Элективный курс "Деловое письмо"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

Захарова Галина Евгеньевна

Элективный курс "Деловое письмо"  разработан на 34 часа для обучающихся старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_delovoe_pismo.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

« Деловое письмо» 10 класс

Пояснительная записка

Цель элективного курса - познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общения; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.

Программа рассчитана на 34 часа.

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.

Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.

Учащиеся, изучающие данный курс, должны знать:

  • нормы и правила поведения среди сверстников и преподавателей в учебном коллективе, среди людей, с которыми предстоит работать (служебный этикет);
  • нормы и правила делового общения;
  • структурные элементы деловой беседы;
  • деловых переговоров;
  • требования, предъявляемые к разговору по телефону;
  • основные функции делового письма, его жанры;
  • композиционные модели деловых бумаг;
  • основные требования к языку деловых бумаг и документов;

уметь:

  • вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
  • оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
  • редактировать и устранять типичные речевые ошибки в языке деловых бумаг.

Программа курса

1.        Служебная этика и служебный этикет.

Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.

  1. Этикет деловой речи. Особенности делового общения.

Речевой этикет как правило речевого общения. Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания. Невербальные средства общения.

  1. Виды делового общения.

Деловое общение как основная функция официально-делового стиля. Деловая беседа.  Соблюдение  условий  и  правил  продуктивного  диалога. Характерные особенности деловой беседы. Рекомендации по ведению деловой беседы. Деловые переговоры. Переговоры - форма коллективного делового общения. Структура переговоров. Телефонный разговор. Разговор по телефону - форма дистанционного делового общения. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.

4.        Деловой стиль письменной речи,

Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально-делового стиля речи. Синтаксис делового стиля.

5.        Деловое письмо: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.

5.1 Типы документов.

Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.

  1.  Документирование информационно-справочных материалов.

Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.

  1.  Требования к оформлению частных деловых бумаг.

Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме.

  1.  Современное деловое письмо.

Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо). Деловая и коммерческая корреспонденция (письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация).

  1.  Основные требования к языку деловых бумаг и документов.

Точность.  Языковой  стандарт.  Использование корректирующих знаков при редактировании.

Учебно-тематический

№ занятия

Тема

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

1-4

Служебная этика и служебный этикет

Наблюдение над текстом, ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия

5-8

Этикет деловой речи. Особенности делового общения

Решение речевых ситуаций, ролевые игры

9-14

Виды делового общения

Анализ текста, составление памяток   «Структура деловой беседы», «Структурные элементы деловых переговоров», «Основные элементы разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций

15-18

Деловой стиль письменной речи

Упражнения на замену в тексте одних      средств другими, функционально         близкими, подстановку стилистически подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент)

19

Деловые бумаги: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование

Лекция учителя, практические задания

20

Типы документов

Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов

21-22

Документирование информационно-справочных материалов

Работа с текстами-образцами, составление документов

23-24

Требования к оформлению частных деловых бумаг

Сопоставление текстов, составление документов, их анализ

25-28

Современное деловое письмо

Работа с текстами-образцами, составление деловых писем, их анализ

29-31

Основные требования к языку деловых бумаг и документов

Редактирование, установление типичных ошибок в языке деловых бумаг

32-33

Зачет

Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов, тест

34

Резервное занятие

Список литературы

  1. Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. - М., 1991.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. -М, 1990.
  3. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Русский речевой этикет. - М., 1975.
  4. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М.,1994.
  5. Власова Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. - М., 1980.
  6. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка: учебное пособие для вузов. - М., 1983.
  7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.
  8. ГОСТ   Р   6.30-97.   Унифицированная   система организационно-распорядительной документации. -М., 1997.
  9. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. -М, 2000.

Ю.Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993. П.Паневчик В.В. Деловое письмо: практическое пособие. -М., 1999.

  1. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. -М, 1988.
  2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1998.
  3. Щепинина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: пособие для учителей. - М., 1980.

15.Эрнест М. Слово предоставлено вам: практические советы по ведению деловых бесед и переговоров / пер. с нем. - М, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Обучение грамотному письму"

      Цель данного курса – обобщение, систематизация и углубление  полученных знанийпо орфографии за курс 5 – 7-х  классов....

Элективный курс "Деловое письмо"

Элективный курс "Деловое письмо"  используется в предпрофильной подготовке....

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Программа элективного курса "Деловое письмо"

XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильн...

Элективный курс "Письмо"

Разработки уроков по обучению написания письма....