Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Надежда Владимировна Малышева

Урок- игра по  русскому языку. Путешествие в мир синтаксиса.

На уроке учащиеся, "путешествуя" от задания к заданию, закрепляют знания о словосочетании и предложении.

Используется   дифференцированное обучение, работа по группам, элементы проблемного обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – путешествие

по русскому языку  в 5 классе  

по теме

«Синтаксис и пунктуация».

Урок общеметодической направленности.

Цели.

Обучающая  научиться применять навыки информационного поиска; формировать навыки работы с теоретическим материалом; уметь различать разделы синтаксиса и пунктуации.

Развивающая  развивать навыки работы в группе, развивать речь, мышление, память учащихся.

Воспитательная  воспитание интереса к изучаемой теме, к родному языку.

Технологии:

1. дифференцированное обучение;

2. групповые;

3. элементы игры;

4. элементы проблемного обучения.

Подготовила и провела    Малышева Н.В.


1. Организационный момент.

2. Объявление целей урока – путешествия.

3. Раздаю «маршрутные листы» с пропущенными станциями.

4. Отгадай название ПЕРВОЙ станции.

I станция. Словосочетание.

 - Слова, связанные по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

В маршрутном листе даны схематические обозначения:     Х

ЗАДАНИЕ:

 - Напишите, что обозначает каждый символ.

Х – главное слово, стрелка – вопрос от главного слова к зависимому.

Выпишите только с/с, укажите главное слово. (Работа с карточками) - дифференцированный подход.

1 группа – с пропусками орфограмм.

Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.

2 группа – без пропуска орфограмм.

Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.

Контроль знаний – 1).проверка правописания.

2). Выяснение, почему  не являются с/с некоторые пары слов.

Мини вывод. Словосочетание – это…

II станция. Предложение.

 - Что вы можете сказать о паре слов   наступила осень,  листья пожелтели?

 - Перед нами предложения. Докажите. (мысль закончена, есть главные члены).

Мини вывод.   Предложение – это с/с, связанные между собой по смыслу и грамматически.(Предложение является главным средством выражения мысли. Предложение имеет грамматическую основу и интонацию завершённости.


Немного истории.

В языкознании существует не менее трехсот определений предложения, что само по себе уже говорит о сложности и противоречивости этого понятия. Предложение – минимальная коммуникативная единица языка.  (для общения).

Составление детьми вопросов по разделу ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(дифференцированный подход)

1 группа – составляет вопросы.

Примерные вопросы:

 - На какие 2 группы делятся предложения.

 - Какими бывают предложения по цели высказывания?

 - Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

Какими бывают предложения по наличию главных членов? (двусоставными и односоставными – опережающее обучение)

2 группа – заканчивает фразу.

1). Предложения можно разделить на две группы:

2). Предложения по цели высказывания бывают:

3). Предложения по наличию второстепенных членов бывают:

Контроль знаний – 1).проверка вопросов и ответов по группам.

Физкультминутка.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Потянитесь! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Я довольна! Все здоровы

И к заданиям готов!

Письмо по памяти. Работа с доской.

Осень. Осыпает(.?.)ся весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуют(.?.)ся, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

(Алексей Толстой).

Р.Р. Работа над словом.

 - Какую картину рисует поэт? (Осень).

 - Какое слово мы не используем в нашей речи? (пожелтелые – разговорный стиль). Чем можно его заменить? (пожелтевшие).

 - Найдите зависимые слова у существительного САД (бедный, наш).

 - Как называется приём в литературе, когда используется красочное определение? (эпитет) Оживление неживого? (олицетворение)

Запись стихотворения.

 - Посмотрите на первую и вторую строки. Сколько здесь предложений? (2)

 - Какое из них сложное? Назовите грамматическую основу.

 - Какое нераспространённое?

 - Если в предложении один главный член, то предложение ОДНОСОСТАВНОЕ.

Переход к следующей станции.

 - Чем простое предложение отличается от сложного? (В СП есть знак препинания, разделяющий части предложения)

“Знаки препинания – нотные знаки, они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”, - говорил К.Паустовский.

III станция. Пунктуация.

 - Что изучает пунктуация? (знаки препинания).

 - Впишите третью станцию, изобразите, какие знаки препинания вы знаете.

 - Как отмечается пунктуационная ошибка на полях? (галочкой - V)

Работа с текстом.  (карточки).  Исправить пунктуационные ошибки.

1 группа – текст без точек и запятых.

Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.

1 группа – текст без точек и запятых, но начало каждого предложения дано с заглавной буквы..

Шумным и оживлённым был лес летом. Теперь он стоит в таинственной тиши. Но даже в этой тишине есть своя привлекательность. Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.

Контроль знаний – 1).проверка получившихся текстов. Объяснение расстановки знаков препинания.

Выводы. Подведение итогов.

 - Сегодня наше путешествие подходит к концу.

 - На каких станциях раздела «Синтаксис и пунктуация мы побывали?

 - Было ли вам интересно?

 - Какие знания вы получили сегодня?

 - Что изучает синтаксис?

 - Что изучает пунктуация?

 - Какие слова не могут составлять словосочетание?

 - Что больше всего запомнилось на уроке?


Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.

Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.

Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.

Чудес(.?.)ная к(а;о)ртина, радуеш(ь;ь)ся т(е;и)плу, разноцветный к(а;о)вёр, наступила осень, яс(.?.)ная погода, листья пож(е;и)лтели, ни(з;с)кие обл(а;о)ко, шумит в листве.

Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.

Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.

Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.

Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.

Чудесная картина, радуешься теплу, разноцветный ковёр, наступила осень, ясная погода, листья пожелтели, низкие облако, шумит в листве.

1). Предложения можно разделить на две группы:_______________________________

______________________________________

2). Предложения по цели высказывания бывают:_______________________________

______________________________________

3). Предложения по наличию второстепенных членов бывают:___________

______________________________________

Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.

Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.

Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.

Шумным и оживлённым был лес летом теперь он стоит в таинственной тиши но даже в этой тишине есть своя привлекательность зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны.

Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны

Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны

Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны

Шумным и оживлённым был лес летом Теперь он стоит в таинственной тиши Но даже в этой тишине есть своя привлекательность Зеленеют ели сверкают золотом берёзы и осины пылают багрянцем клёны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"

Данный урок тематический. Он посвящен актуальной теме - "Олимпиада".  На уроке повторяются основные синтаксические  понятия. Он призван вызвать интерес учащихся к спорту, воспитывает потребн...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Синтаксис. Пунктуация»

В игре на уроке у учащихся развивается целый ряд познавательных процессов, а изучаемый материал усваивается и запоминается лучше, чем на обычных уроках. Активизируется память, логика, мышление. ...

Урок русского языка в 5 классе по теме :Синтаксис и пунктуация.

Данный материал будет полезен дляпроведения урока русского языка в 5 классе под редакцией Ладыженской....

Конспект по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация" (урок- игра)

Разработка нетрадиционного урока  по русскому языку в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация". Урок- игра "Умники и умницы"...

Текстовый материал к урокам русского языка в 5 классе по теме: "Синтаксис и пунктуация"

Дидактический материал содержит тексты с заданиями по теме "Синтаксис: словосочетание и простое предложение" для 5 класса. Особенность пособий в том, что тексты посвящены истории родного края....