Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.

Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_prichastiy.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А.

Ц е л и:

- вспомнить правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных;

- познакомить учащихся с особенностями склонения причастий;

- формировать умение правильно писать окончания причастий.

УУД:

Личностные: умение работать самостоятельно и демонстрировать результат деятельности.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные: эффективное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора гласных в падежных окончаниях причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий.

Метапредметные: уметь определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Личностные: формировать уважительного отношение к русскому языку как ценности русского народа.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Упр. 77 (по цепочке). Первый ученик рассказывает о причастии как части речи; второй записывает на доске примеры, готовясь рассказать об окончаниях прилагательных; третий выполняет задание на доске. Требуется грамотно списать и указать, к какой части речи принадлежат выделенные слова.

Под л..жачий кам..нь вода (не)течёт. И нез..ряженное ружьё стреля..т. Сокол с лёту хвата..т, а ворона и с..дячего (не)пойма..т. Х..рошая книга — луч..ший друг. Новых друз..й наж..вай, а старых (не)утрачивай.

II. Освоение нового материала.  

На доске таблица:

И.п.

лучший

спящий

спящих

Р.п.

лучшего

спящего

спящим

Д.п.

лучшему

спящему

спящих

В.п.

Лучшего/лучший

спящего

спящих

Т.п.

лучшим

спящим

спящими

П.п.

О лучшем

О спящем

О спящих

Делается вывод об одинаковом склонении прилагательных и причастий.

III. Активизация и закрепление изученного.

1.  Учащиеся выходят по цепочке к доске, записывают словосочетания, находят главное слово, ставят вопрос к причастию, выделяют окончание:

игравшему мальчику, пролетающих журавлей, в наступившей тишине, о хранящихся письмах, в рокочущем море, в строящемся здании, сгибающихся колосьев, в расстилавшемся тумане, волнующим стихотворением.

2. Заменить глагольные конструкции причастием, обозначить главное слово и выделить окончания прчиастий.

Наступает осень, которая приносит дожди. - Наступает осень, приносящая дожди.

Река, которая огибала берег, уходила в горы. - Река, огибавшая берег, уходила в горы.

Цветы, которые замерзли за ночь, оживали. - Цветы, замерзшие за ночь, оживали.

3. Подчеркнуть в предложениях полные причастия, выделить окончания.

Березы окутаны золотистой листвой, сверкающей на солнце.

На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

Когда солнце село, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами.

Опавшие листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце.

Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами.

IV. Самостоятельная работа. Написать словосочетания, выделить окончания причастий.

О блестящ..м выступлении; всепобеждающ..е добро; прелесть заходящ..го солнца; скачущ..й по ветвям белкой; заглянувш..й в окно  месяц; выглянувш..й луной, мерцавш..го света; открывш..йся калиткой; рядом с разрушивш..йся колонной; от качающ..йся лодки, журчащ..ми весной ручьями; появивш..мся вдруг ветром; участивш..йся пульс; струящ..йся поток; сотрудник, засидевш..йся на работе.

V. Подведение итогов.

 - что нового узнали на уроке?

- как определяется склонение причастий?

- что помогает определить склонение причастий

VI. Домашнее задание.

Упр. 82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи: какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окон...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Данная презентация содержит материал дла освоения и закрепления материала по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном чичле"...