек

5.Закрепление

--В составленном в начале урока предложении найдите существительное и сделайте морфологический разбор .  При проверке использовать структуру Раунд Раунд( Ты мне, я тебе)

---Работа с текстом (Индивидуально)Вставить буквы, разобрать  существительное по небу.

Ле..кый ветерок гон..т облачка по небу, В тих., дни над землей летает ли..кая п..утина. Осень – пора сбора птиц к отлету. В д..лекий путь отправляют..ся дикие гуси. Оставляют свои болота журавли.( Работы сдаются на проверку)

Заполняется лист самоконтроля:

«+» - умею определять

«-  » - не умею  определять

« + - » -есть затруднения

                       

                         

Лист  самоконтроля

Определе-     ние имени   сущ. как части речи

 Начальная форма им.сущ.

Постоянные  морфологические признаки

Непостоянные морфологические признаки

 Синтаксичес-  

 кая  роль в  предложении.

 собств.

  или  

 нариц.

 одушевл.

 или

 неодуш.

 род

 склонение

 Падеж

 число

6 Оценка эмоционального состояния учащихся на уроке.

 Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны:

  • желтый - на уроке было интересно, поучительно;
  • зеленый - было интересно, но не все;
  • синий - скучно, тоскливо

. 7 Рефлексия (Слайд 12)

- Я узнал…

 - Было интересно…

 - Особенно понравилось…

 - Оказалось неожиданным…

 - Вызвало затруднение…

 - Было сложно…

8.Выводы по уроку, выставление оценок.

9.Домашнее задание. ( Слайд 13).

 §42  запомнить порядок морфологического разбора  имени существительного.

Стол №1 Записать  четверостишье об осени, выполнить морфологический разбор           2-х имен существительных;

Стол №2 Записать 2 загадки об осени, выполнить морфологический разбор                     2-х имен существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы "Морфологический разбор имени существительного". Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в...

Тема урока: " Морфологический разбор имени числительного"

Цели урока:Образовательные:-  познакомить  с морфологическими признаками и порядком морфологического разбора  имени числительного;- закрепить умение правильно писать и употреблять падеж...

Презентация к уроку "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку "Морфологический разбор имени существительного"...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного"

Конспект уроков по теме: "Существительное. Морфологический разбор имени существительного".В данный конспект входят все морфологиеские характеристики имени существительного, необходимые знать...