Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Окончания имен существительных", 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока на тему:" Окончания имен существительных". 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchaniya_imen_sushchestvitelnyh._5_klass.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему» Окончание имен существительных» 5 класс.

Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.

Задачи: 

1. Познакомить с окончанием  как значимой  частью слова, стоящей в конце слова; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова;  

2.Развивать речь, мышление, зрительное восприятие, воображение, память, умение анализировать.

3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)

- Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)

- Как называются слова с одинаковым корнем? (однокоренные)

1).Из каких частей состоит слово?

2).Что составляет основа слова?

3).Как называется часть слова, которая находится в конце слова?

Кроме корня, в слове может быть окончание.

Изменяемая часть слова называется окончанием.

Окончание служит для связи слов в предложении

4).Почему окончание получило такое название?

5).Как обозначается окончание?

Учитель: Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)

-Какая тема нашего урока? ( Окончание слова.)

Цель.

Словарная работа.

Загадка.  В самолете он летает, ездит в поезде, в трамвае ,чтобы быть им много лет надо не один билет.( пассажир)

Друг другу на прощание мы скажем    ( до свидания)     Мальчик вежливый и ласковый говорит встречаясь    (здравствуйте)

Будем учиться и наступят каникулы.

Ребята! Когда я шла в школу, неожиданно налетел ветерок и сорвал несколько  осенних листьев. Это не простые листочки, на них написаны слова. Это Лесовик просит вас угадать, с какого дерева они и правильно их записать.

Загадки к слову инструмент- топор, молоток, ножницы. игла.

1.В лесу кланяется, кланяется ,а придет домой- растянется.(топор).

2 Всех на свете обшивает, что сошьет -не надевает.(игла).

3.Самый бойкий я рабочий в мастерской. Колочу  я что есть мочи день-деньской. (молоток).

4. Два кольца, два конца ,посередине гвоздик.(ножницы).

 Зв. -букв. анализ слова инструмент.

Пассажир. до свидания, здравствуйте, каникулы, инструмент, граница,охрана.

Игра «В две колонны становись».

1 уч. собирает слова, родственные слову горелка.

2 уч. собирает слова, родственные слову горе.

На доске: карточки с родственными словами.

(горевать, горе, горелка, горемыка, горечь, гореть, горелый, горение, горсть, горстка, горсточка)

-Какие слова остались? Прочитаем. Можно ли сказать, что они родственные?

Повторение правила.

Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением.

Корень.

Гореть, горелый, горение.

Горевать, горемыка, горечь.

III. Сообщение темы и цели урока. 

Работа по учебнику .Изучение новых знаний и способов действий.

Цель: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

 Что такое окончание?

-Где мы можем узнать лексическое значение слова окончание?

-Прочитайте значение слова окончание в словаре Ожегова.

 Окончание- изменяющийся конец слова.

Давайте исследуем, на самом деле так, как написано в словаре.

 Прочитайте предложения: Роса- утра краса.

Без роса и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава роса. Утром лес роса умывается.

-Понятны ли были предложения?

-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

 Прочитаем: Роса- утра краса.

Без росы и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава росу. Утром лес росой умывается.

Выпишем слова: роса, росы, росу, росой.

Это однокоренные слова?

Это формы слова роса.

Выделите, ту часть, которая не изменялась. Как называется эта часть?

А теперь выделим изменяемую часть, рамочкой.

Изменяемая часть слова называется окончанием.

При изменении слова:

  1. лексическое значение остаётся прежним.
  2. образуются формы этого же слова.

А для чего надо было изменить окончание в слове роса?

-Для чего служит окончание?

-Как обозначаем окончание?

Подведём итог: Что такое окончание?

Сделаем вывод: окончание- это изменяемая часть слова

                             окончание служит для связи слов в предложении.

- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.                                                                

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

– Какую цель ставите перед собой?   Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове.

Задание: как найти окончания в словах. Вам помогут в этом следующие предложения:

Морковка - полезный овощ. Зайцы любят морковку. В огороде посадили много морковки.

 Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И работать начинаем.

 Коррекционное задание.

- Какое слово зашифровано?

 Самостоятельная работа.

Карточка.

Сделаем вывод: окончание- это изменяемая часть слова

                             окончание служит для связи слов в предложении.

- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.                                                                

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

– Какую цель ставите перед собой?   Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове.

Задание: как найти окончания в словах. Вам помогут в этом следующие предложения:

Морковка - полезный овощ. Зайцы любят морковку. В огороде посадили много морковки.

 Хочу наш урок закончить словами.

Учить правила и, если не лениться

Можно всему –всему научиться.

Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.

Узнать, что такое окончание и для чего оно нужно.

Итог урока

Рефлексия.

-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Сейчас на экране появятся предложения, которые вы должны закончить («Технология незаконченного предложения»)

- Мы узнали, что………………(Слова  состоят из частей – приставка, корень, суффикс, окончание)

- Мы научились………………. (Разбирать слова по составу, писать без ошибок)

- Мы поняли, что………………( Каждая часть слова важна)

– На какие  правила  учились писать  слова?
– Для чего нужно знать эти правила?

                   Осень.

  По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног…. осенняя  листва. Дуб  на полян…  стоит  зелёный.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....

Урок по теме "Множественное число имен существительных" в 5 классе

Целью данного урока является закрепление знаний учащихся о множественном числе имен существительных. К тому же учитель подробно останавливается на существительных, имеющих форму только множественного ...

Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"

Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания  учащихся о...

Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени существительного"

Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени  существительного"...