Система работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Григорьева Марина Николаевна

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Она направлена на достижение важнейших целей обучения русскому языку. Способствует расширению лексикона учащихся, формирует комплекс знаний, умений и навыков культуры устной и письменной речи школьников, а также развивает способности по созданию собственных текстов или высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ………………………………………………………………………

 3

1Теоретическое обоснование вопроса ………………………………………

 6

1.1 Изложение в научно-методической литературе как форма работы по развитию связной речи учащихся …………………………………………

6

1.2 Сжатое изложение. Требования к сжатому изложению ……………….

10

2 Специфика работы по подготовке к написанию сжатого изложения……

14

2.1 Формы работы по подготовке к сжатому изложению ………………….

14

2.2 Система упражнений для подготовки к сжатому изложению………….

18

Заключение……………………………………………………………………

23

Список использованных источников ……………………………………….

25

Введение

Актуальность исследования. Как известно, развитие связной речи учащихся является одной из основных задач обучения русскому языку в школе. Система работ по развитию связной речи включает в себя ни что иное, как специально организованную деятельность учителя, направленную на реализацию целей, содержания комплексов методов развития речи школьников, как взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов учебного процесса.

Следует отметить, что под термином «связная речь» методисты подразумевают несколько следующих трактовок:

  1. процесс деятельности говорящего или пишущего, то есть длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом          (С. И. Львова, В. И. Капинос, М. Т. Баранов);
  2. продукт этой деятельности – высказывание, предполагающее наличие определенной внутренней (семантической) и внешней (языковой), конструктивной (структурной) связи отдельных его частей [22, c. 154].

Работа по развитию связной речи учащихся имеет огромное значение и осуществляется непрерывно в рамках уроков русского языка. Работа в данном направлении призвана достичь важнейших целей обучения русскому языку: способствует расширению лексикона учащихся, формирует комплекс знаний, умений и навыков культуры устной и письменной речи школьников, а также развивает способности по созданию собственных текстов или высказываний с учётом коммуникативной ситуации, соответствующих нормам современного русского литературного языка.

Особое место в работе по развитию связной речи отводится заданиям, направленным на создание нового текста на основе данного, то есть уже существующего. К комплексу вышеназванных заданий относится и написание изложения подробного или сжатого.

Подготовка к написанию сжатого изложения является крайне актуальной и целесообразной для учащихся среднего звена, так как в 9 классе данный вид работы включен в программу основного государственного экзамена.

Таким образом, первая часть экзаменационной работы для учащихся 9 класса включает в себя одно задание, которое представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). При этом исходный текст для написания сжатого изложения прослушивается 2 раза             [5, c. 5].

Для успешного выполнения части первой основного государственного экзамена учащиеся должны обладать следующими умениями и навыками: видеть и вычленять микротемы, быть способными сформулировать основную мысль и идею исходного текста и его микротем, воспроизвести текст сжато, сократив его за счёт малозначимых для содержания элементов, то есть воспользоваться одним или несколькими видами сжатия.

Таким образом, систематическая работа по подготовке к написанию сжатого изложения в 9 классе крайне важна и актуальна для успешного написания основного государственного экзамена и формирования ведущих коммуникативно-речевых умений учащихся.

Объект исследования: специфика и методика подготовки к написанию сжатого изложения.

Предмет исследования: система работы по подготовке к сжатому изложению как первой части основного государственного экзамена

Цель данного исследования: изучить и проанализировать систему работы по подготовке к сжатому изложению на уроках русского языка в 9 классе, предложить систему упражнений по подготовке к данной форме работы.

В ходе целеполагания, а также в соответствии с объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. изучить научную и методическую литературу по теме исследования;
  2. рассмотреть специфику сжатого изложения как формы работы по развитию связной речи учащихся;
  3. выделить требования к написанию и содержанию сжатого изложения;
  4. предложить систему упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения.

Материалом для данной курсовой работы выступили методические работы и научные исследования по проблеме осуществления работы по развитию связной речи учащихся, а именно написания сжатого изложения в качестве части первой основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведен комплексный анализ системы работы по подготовке к написанию сжатого изложения в 9 классе, а также предложен комплекс упражнений по обозначенной теме.

В процессе работы применялись различные методы исследования: аналитический, сравнительно-сопоставительный, описательный метод, а также наблюдение уроков русского языка в школе.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и перечня использованных источников.

1 Теоретическое обоснование вопроса

1.1 Изложение в научно-методической литературе как форма работы по развитию связной речи учащихся

Как уже говорились выше, работа по развитию связной речи учащихся выступает в качестве своеобразного ядра развития коммуникативной компетенции. Приобретение данной компетенции является ведущей практической целью обучения русскому языку. Ведь в условиях современной действительности речь используется повсеместно, во всех сферах жизнедеятельности человека [15, c. 505]

Весь комплекс работы по развитию связной речи построен на ряде следующих принципов:

  1. На первый план выходят общедидактические принципы. К примеру, принцип системности, который обеспечивает работу по развитию речи учащихся на каждом уроке русского языка. Потому что лишь чётко отлаженная система работы в данном направлении способствует положительному результату. В целом под системой работы понимается идущая друг за другом совокупность обучающих и контрольных работ, а также подготовительные упражнения, охватывающие длительный период от 1 до 11 класса, от 5 до 9 класса, но при этом не менее одного года. Система работы опирается на принципиальную основу, включающую в себя весь набор видов деятельности по освоению учебного курса при постепенном наращивании нагрузки, а, следовательно, развитии умений и навыков обучаемых. Принцип связи теории с практикой. Этот принцип прежде всего связан с ведением работы на доступном каждой возрастной группе материале. Так, к примеру, в 5 классе учащиеся пишут изложения и сочинения, носящие описательный характер. Темы таких работы обычно посвящены случаям из жизни, то есть носят бытовую тематику, характеризуют и описывают окружающие предметы, явления, животных. При этом теоретический материал параграфов, посвященных развитию речи, обязательно должен подкрепляться уроками-практикумами [15, c. 506].
  2. Из числа частнометодических принципов следует выделить тесную связь уроков по развитию связной речи с литературой, а также материалами для внеклассного чтения. Следует отметить и явление опережения развития устной речи по сравнению с письменной;
  3. В качестве общеметодических принципов нельзя не отметить экстралингвистический и функциональный принципы. Изучение теоретических понятий подкрепляется примерами их функционирования в тексте, а также тесной взаимосвязи друг с другом. Поэтому развитие связной речи нельзя отделить от изучения разделов языка – фонетики, морфологии, синтаксиса, орфоэпии и т.д. [15, c. 506].

Методисты выделяют несколько групп заданий по развитию связной речи учащихся:

  1. задания аналитического характера по готовому тексту;
  2. задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту;
  3. задания, направленные на переработку готового текста в целях его совершенствования;
  4. задания, тренирующие создание нового текста на основе данного (готового);
  5. задания, требующие создания своего текста (высказывания).

В рамках данного исследования нас будут интересовать задания, направленные на создание нового текста на основе данного, то есть готового. В первую очередь, это создание изложения подробного или сжатого. В качестве других примеров заданий данного раздела можно привести: подготовку устных сообщений на какую-то тему на основе данного текста, дополнение текста своими рассуждениями по существу отдельного, обсуждаемого в нём вопроса или проблемы, записать по памяти услышанный рассказ и др.

В наиболее общем понимании изложение – это вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного) [16, c. 284].

М. Т. Баранов отмечает, что термины пересказ и изложения зачастую употребляются в синонимичном значении, однако следует их разграничивать, так как первый вид работы чаще характеризует устную форму речи, а второй, соответственно, письменную. То есть устное изложение – это пересказ                  [16, c. 285].

Ряд методистов – Е. Н. Литневская, В. А. Багрянцева, Н. А. Артёменко –отмечают также, что устное и письменное изложение было наиболее распространенной формой работы в дореволюционный период. При этом пересказ в качестве формы работы применялся не только на уроках словесности, но и при изучении других предметов. Иначе данная форма работы именовалась переложение, которое затрагивало как тексты духовного содержания, так и светские и даже лирические стихотворения. Таким образом, изложение являлось одновременно методом изучения и методом заучивания [22, c. 160].

Такая форма работы по развитию связной речи как изложение занимает важное место в процессе обучения русскому языку, так как она выступает для учащихся в качестве своеобразного средства усвоения, а для учителя ничем иным, как средством контроля за усвоением того или иного материала. Также нельзя отрицать значение изложения для развития способностей памяти и творческих способной, и, наконец, навыков логического мышления.

Важной особенностью таких работ по развитию связной речи учащихся как изложение и сочинение является выделение их типов в соответствии с рядом показателей:

  1. по цели (обучающие и проверочные);
  2. по месту выполнения работы (классные и домашние);
  3. в соответствии с формой словесного выражения (устные и письменные).

В ходе анализа работ методистов были выделены следующие разновидности изложений. Следует отметить, что классификация происходит в соответствии с разнообразными критериями:

  1. по отношению к объему исходного текста можно выделить подробные и краткие (сжатые) изложения. Подробное изложение представляет собой наиболее подробное воспроизведение исходного текста. Сжатое, наоборот, предполагает работу учащихся по выделению основного содержания исходного текста, умения производить исключение и обобщение, применять разнообразные средства сжатия. Отличительной особенностью сжатых изложений от подробных является необязательность сохранения стилистических и речевых особенностей текста исходного.
  2. по отношению к содержанию исходного текста выделяются полные, выборочные, и дополняющие исходный текст. Выборочные изложения представляют собой раскрытия в работе одной из микротем исходного текста, причем она может быть рассредоточена в разных частях текста. Дополняющее изложение представляет собой работу учащихся по написанию собственных концовки, начала, описания или рассуждения. Ещё данный тип работы называется изложение с элементами сочинения [15, c. 572].
  3. по способу восприятия исходного текста можно выделить: изложения прочитанного, воспринятого зрительно текста; изложение услышанного, то есть воспринятый на слух текст; изложение, воспринимаемого и на слух и зрительно текста.
  4. по степени знакомства с исходным текстом существуют изложения незнакомого текста и изложения знакомого текста.
  5. По осложнённости дополнительными языковыми заданиями можно выделить изложения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями. К примеру, в качестве задания по морфологии можно предложить учащимся в ходе работы над изложением изменить формы лица, времени или наклонения глаголов [16, c. 286].
  6. В качестве иных критериев для выделения изложений могут служить тематика исходного текста, а также его жанрово-композиционные особенности.

В ходе системной работы по развитию связной речи учащихся учитель русского языка должен проводить так называемые обучающие изложения. Главной целью здесь выступает научить школьников на практике создавать собственный текст, опираясь на готовый.

В рамках данного исследования более пристальное внимание мы уделим сжатому изложению и этапам работы по подготовке к его написанию.

1.2 Сжатое изложение. Требования к сжатому изложению

Сжатое изложение (сокращенное или краткое) – это особый вид работы по развитию связной речи учащихся, представляющий собой передачу из воспринятого текста главного (существенного), используя языковые средства обобщенной передачи содержания (средства текстовой компрессии) [19, c. 211].

При работе над сжатым изложением учащиеся развивают умения, связанные с выделением главного в тексте и его передачей, с применением в значительной степени нового словаря и иных, по сравнению с исходным текстом, синтаксических конструкций. Написание такого вида изложения требует умения излагать текст обобщенно, без потери сущностных фактов. Что является несомненно важным, так как необходимо человеку в различных сферах его жизнедеятельности. Этим объясняется крайняя степень важности проведения работы по подготовке к написанию сжатых изложений в школе. Ведь именно данная форма написания изложений закладывает навык конспектирования.

Для написания сжатого изложения в качестве одного из заданий основного государственного экзамена, в первую очередь, необходимо внимательно прочесть формулировку самого задания и постараться понять, какие этапы работы необходимо пройти для успешного его выполнения.

Формулировка задания обычно представлена следующим образом: «Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком» [10, c. 68].

В рамках основного государственного экзамена для написания первой части – сжатого изложения исходный текст воспроизводится дважды, с перерывом в 5 – 10 минут.  За это время учащимся необходимо выделить и сформулировать основную проблему текса, составить перечень ключевых слов, а также постараться зафиксировать и структурировать последовательность событий и рассуждений. Целесообразнее всего в виде схемы или тезисов выделить микротемы, произвести абзацное членение прослушанного исходного текста. В случае, если это обучающее изложение, а не экзаменационное, то исходный текст может быть прочитан учащимися во время подготовки. То есть осуществить изложение, воспринятого зрительно, текста.

Как уже говорилось, основное содержание исходного текста выражается в нескольких микротемах, каждая из которых имеет собственное смысловое ядро, то есть главную мысль. Следовательно, совокупность смысловых центров всех микротем и представляет собой авторский текст, объединяющий писательский замысел [15, c. 577]

Каков же алгоритм работы над сжатым изложением, как его необходимо писать? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться требования и принципам выполнения данного вида работы.

  1. Сохранение особенностей композиционного строения текста. Данное требование предполагает наличие в письменной работе учащегося логичного построения, соотношения и взаимного расположения частей. Также нельзя забывать, что композиция выступает как триединый синтез вступления, основной части и заключения.
  2. Отсутствие логических ошибок. Логичность речи (устной и письменной) – это коммуникативное качество, которое возникает на основе соотношения речь – мышление. Логичность речи напрямую связана с семантической и синтаксической организацией как высказывания, так и текста [22, c. 102]. Логические ошибки, соответственно, – это нарушение или несоблюдение законов логики. Например, подобного рода ошибки возникают при сопоставлении или противопоставлении двух логически неоднородных (различных по объему) понятий, частичном или полном нарушении причинно-следственных связей, нарушение последовательности изложения, лексические или семантические повторы, а также пропуски важных суждений.
  3. Речевая связность представляет собой особое свойство речи или целого текста, реализуемое специализированными или функционально ориентированными на выражение этого свойства разноуровневыми языковыми единицами [21, c. 376]. Таким образом, учащийся должен выразить и оформить свои мысли на письме таким образом, чтобы адресат был способен выделить важность и понятность связей между отдельно взятыми частями речи или отрезками текста.
  4. Фактическая точность. Данный принцип предполагает использование точного фактологического материала, соответствующего содержанию исходного текста. Таким образом, искажение авторской мысли при анализе или интерпретации текста во время написания сжатого изложения, а также при выборе иллюстраций, подкрепляющих аргументацию, недопустимо и будет расцениваться как ошибка [27, c. 9].
  5. Лицо в экзаменационном изложении менять нельзя. То есть написание работы ведется от того лица, от которого написан исходный текс.

 Вид работы, связанный с написание сжатого изложения, позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста. Каким же способов осуществляется отбор информации из исходного текста, как можно его сократить? Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к способам компрессии, то есть сжатия текста, которым необходимо обучить школьников для успешной сдачи основного государственного экзамена.

Среди приёмов компрессии, охватывающих содержательную сторону текста ведущими являются:

  1. исключение несущественных и второстепенных сведений. Для этого необходимо осуществить работу по вычленению темы, основной мысли и составить перечень ключевых слов, раскрывающих обозначенную проблему или проблемы;
  2. свёртывание исходной информации за счёт её обобщения.

Помимо содержательных приёмов, выделяют также языковые средства компрессии исходного текста. К ним мы отнесём:

  1. Исключение. Данный способ включает в себя опускание подробностей, деталей, исключение повторов, одного или нескольких синонимов, иллюстраций, числовых данных, отступлений, дополняющих и поясняющих конструкций, фрагмента предложения и даже одного или нескольких предложений. Данной приём компрессии также предполагает не упоминать цитаты, не использовать причастные обороты, исключить предложения с описаниями или рассуждениями;
  2. Обобщение. К примеру, вместо ряда однородных членов можно использовать лишь обобщающие наименование, заменить сложным предложением несколько простых, связанных по смыслу, или заменить предложение или его часть определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  3. Упрощение. Данный приём компрессии в своём составе имеет следующие конкретные разновидности: слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложного подчинительного предложения простым, замена фрагмента предложения синонимичным выражением, замена придаточного предложения причастным оборотом, формулировку какой-либо развёрнутой идеи текста своими словами [27, c. 10].

Выбор того или иного способа сжатия текста зависит от конкретной ситуации, коммуникативной задачи, а также от структурно-композиционных особенностей исходного текста и уровня подготовки учащихся [27, c. 11].

2 Специфика работы по подготовке к написанию сжатого изложения

2.1 Формы работы по подготовке к сжатому изложению

Для успешной организации работы по подготовке к написанию сжатого изложения необходимо добиться осознания учащимися основных терминов, необходимых для понимания и анализа исходного текста. К комплексу необходимых для написания краткого изложения терминов относятся следующие:

  1. Текст (от лат. textus – ткань, сплетение) – результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного или устного произведения в соответствии с мотивами, целями, выбранной темой или темами, замыслом и идеей и характеризующегося определенным структурно-композиционным решением, логическим и стилистическим единством [19, c. 239]. В школьном курсе русского языка данное понятие рассматривается в более упрощенном и узком понимании – несколько последовательно расположенных предложений, связанных общностью тематики, проблематики и основной мысли, характеризующиеся смысловой завершённостью.
  2. Тема, в наиболее общем понимании, это то, о чём говорится в исходном тексте.
  3. Основная мысль текста представляет собой реализованное в тексте ценностное авторское отношение к предмету, явлению или содержанию речи. Посредством основной мысли автор стремиться донести до читателя свой позицию, в чём-либо его убедить.
  4. Микротема – это несколько самостоятельных предложений исходного текста, которые объединены посредством одной мысли, чаще всего в пределах одного абзаца. При воспроизведении микротемы отделяются друг от друга при помощи интонационной паузы [27, c. 8].
  5. Тезис реализуется группой нескольких самостоятельных предложений текста, связанных общей мыслью в пределах одного абзаца.
  6. Абзац является частью текста, открывающейся красной строкой и заканчивающейся перед следующей красной строкой. То есть эта часть текста, ограниченная двумя красными строками [27, c. 8].

В качестве основных этапов работы по написанию изложения можно выделить следующие: постановка и уточнение учителем речевой задачи; справка об авторе исходного текста, если она необходима; воспроизведение текста учителем или прослушивание аудиозаписи; выделение темы и основной мысли исходного текста; анализ содержательно-композиционной структуры текста, а также составление композиционной схемы и плана текста, работа над микротемами, заключающаяся в словарной работе, анализе особенностей языкового плана содержания; применение способов компрессии; повторное чтение или подслушивание текста.

Особенно следует отметить предварительную языковую работу, приводящуюся за несколько занятий до написания изложения. Её целью является предупреждение различного рода ошибок и недочётов будущей работы по развитию связной речи [16, c. 287].

Для успешного написания сжатого изложения необходимо проводить работу по составлению плана исходного текста. План текста – это перечень основных мыслей, расположенных в той последовательности, которая призвана отображать логическое содержание текста. Для составления плана необходимо выделить микротемы исходного текста, которые обычно соответствуют абзацному членению. Каждая микротема объединена общей мыслью и характеризуется завершенностью с логической точки зрения.

 План реализует следующие цели: компактно раскрывает содержание исходного текста; помогает проследить последовательность мыслей автора; способствует восстановлению в памяти содержания текста; ускоряет работу над написанием сжатого изложения; способствует сохранению стилистических авторских особенностей исходного текста; организует самоконтроль.

Выделяют следующие принципы составления плана исходного текста:

  1. При выделении в абзацах опорных слов и словосочетаний, получается назывной план;
  2. Если поставить вопросы к каждому абзацу, то получится вопросный план;
  3. Следующей ступенью являются ответы на поставленные вопросы, в целях получения тезисного плана [9, c. 17].

Таким образом, в процессе подготовки к написанию сжатого изложения производится комплексная работа в области грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики, а также филологического анализа текста.

В области грамматики осуществляется подготовка учащихся, связанная с предупреждением ошибок и недочётов. Грамматические ошибки – это нарушения правил и норм использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций, то есть ни что иное, как нарушение структуры языковых единиц: структуры слова, словосочетания или предложения [27, c. 21].

Работа в вышеуказанном направлении представляет собой повторение основных орфографических и пунктуационных правил. Здесь целесообразно предложить следующие задания:

  1. Списывание осложненное, неосложненное и выборочное. Неосложнённое списывание представляет собой упражнение, направленное на внимательное переписывание готового текста, с выделением в нём орфограмм и пунктограмм. Осложнённое представляет собой вставку пропущенных букв и графическое объяснение своего выбора. Выборочное списывание предусматривает выписывание из готового текста слов с определенной орфограммой.
  2. Диктанты, в том числе комментированные, предупредительные, по памяти, творческие и свободные. Следует отметить то, что диктант по памяти требует предварительной подготовки, выполнения определенного домашнего задания – выучить определенный отрывок текста. Затем в классе в начале урока в очень строго ограниченное время учащиеся пишут выученный отрывок с последующим объяснением. Творческий диктант предполагает в ходе его написания изменение по заданию учителя формы слов, вставку слов и т.д.
  3. Работа с орфографическим словарем. Данный метод представляет собой подбор слов с определенной орфограммой, подбор однокоренных слов, подбор одноструктурных слов.
  4. Словарно-орфографические упражнения направлены на усвоение учащимися лексических значений слов и правописания. Это могут быть задания с подбором синонимов, антонимов, паронимов, составление словосочетаний.
  5. Орфографический разбор формирует умения не только находить орфограмму, но и обосновывать написание слова с помощью орфографического правила.
  6. Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без знаков препинания.
  7. Подбор учащимися примеров предложений на данное правило.
  8. Работа со схемами предложений.
  9. Пунктуационный разбор представляет собой объяснение уже расставленных знаков препинания в текстах упражнений. По ходу разбора фиксируются правила, на основе которых проставлены знаки.

Работа в области лексики направлена на предупреждение лексических ошибок и недочётов. Лексические ошибки в наиболее общем понимании – это нарушение норм и правил применения слов в речи. То есть данные ошибки распространяются не структурный аспект языковой единицы, а на её использование [27, c. 22].

В качестве профилактики вышеуказанных ошибок. Целесообразно выполнять задания следующего характера:

  1. Нахождение ошибок в использовании лексических явлений в тексте готовых ученических работах или специализированных упражнений.
  2. Определение роли того или иного явления в тексте.
  3. Группировка изучаемых лексических явлений, представляющая собой составление таблиц, перечня ключевых слов, словаря клише для написания письменных работ по развитию речи.
  4. Работа с толковыми словарями для обогащения лексикона учащихся
  5. Лексический разбор.

Работа в области анализа исходного текста для изложения представляет собой тренировочные упражнения по определению темы тексты, основной мысли каждого абзаца, то есть микротемы, задания, направленные на сжатие исходного текста, с применением одного или нескольких приёмов компрессии, а также анализ изобразительно-выразительных средств, представленных тропами и стилистическими фигурами [17, c. 4].

Таким образом, подготовка к написанию сжатого изложения должна начинаться постепенно с V класса, с постепенным усложнением предоставляемого учителем материала, а работа с грамматикой осуществляться на каждом уроке русского языка.

2.2 Система упражнений для подготовки к сжатому изложению

Выделяют ряд разнообразных упражнений, призванных помочь учащимся в подготовке к написанию сжатого изложения. Условно данные упражнения можно разделить на четыре группы:

  1. Упражнения, направленные на определение темы и основной мысли текста, а также выделение его микротем;
  2. Упражнения, развивающие умения по сжатию (компрессии) исходного текста;
  3. Грамматические упражнения, способствующие актуализации знаний по орфографии и пунктуации;
  4. Лексические упражнения, основная цель которых расширение словарного запаса учащихся.

Рассмотрим различные категории упражнений на конкретном примере:

Нашему восприятию окружающего мира и людей свойственна стереотипность. Знакомство с человеком мы обычно начинаем не с выявления его индивидуальных особенностей, а с выяснения его статуса: кем и где он работает, каково его семейное положение.

Почему нас в первую очередь интересует не особенное, а общее? Да, потому что жизненный опыт создал у нас определенные модели, шаблоны типичного учителя, продавца, шофера… Выяснили профессию человека – уже создаётся иллюзия знания о нём, поскольку тут же срабатывает установка шаблона, через которую мы и воспринимаем человека.

Стереотипность восприятия может помочь на в общении с людьми, поскольку подскажет какого поведения следует ожидать от малознакомого человека. Она может помочь прежде всего во взаимодействии с незнакомыми нам людьми или с теми, с кем мы не связаны личными отношениями. А вот в неформальном общении, связывающим людей личностными контактами, за пределами официальных отношений, стереотипность чаще всего мешает. Это по её вине мы «пропускаем мимо ушей» слова близких, нам ведь кажется, будто мы уже наизусть знаем, что именно в создавшейся ситуации скажет мама или бабушка.

(по Г. Разумихиной)

  1. Выпишите из текста непонятные для вас слова и постарайтесь определить их лексическое значение, если возникнут затруднения, обратитесь к лексическому словарю.
  2. Озаглавьте текст, отразив в названии тему текста.
  3. Если текст имеет заглавие, то целесообразно предложить учащимся задание следующего рода: прочтите, пожалуйста, заглавие текста, как вы думаете, какой теме он посвящён, какова его основная идея? (При этом варианты ответов учащихся фиксируются в тетрадях и на доске, а в более старших классах организуется дискуссия).
  4. Подчеркните в тексте ключевые слова и составьте тезисный план текста таким образом, что каждый пункт плана будет тождественен основной мысли абзаца.
  5. Вам необходимо заменить словосочетания более ёмкими синонимами: окружающий мир, индивидуальные особенности, жизненный опыт, малознакомый человек.
  6. В следующих предложениях замените придаточные части предложно-падежным сочетанием или обособленным оборотом:

«Выяснили профессию человека – уже создаётся иллюзия знания о нём, поскольку тут же срабатывает установка шаблона, через которую мы и воспринимаем человека»;

«Это по её вине мы «пропускаем мимо ушей» слова близких, нам ведь кажется, будто мы уже наизусть знаем, что именно в создавшейся ситуации скажет мама или бабушка».

  1. В следующем отрывке сократите количество предложений, исключив то, которое содержит пояснение к предыдущему предложению:

«Стереотипность восприятия может помочь на в общении с людьми, поскольку подскажет какого поведения следует ожидать от малознакомого человека. Она может помочь прежде всего во взаимодействии с незнакомыми нам людьми или с теми, с кем мы не связаны личными отношениями. А вот в неформальном общении, связывающим людей личностными контактами, за пределами официальных отношений, стереотипность чаще всего мешает».

  1. В следующем отрывке устраните повторы, предложение 2 и 3 объедините так, чтобы изначальный смысл не изменился:

«Стереотипность восприятия может помочь на в общении с людьми, поскольку подскажет какого поведения следует ожидать от малознакомого человека. Она может помочь прежде всего во взаимодействии с незнакомыми нам людьми или с теми, с кем мы не связаны личными отношениями. А вот в неформальном общении, связывающим людей личностными контактами, за пределами официальных отношений, стереотипность чаще всего мешает».

  1. Выпишите из текста предложения, где ряд однородных членов можно заменить обобщающим словом. Исходный вариант в левую колонку, получившийся в правую.
  2. Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните свой выбор:

Стер_отипность воспр_ятия

Инд_видуальные особе(н, нн) ости

Вы_снение статусов

Жизне(н, нн)ый опыт

Определё(н, нн)ые мод_ли, ш_блоны

Про(ф, фф)е(с, сс)ия ч_ловека

Создаёт(?)ся и(л, лл)юзия

Малозн_комый ч_ловек

Оф_це_альные отн_шения

(На)изусть знаем

  1. Расставьте в следующем отрывке знаки препинания, выбор объясните графически:

«Выяснили профессию человека уже создаётся иллюзия знания о нём поскольку тут же срабатывает установка шаблона, через которую мы и воспринимаем человека.

Стереотипность восприятия может помочь на в общении с людьми поскольку подскажет какого поведения следует ожидать от малознакомого человека. Она может помочь прежде всего во взаимодействии с незнакомыми нам людьми или с теми с кем мы не связаны личными отношениями. А вот в неформальном общении связывающим людей личностными контактами за пределами официальных отношений стереотипность чаще всего мешает.

  1. Сократим данный текст, указав приёмы сжатия. Результат оформите в виде следующей таблицы:

Исходный текст

Приём компрессии

Сжатый текст

1 микротема (абзац)

2 микротема (абзац)

3 микротема (абзац)

Таким образом, подобного рода задания можно использовать в качестве подготовки к написанию сжатого изложения, применяя их к любому тексту. При этом необходимо уделять внимание лексической и грамматической подготовке учащихся, актуализации ранее приобретенных знаний. Только комплексная система работы приносит положительный результат. Необходимо способствовать выработке у учащихся языкового чутья, чёткого алгоритма действий по созданию краткого изложения, применения способов компрессии, осознания и восприятия содержательного и структурно-композиционного планов исходного текста.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что изложение как вид работы по русскому языку – представляет собой одно из средств развития связной речи учащихся, средство для формирования и совершенствования знаний и умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения, а также в целях приобретения важнейших коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Большинство методистов, в том числе И. Д. Морозова, М. Р. Львов,              М. Т. Баранов рассматривают такую форму работы по развитию связной речи, как изложение с точки зрения его дидактико-воспитательного потенциала. Содержание исходных текстов помогает приобщаться учащимся к лучшим образованиям русского языка. Таким образом, учащиеся письменно пересказывая образцы высокохудожественных или публицистических текстов, формируют свои речевые навыки, очищают речь, развивают языковое чутье и развивают своём понимание языкового эстетического идеала.

Рассмотренные в данной курсовой работе виды изложений способствуют развитию различных аспектов процессов мыслительной деятельности ученика. К примеру, по ходу аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.

Как уже говорилось, умение работать с текстовой информацией, сжато излагать различного рода данные необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности. Развитие навыка по компрессии текстовой информации закладывается на уроках русского языка, ведь задание по пересказу параграфа или содержания литературного произведения представляют собой ни что иное, как сжатое устное изложение.

Работу по написанию сжатых изложений целесообразнее начинать как можно раньше, с V класса. Необходимо сообщить учащимся весь необходимый объем теоретического материала, постепенно усложняя его. Теория должна быть обязательна реализована на практике. Таким образом, для успешного написания части первой основного государственного экзамена, необходимо осуществлять комплексную работу в области грамматики и развития речи. Учащиеся должны обладать всем аппаратом навыков по компрессии текста, способны выделять в исходном тексте тему и основную мысль.

Ведущую роль в работе по компрессии текста имеют усвоение учащимися содержания текста и языковая подготовка. Так, в основе первого лежит уяснение основной мысли текста и выбор подходящего способа его сокращения, а в основе второго - языковая работа над текстом и выбор языковых приёмов сокращения содержания.

В ходе работы над данным исследованием была разработана система упражнений, направленная на успешное написание сжатого изложения в IX классе, при написании основного общего экзамена. Систематизированные упражнения, приведённые в курсовой работе, могут быть использованы учителем на уроках русского языка как задачи на разнообразное сокращение текста учениками: от трансформации словосочетаний до исключения из текста подробностей, деталей и повторов.

Таким образом, лишь хорошо продуманная система работы, рассчитанная с V по IX класса, в данном направлении будет способствовать успешному написанию сжатого изложения в рамках основного государственного экзамена по русскому языку, при окончании средней школы.

Список использованных источников

  1. Арефьева, С. А.  Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях / С. А. Арефьева // Русский язык в школе. – 1999. –      № 3. – С. 8 – 12.
  2. Безымянная, О. М. Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста: методическое пособие / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. – М.: Амрита-Русь, 2018. – 236 с.
  3. Белова, Н. А. Методика обучения русскому языку: учебно-методический комплекс дисциплины [Электронный ресурс]: электронное мультимедийное учебно-методическое издание / Н. А. Белова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – Эл. опт. диск.
  4. Васильева, В. В. Приемы работы над изложением на уроках русского языка / В. В. Васильева // Молодой учёный. – 2014. – № 14. – С. 101 – 104.
  5. Васильевых, И. П. ОГЭ 2018. Русский язык. 36 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ и подготовка к выполнению заданий высокого уровня сложности / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Г. Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2018. – 310 с.
  6. Влодавская, Е. А. Русский язык. 9 – 11 классы. Изложения /                            Е. А. Влодавская, А. Е. Куманяева. – М.: Экзамен, 2015. – 160 с.
  7. Добротина, И. Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению / И. Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2009. – № 3. – С. 11 – 18.
  8. Дорфман, О. В. Виды упражнений по развитию художественных, речетворческих способностей учащихся в процессе работы над изложением /      О. В. Дорфман // Вестник Бурятского Государственного университета. – 2012. – № 1. – С. 287 – 290.
  9. Егораева, Г. Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тематический тренажёр. Задания части 1 и 3. Сжатое изложение. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение / Г. Т. Егораева. – М.: УЧПЕДГИЗ, 2018. – 271 с.
  10. Егораева, Г. Т. Русский язык. 14 вариантов. Типовые тестовые задания / Г. Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2018. – 128 с.
  11. Зорина, М. Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход / М. Е. Зорина, А. В. Соколова // Филологический класс. – 2014. – № 1. – С. 105 – 110.
  12. Зотина, Т. А. Работа над ошибками в изложениях учащихся /                      Т. А. Зотина // Русский язык в школе. – 2007. – № 8. – С. 27 – 30.
  13. Костромина, Е. А. Русский язык и культура речи / Е. А. Костромина, Ю. В. Барковская. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 150 с.
  14. Литвинко, Ф. М. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие / Ф. М. Литвинко. – Минск: Высшая школа, 2015. – 448 с.
  15. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /                           Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
  16. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  17. Назарова, Т. Н. ОГЭ. Практикум по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения / Т. Н. Назарова, Е. Н. Скрипка. – М.: Экзамен, 2017. – 110 с.
  18. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения /           И. В. Никишина. – М.: Академия, 2007. – 430 с.
  19. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред.                       Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 312 с.
  20. Саакян, Р. С. Работа над изложением как этап подготовки учащихся к сочинению по картине / Р. С. Саакян // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 12. – С. 353 – 362.
  21. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной; члены редколлегии: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова,                       А. П. Сковородников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 696 с.
  22. Теория и методика обучения русскому языку: конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты: учебно-методический комплекс / под ред. Н. А. Артёменко. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2009. – 284 с.
  23. Фалина, Т. М. Лексико-стилистическая подготовка учащихся VII – X классов к изложениям разных типов: дис…канд. пед. наук /                                  Фалина Татьяна Михайловна; МГПИ им. В. И. Ленина. – М., 1985. – 229 с.
  24. Хаустова, Д. А. Диалог с текстом в процессе подготовки учащихся к изложениям на уроках русского языка: автореф. дис…канд. пед. наук /      Хаустова Дарья Александровна; МПГУ. – М., 2008. – 18 с.
  25. Хаустова, Д. А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению в IX классе / Д. А. Хаустова // Русский язык в школе. – 2010. – № 1. – С. 17 – 22.
  26. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению / Н. А. Черемисина // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 4. – С. 208 – 212.
  27. Черкасова, Л. Н. ОГЭ 2018. Русский язык: сочинение-рассуждение и изложение / Л. Н. Черкасова. – М.: Эксмо, 2017. – 272 с.

https://elibrary.ru/pic/1pix.gif




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Из опыта работы по подготовке учебных проектов в рамках урока русского языка в 5 классе

Новый образовательный стандарт делает подгтовку учебных проектов обязательной частью учебного процесса. В данном материале представлен опыт работы по организации проектной деятельности в рамках урока ...

Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка

В статье представлены некоторые элементы обновления  стратегии обучения для успешного формирования у учащихся универсальных учебных действий, что способствует не только  саморазвитию и самос...

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...