Элективный курс "Многоаспектный анализ текста"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Щелкунова Наталья Викторовна

Данный элективный курс рассчитан на 34 ч и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие уча­щихся 9-х классов, предполагает ис­пользование таких форм занятий, когда со­здается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмос­фера духовного общения.

Целью данного курса является формиро­вание коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявле­ния. В процессе многоаспектной работы с тек­стом решаются задачи, связанные с основны­ми видами речевой деятельности, совершен­ствуются орфографические и пунктуацион­ные навыки учащихся, что позволяет стар­шеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_mnogoaspektnyy_analiz_teksta.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС.

МНОГОАСПЕКТНЫЙ  АНАЛИЗ ТЕКСТА

Данный элективный курс рассчитан на 34 ч и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся 9-х классов, предполагает использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения.

Целью данного курса является формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех сферах ее проявления. В процессе многоаспектной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).

Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:

  • умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия (подбирать свои варианты, названия); определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства (лексические, грамматические и образные), производить лексический разбор текста (уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов); находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
  • умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
  • умение производить сопоставительный анализ текстов (разных стилей, разных авторов, поэтического и прозаического, текстов на близкие темы);
  • совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
  • создавать свой текст (в устной или письменной форме);

• писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.

Отслеживание результатов работы возможно в форме защиты проектов индивидуальных (комплексный анализ текста)        или групповых (анализ текста по различным направлениям, сводящимся в одно целое).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество

часов

Вид занятий

1

Текст - результат речевой деятельности

2

Лекция с элементами беседы. Подготовка к урокам-семинарам, урокам-практикумам

2

Слово в словаре и слово в тексте

2

Практикум

3

От текста к постижению авторского замысла

2

Уроки-исследования

4

Средства художественной

Выразительности и их роль в тексте

3

Уроки-семинары

5

Стилистические возможности языковых средств

2

Уроки-исследования

6

Понимание текста - процесс творческий

2

Творческая мастерская

7

Диалог с текстом

3

Уроки-семинары

8

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

1

Урок-декламация художественного слова

9

Комплексный анализ текста

7

Практикум

10

Рецензия

1

Семинар

11

Создание собственного текста в устной или письменной форме

2

Творческая мастерская

12

Редактирование. Взаиморецензирсвание текстов

2

Уроки-дискуссии

13

Работа над проектами

2

Творческая мастерская

14

Защита проектов

3

Зачет

Содержание курса

Изучение темы «Текст - результат речевой деятельности» (1) позволяет показать речевую, коммуникативную направленность курса. Повторение речеведческой теории.

Текст как интегративная единица. Связность текста, его целостность, актуальное чтение.

В процессе анализа текста обращение к словарям способствует развитию чувства языка, так как дает возможность увидеть слово в «динамике преобразования» его значений, почувствовать, как это преобразование происходит под влиянием контекста, как часто в художественном тексте одно значение, как бы накладываясь на другое, придает слову особую выразительность. И читатель, наделенный чувством языка, языковой интуицией, испытывает подлинное эстетическое наслаждение, ощущая жизнь слова, его смысловую гибкость, глубину, то, благодаря чему рождается образ. Эту жизнь слова школьник увидит, когда будет выполнять задания, направленные на сопоставление информации о слове, получаемой из словаря,

и наблюдений над словом в тексте. Именно на это направлена тема «Слово в словаре и слово в тексте» (2).

Уроки-исследования «От текста к постижению авторского замысла» (3) помогают определить тему и идею текста. Выделение основной мысли текста дает возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое. Ответ на проблемный вопрос «Как автор сумел раскрыть эту идею?» неизменно выведет на определение типа и стиля речи, а это, в свою очередь на композицию предложенного текста.

После того как мы установили, к какому стилю, жанру, типу речи относится текст можно приступать к анализу средств художественной выразительности (фонетических, лексических, синтаксических) и определению их роли (4). В тексте ученик ищет языковые средства образной конкретизации и эмоциональной выразительности, оценки.

Стилистические возможности языковых средств (5) должны опираться на ведущие стилевые черты, жанровые особенности или специфику построения. Только в этом случае можно говорить об осознанном понимании ста как процесса творческого (6). Учащиеся целенаправленно работают над текстом, знают, что должны найти и увидеть в нем. Только понятийно-направленный анализ дает возможность диалога с текстом (7).

Комплексный анализ текста (9) всегда начинается с выразительного прочтения текста (8) - это необходимое условие, ибо правильно звучащие слово (логическое ударение, пауза, темп, интонация и т.д.) есть залог должного понимания текста.

Собственно многоаспектный анализ текста включает в себя:

  • определение темы, основной смысл;
  • выделение микротемы;
  • средства связи между частями текста;
  • определение типа речи, стиля, жанра;
  • использование средств художественной выразительности (лексических, фонетических, синтаксических, стилистических);
  • лекеико-фразеологические особенности текста;
  • особенности построения текста (его композиция);
  • впечатление от данного текста.

В связи с новыми формами сдачи экзамена по русскому языку необходимо делать рецензию (20), или отзыв, на предложенный текст. Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время ее справедливо считают и жанром библиографии. Условно выделяют такие виды рецензии:

небольшая критическая или публицистическая статья;

эссе;

развернутая аннотация;

авторецензия.

Разбираются рецензии писателей, критиков, литературоведов, свои собственные (по выбору).

Как отмечают психологи, между мышлением и речью нет тождества. Будучи тесно взаимосвязаны, мышление и речь различаются своими механизмами: говорим мы при помощи слов, мыслим же более крупными единицами. Как писал Л.С. Выготский, «мысль не состоит из отдельных слов, как речь. Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому процесс перехода мысли и речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах».

Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования, или, как говорят психологи, перекодирования информации. При производстве речи (говорении, письме) происходит расчленение мысли на слова, этот процесс не так прост.

Созданию собственного текста как в устной, так и письменной форме (11) предшествует процесс оформления мысли в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, она формируется и формулируется, а лишь затем обретает словесные образы.

Важным этапом при создании собственного текста является редактирование текста (12). При вдумчивом прочтении или прослушивании это позволяет внести корректировки. Удалось ли достичь смыслового и стилевого единства, не распался ли текст на отдельные фрагменты? Нет ли неясностей, навязчивых повторов, случайных слов.

Завершая элективный курс, учащиеся должны создать и защитить проектную работу (13, 14) (создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение комплексного анализа текста, написание рецензии на предложенный текст).

Методические рекомендации

Урок 1-2. Текст - результат речевой деятельности,

1. Повторение основных ключевых понятий (текст, тема, основная мысль, микротема, абзац, ключевые слова, цепная и параллельная связь, смысловая композиционная целостность, связность, актуальное членение).

2. Материалы для лекции (РЯШ. - 2004. -№ 1. - С. 25- 30.)

3. Работа с текстом Ю.М. Нагибина «Москвич Пушкин». (Отработка основных ключевых понятий, подготовка к урокам-практикумам).

Урок 3-4. Слово в словаре и слово в тексте.

  1. Речетворческий тренинг (РЯШ. - 2004. -№ 6. - С. 9-10).
  1. Работа со словарями:
  • Тресиддер Дж. Словарь символов,
  • Славянская мифология: Энциклопедический словарь,
  • Словарь русского языка,
  • Фразеологический словарь русского языка.

3.        Работа по сопоставлению нескольких вариантов авторского текста (чернового и окончательного), провести наблюдения над тем, в каком направлении производилась правка текста, как это соотносится с авторским замыслом, с темой, основными мысля ми, жанром произведения. (Работа может быть выполнена, например, на материале стихотворений: «Вновь я посетил...», «На холмах Грузии...», «Элегия» А.С. Пушкина.)

4.        Сопоставление текстов, близких по теме, жанру, двух авторов с целью выявления особенностей индивидуального авторского стиля (тексты «Пророк» Пушкина, Лермонтова, Некрасова; «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина и «Памятник» Державина, Ломоносова; отрывок из шестой главы романа «Евгений Онегин» Пушкина я стихотворение Лермонтова «благодарность»).

Урок 5-6. От текста к постижению авторского замысла.

  1. Работа с текстом (упр. 63, учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  2. Интерпретация поэтического текста С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая...».

Урок 7-9. Средства художественной выразительности и их роль в тексте.

  1. Работа с памяткой на с. 57 (Учебник-практикум Л.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  2. Упр. 56 (отрывок Ф.А. Абрамова «Наедине с природой», там же).

3.        Интерпретация поэтического текста. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая» (по плану семинарского занятия).

  1. Работа с упр. 397, 398, 399 (Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Лексика).
  2. Словообразование. Морфология. Индивидуальные задания по упражнениям были заранее объявлены.
  3. Лингвопоэтический анализ стихотворения С.Я. Надсона «Певец» (РЯШ.- 2002. -№ 26. - С. 51) (по плану семинарского занятия).

Урок 10-11. Стилистические возможности языковых средств.

  1. Работа с ключевыми понятиями (поэтический синтаксис, риторические вопросы, обращения, восклицания, повторы, антитеза, анафора, перифраза и др.).
  2. Упр. 50 (учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  3. Работа с произведениями А.С. Пушкина (найти слова, имеющие стилистическую окраску: высок., книжн., разг., прост, и др.). Объяснение их значения к роли в тексте.
  4. Элементы разговорного стиля в произведениях (например, А.С. Пушкина «Бесы», «Дорожные жалобы», «Любопытный», «Румяный критик мой» и др.).
  5. Стиль языка Достоевского (РЯШ. - 1996. -№ 4. - С. 66).

Урок 12-13. Понимание текста - процесс творческий. Создание проблемной ситуации.

  1. Как вы понимаете слова А.А. Потебни: «Понимание есть повторение процесса творческого в измененном порядке»?
  2. Работа в творческих группах (упр. 43, 45, 48 - учебник-практикум А.Д. Дейкиной. Т.М. Пахновой).
  3. Работа по карточкам (РЯШ. - 1996. -№ 4. - С. 37- 42).

Урок 14-16. Диалоги с текстом (планы се* минарских занятий известны заранее).

Урок 14. Диалог с текстом И.А. Гончарова «Обломов» (РЯШ. - 1997. - № 3. - С. 59).

Урок 15. Диалог с текстом Ф.И. Тютчева «Я встретил вас...» (комплексный анализ художественного текста. Белгород, 2002, составитель - О.А. Павлова).

Урок 16.. Диалог с текстом Д.С. Мамина-Сибиряка («Приваловские миллионы»).

Урок 17. Чтение заранее подготовленных текстов учителем и учащимися (прозаических и поэтических, разных по жанру, стилю).

Урок 18-24. Комплексный анализ текста.

Урок 18. А.А. Фет. «Теперь» (РЯШ.- 2002.-№6.-С. 60-66).

Урок 19. А.А. Вознесенский. «Живите не в пространстве, а во времени..» (РЯШ. - 1999. -№ 5. - С. 35-39).

Урок 20. М.Ю. Лермонтов. «Прощай, немытая Россия» (РЯШ. - 2001.- №1.- С. 43-46).

Урок 21- Лирические миниатюры В.П. Астафьева («Затеей») (РЯШ. - 2004. - № 2. -С. 60-63).

Урок 22. Текст ДА. Гранина (ЕГЭ. Русский язык 2033/04. - С 196).

Урок 23. Текст В-А. Солоухина (там же. -С. 203-234;.

Урок 24. Текст КГ. Паустовского ( там же, С. 188-155;;-

Урок 25. Рецензия.

  1. Повторение плана рецензии.
  2. Работа с готовой рецензией по вопросам семинара:

а) к какому виду относится предложенная рецензии::

6) какую оценку дает автор рецензии тексту;

в)        как обосновывает свою оценку;

г)        какие приемы анализа текста использует рецензент;

д)        как рассказывает о своих впечатлениях;

е)        ваше мнение о рецензии.

Урок 26-27. Создание собственного текста в устной или письменной форме.

  1. Работа по с. 81-90 (учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой).
  2. Работа в группах по созданию собственного текста.

Урок 28-29. Редактирование. Взаиморедактирование текста. 1. Работа с таблицей.

Собственный текст

Вопросы и замечания

Откорректированный текст

2. По такой же схеме может проходить и взаиморедактирование.

Урок 30-31. Работа под проектами.

Учащиеся по желанию выбирают работу:

  1. Создание собственного текста по оговоренным условиям (тема, тип, стиль, жанр, композиция, наличие языковых средств);
  2. Выполнение многоаспектного анализа текста (текст предлагается готовый);
  3. Написание рецензии на предложенный текст.

Работы могут быть индивидуальными или групповыми.

Урок 32-34. Защита проектов.

Проекты оформляются по усмотрению учащихся: письменно, устно, с привлечением наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...