Элективный курс "Практическая стилистика текста"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Захарова Галина Евгеньевна

Элективный курс "Практическая стилистика текста"   предназначен для обучающихся старших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskaya_stilistika_teksta.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку «Практическая стилистика текста» 11 класс - 34 часа

Программа взята из книги: Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.В. Черниковой. -М.: ТЦ Сфера, 2006. - 304 с. (Педагогическое мастерство).

Пояснительная записка

Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы в любой сфере профессиональной деятельности, являются средством реализации творческих возможностей человека. Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, а создание текста, работа над совершенствованием написанного — творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка. Правильная организация письменной речи — важное речевое умение, формирование которого приходится на школьный возраст. К сожалению, школьная программа не всегда предполагает возможности специального изучения этого раздела русского языка.

Программа элективного курса «Мир родной речи» предназначена для углубления знаний по русскому языку и ознакомления учащихся 11-х классов с осознанным выбором таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего и пишущего. Курс рассчитан на 34 ч и проводится один раз в неделю в течение всего учебного года или спаренными уроками в течение полугодия. Изучение курса поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текста и написанием рецензий и эссе.

Цель обучения: эффективное использование учащимися устной и письменной речи в различных ситуациях, выработка навыков редакторского анализа текстов.

Задачи курса:

  • углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
  • совершенствовать у учащихся умение и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
  • сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
  • подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.

Программа курса предусматривает формирование следующих умений и навыков: проводить смысловой анализ текстов, различных функциональных стилистических типов; соблюдать нормы совершенного русского литературного языка; учиться рефлексии (всматриваться в себя, оценивать свое поведение, размышлять о причинах и следствиях того или иного душевного состояния), прибегая к дневниковым записям и письмам к близким людям; использовать для этой цели каналы массовой коммуникации; пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.

Содержание программы элективного курса базируется на концепции профильного обучения. Оно направлено на повышение речевой и письменной грамотности, расширение возможностей применения знаний в жизни. Курс связан с такими разделами языкознания, как «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи». Концептуальную основу курса составили теория языка и практическое языкознание.

Структура курса включает четыре модуля, последовательность которых может варьироваться. Приоритетная направленность практической работы в каждом модуле изменяется в направлении от устной речи к письменной, что отражается в названии самих модулей: 1) информационный (официально-деловой стиль, направленность «я слушаю»); 2) практический (устное и письменное деловое общение, направленность «я говорю»); 3) ситуативно-моделирующий (нормы делового общения, направленность «я читаю»); 4) рефлексивно-оценочный (деловая коммуникация, направленность «я пишу»).

Методы работы учащихся в ходе занятий курса чрезвычайно разнообразны и предполагают: ответы на конкретные вопросы как результат самостоятельного осмысления языковых явлений; определение смыслового содержания слов и текстов, анализ смысловых единиц; выявление языковых особенностей художественных текстов и определение их роли в раскрытии замысла автора; проведение учениками исследований, дискуссий, интервью, групповых опросов; свободное общение с учащимися на предложенные темы; различные задания, связанные с использованием словарей русского языка.

Специфика работы учителя на занятиях курса во многом определяется уровнем подготовки учащихся, их способностями, а самое главное — их мотивацией. Поэтому в программе даны варианты заданий, для решения которых потребуется различный уровень знаний и умений.

Отчетность по итогам освоения программы курса проводится в формах защиты реферата, публичного выступления, написания рецензии и эссе, создания презентации.

О результативности проведения курса свидетельствуют такие показатели, как распознание текстов разных стилей, понимание особенностей их содержания и построения; разграничение жанров деловой речи; умение написать заявление, доверенность, письмо; навыки постановки знаков препинания в предложениях различных стилевых конструкций; уместное использование в дополнение к тексту жестов, мимики, телодвижений и поз в разных ситуациях устного общения; свободное написание сочинений и их языковое оформление; легкость нахождения и исправления орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у учащихся коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентности.

Тематический план

Темы

Занятия, ч

теория

практика

проект

всего

1

2

3

4

5

Раздел I. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи (

8ч)

Тема 1. Функциональные стили русского языка

1

1

Тема 2. История официально-делового стиля

1

1

Тема 3. Язык деловых бумаг

1

1

Тема 4. Жанры письменной деловой речи

1

1

Тема 5. Словарь делового человека

1

1

Тема 6. Деловые письма

1

1

2

Тема 7. Виды деловых писем

1

1

Раздел II. Устное и письменное деловое общение (6 ч)

Тема 8. Деловой этикет

1

1

2

Тема 9. Риторика — часть культуры делового общения

1

1

2

Тема 10. Документация — разновидность письменной деловой речи

1

1

2

Раздел III. Нормы делового общения (7 ч)

Тема 11. Лексические нормы письменной и устной деловой речи

1

1

Тема 12. Книжная, профессиональная, межстилевая лексика

1

1

2

Тема 13. Фразеология деловой речи

1

1

Тема 14. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи

1

1

Тема 15. Деловая диалогическая речь

2

2

Раздел IV. Деловая коммуникация (11ч)

Тема 16. Синтаксис письменной и устной деловой речи

2

2

Тема 17. Порядок слов в письменной и устной деловой речи

1

1

Тема 18. Согласование подлежащего со сказуемым

1

1

Тема 19. Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи

1

1

Тема 20. Структура простого и сложного предложения

2

2

Тема 21 . Чужое слово в авторском тексте. Способы цитирования

1

1

1

Тема 22. Культура создания письменного текста

1

1

1

Тема 23. Жанры деловой сферы речи

1

1

Итоговое занятие

2

Всего

11

16

7

34

Содержание занятий

Раздел I. Официально-деловой стиль. Жанры деловой речи

(первый модуль программы — «Я слушаю»; 8 ч)

Тема 1. Функциональные стили русского языка (1ч).

Представление о разновидностях языка. Употребление языка и анализ собственного речевого опыта. Просмотровое чтение текста. Постановка вопросов до и после прочтения текста на основе пометок, сделанных в процессе чтения или слушания текста.

Практическая работа: сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания и рассуждения или сочинение-репортаж в газету.

Самостоятельная работа: написание конспекта с применением правил его составления.

Тема 2. История официально-делового стиля (1 ч).

Из истории делового стиля. Оценка прочитанных текстов. Постановка вопросов.

Практическая работа: составление тезисного плана делового текста, работа с орфографическим словарем.

Самостоятельная работа: написание рецензии прослушанного текста.

Тема 3. Язык деловых бумаг (1ч).

Оценка ассоциативного потенциала слов и предложений. Особенности языка деловых бумаг. Аргументированность и убедительность речи.

Практическая работа: составление выписок из книг и газет.

Самостоятельная работа: написание заявлений, объяснительных записок с применением правил.

Тема 4. Жанры письменной деловой речи (1 ч).

Освоение часто встречающихся жанров деловой и учебной сферы деятельности. Сбор материала с наблюдением за жизненными явлениями.

Практическая работа: подбор материала из книг и газет на заданную

тему.

Самостоятельная работа: ведение дневниковых записей на заданную тему с выписками (комментариями и аргументами) из книг и газет.

Тема 5. Словарь делового человека (1 ч).

Составление текста публичного выступления на заданную тему. Лингвистический анализ публичных выступлений.

Практическая работа: выявление фрагментов деловой речи в текстах различной стилевой направленности.

Самостоятельная работа: создание собственных текстов с использованием основных типов речи.

Тема 6. Деловые письма (2 ч).

Этикет делового письма. Ведение деловой переписки, учет деловой корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Составление письма на заданную тему.

Практическая работа: составление делового письма на заданную тему, анализ содержания и стилевых особенностей деловых писем, письменное деловое интервью.

Самостоятельная работа: редактирование деловых писем; составление банка речевых оборотов аргументированности и доказательности.

Тема 7. Виды деловых писем (1 ч).

Форма передачи деловой информации. Письменный деловой этикет для различных ситуаций делового общения. Редкие случаи употребления речевых оборотов в деловом письме.

Практическая работа: использование средств письма для передачи мысли. Возможности возвращения к написанному. Формы письменных высказываний и их признаков.

Самостоятельная работа: составление делового письма деликатного содержания, его обсуждение и редактирование.

Раздел II. Устное и письменное деловое общение

(второй модуль программы — «Я говорю»; 6 ч)

Тема 8. Деловой этикет (2 ч).

Виды этикета. Речевой этикет. Деловая этика. Приветствие. Прощание. Просьба. Предложение. Распознавание текстов различных стилей на основе их сопоставления и анализа путем выявления типичных стилевых особенностей. Наблюдение за образцами и создание собственных текстов.

Практическая работа: сочинение-рассуждение делового характера.

Тема 9. Риторика — часть культуры делового общения (2 ч).

Эмоциональность речи. Метафора. Ирония. Парадокс. Систематизация материала по теме путем составления сложного плана. Построение композиции высказывания. Чтение художественных текстов в соответствии с интонационными нормами. Использование в общении эмоций, мимики, жестов.

Практическая работа: беседа; высказывание с ведущим типом речи для описания предмета (репортаж о памятнике архитектуры).

Самостоятельная работа: подбор информации на заданную тему.

Тема 10. Документация -разновидность письменной деловой речи (2 ч).

Заявление. Доверенность. Автобиография. Резюме. Акты и протоколы. Использование средств письма для передачи мысли. Ознакомительное чтение по заданной теме. Постановка вопросов, заметки на полях.

Практическая работа: составление официальных документов.

Самостоятельная работа: написание автобиографии, заявления и др.

Раздел III. Нормы делового общения

(третий модуль программы — «Я читаю»; 7 ч)

Тема 11. Лексические нормы письменной и устной деловой речи (1ч). Соблюдение лексических норм языка письменной и устной деловой речи. Правильное произношение предложений с обращением.

Самостоятельная работа: редактирование текста публицистического характера; написание сочинения-миниатюры на тему «О времени и о себе».

Практическая работа: чтение, слушание и обсуждение текстов деловой направленности.

Самостоятельная работа: использование синонимов для точной передачи мысли.

Тема 12. Книжная, профессиональная, межстилевая лексика (2 ч).

Использование профессиональных и непрофессиональных выражений. Работа в парах с выбором ролей: «читающий—пишущий», «профессионал— дилетант».

Практическая работа: составление стенограммы делового диалогического взаимодействия.

Самостоятельная работа: оформление стенограммы в форме официального отчета.

Тема 13. Фразеология деловой речи (1ч).

Фразеология в устном общении между людьми; уместное использование фразеологизмов в речи. Употребление фразеологизмов в письменной речи; восприятие озвученного текста.

Практическая работа: реферирование больших объемов информации.

Самостоятельная работа: выявление речевых ошибок в письменных текстах деловой направленности.

Тема 14. Грамматические особенности письменной и устной деловой речи (1 ч).

Формы кодифицированной письменной речи. Ознакомление с грамматическими особенностями письменной и устной деловой речи. Изучение форм кодифицированной письменной речи.

Практическая работа: подготовка дайджест-текстов.

Тема 15. Деловая диалогическая речь (2 ч).

Особенности текстов различной деловой сферы (научно-технические, экономические, юридические). Слушание текста, подготовка к выступлению с учетом регламента.

Практическая работа: создание текста по заданному образцу.

Раздел IV. Деловая коммуникация

(четвертый модуль программы — «Я пишу»; 11ч)

Тема 16. Синтаксис письменной и устной деловой речи (2 ч).

Синтаксическая организация письменной и устной деловой речи. Ведение дневниковых записей. Выписки из книг, газет, журналов. Синтаксис простых и сложных предложений.

Практическая работа: сжатое изложение текстов повествовательного характера с элементами описания и рассуждения; сочинение-репортаж в школьную газету на тему «Красота и здоровье».

Тема 17. Порядок слов в письменной и устной деловой речи (1 ч).

Выбор нужного слова из речи. Точная, правильная и выразительная передача мысли. Совершенствование способностей рассмотрения стилистических функций синтаксических средств языка.

Практическая работа: создание типовой ситуации для написания заявления, автобиографии.

Тема 18. Согласование подлежащего со сказуемым (1ч).

Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений разных конструкций.

Нахождение и исправление недочетов в содержании и построении предложений. Создание и анализ собственных предложений. Работа с дидактическим материалом.

Практическая работа: редактирование текста, исправление речевых недочетов и грамматических ошибок.

Самостоятельная работа: создание собственных текстов, обсуждение, анализ.

Тема 19. Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи (1ч).

Образование и употребление причастий и деепричастий в речи. Построение предложений с причастным и деепричастным оборотом. Выделение запятыми причастного и деепричастного оборота, стоящего после определяемого слова.

Практическая работа: написание статьи в школьную газету на тему «О прекрасном и безобразном в жизни и в кино».

Тема 20. Структура простого и сложного предложения (2 ч).

Стилистические особенности употребления разных видов простых предложений. Нахождение и исправление недочетов в содержании текстов. Строение простых и сложных предложений. Точность их словоупотребления. Изобразительность и эмоциональность речи составленных предложений.

Практическая работа: написание серьезного или юмористического письма другу на тему «Размышление о жизни».

Тема 21. Чужое слово в авторском тексте. Способы цитирования (1ч).

Передача смысловых оттенков речи с помощью синонимических синтаксических конструкций. Прямая и чужая речь. Способы оформления прямой речи. Сплошное цитирование. Использование знаков препинания при прямой речи и цитировании в письменном пересказе статьи или книги.

Практическая работа: анализ литературной статьи «О жизни замечательных людей»; написание статьи «О здоровье и красоте».

Тема 22. Культура создания письменного текста (1ч).

Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передача авторского отношения к нему.

Соблюдение стандартных форм деловой фразеологии. Членение текста на смысловые части.

Практическая работа: написание публицистического очерка на этическую тему «Стоит ли прощать предательство».

Тема 23. Жанры деловой сферы речи (2 ч).

Допустимость смешения речевых жанров в деловой речи. Варианты выполнения заданий делового типа (отчет: обзорный, аналитический, творческий; докладная записка: констатирующая, обосновывающая, упреждающая и т.п.).

Практическая работа: выступление перед аудиторией с отчетом или докладом.

Самостоятельная работа: написание заметки в школьную газету на тему: «О вредных привычках».

Итоговое занятие (2 ч).

Защита проектных работ, рефератов.

Список литературы

Власенков А.И. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11-е классы». М., 2000.

Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М., 1996.

Koxmee Н.Н. Риторика. М., 1994.

Кулюкина Л.Я. Русский язык в вопросах и ответах. М., 2002. Петрякова А.Г. Культура речи. М., 1996. Словарь иностранных слов. М., 1989.

Экзаменационные вопросы и ответы: Русский язык: 9—11-е выпускные

классы. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Стилистика. Основы культуры речи"

Данный элективный курс по предпрофильной подготовке. Поможет обучающимся определиться с выбором профиля. Направлен на развитие коммуникативной культуры обучающихся. Расширит их знания о стилях речи, т...

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Элективный курс «Стилистика русского языка» для 10 класса

    Основная цель курса заключается в совершенствовании практических, коммуникативных умений и навыков обучающихся в процессе расширения их лингвистического кругозора за счет ус...

Рабочая программа элективного курса "Стилистика русского языка"

Рабочая программа  элективного курса по стилистике русского языка....

Рабочая программа элективного курса "Стилистика.Анализ художественного текста"

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.  Он подготавливает учащихся к итоговой аттестации. Курс совмещает практическую и теоретическую часть. В результате изучения учашиеся научатся ...

Компьютерная презентация занятия "Жанровая стилистика текстов"

Материал будет полезен педагогическим работникам сферы дополнительного образования (область "Медиатворчество"...

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»  предназначены для 10 и 11 классов....