Подготовка к ГИА - процесс специфический
консультация по русскому языку (9, 11 класс) на тему

Снегирева Марина Николаевна

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ГИА. Для успешной сдачи экзаменов по русскому языку и литературе мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Снегирева М.Н. МАОУ "Гимназия №30" города Кургана

Подготовка к ГИА по русскому языку  и литературе – процесс специфический

Кто же он, современный учитель русского языка? Оптимист или пессимист? Конечно, только оптимист. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ГИА.

Подготовка к ГИА – процесс специфический. Для успешной сдачи ГИА по русскому языку мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а все виды компетенций:

1) лингвистической;

2) языковой;

3) коммуникативной.

Анализ репетиционных, диагностических  работ ОГЭ в 9 классах выявил ряд проблем:

проблему адекватности восприятия текста для изложения на слух; проблему грамотного использования приемов сжатия  текста. (Замена – обобщение, исключение, слияние)

неумение ученика дать теоретическое обоснование цитаты-высказывания в задании 15.1.

проблему слабого  освоения учениками лексического богатства русского языка;

проблему определения способов подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении.

проблему определения грамматической основы предложения.

Система работы учителя по подготовке к ГИА

«Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное».

I. Изучить материалы ФИПИ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

II. Своевременно обратить внимание на изменения, внесённые в структуру экзаменационной работы в текущем году

III. Постоянно держите на контроле критерии проверки и оценивания ответов

IV. Научите заполнять бланки ответов!

Продумайте  систему повторения изученного материала  и совершенствуйте формы промежуточного контроля по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.

усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка и литературы.

Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации.

С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций практикую «Комплексный анализ текста». У учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, внимание к авторскому слову, навыки всех видов разбора.

с 5 кл - навыки тестирования

с 7 кл - приемы сжатия текста, объяснять материал первоначально на простых текстах;

с 8 кл. - аудиотексты, исходные тексты усложняются,

лингвистические, морально-этические сочинения-миниаюры (на основе текстов из учебника русского языка).

В 9 классе традиционных уроков недостаточно. Необходим элективный курс (тема и название его может быть самым разнообразным: "Экология языка", "Культура современной речи", "Теория и практика сочинения", "Жанр современного рассказа".  На любом из них уместна систематическая практика - написание сочинения с последующей корректировкой после проверки учителем. На курсе необходимо изучить "Нормы речи", вводить занятия анализа типичных ошибок (логических, грамматических,  речевых  недочетов), на которых реально   показать пути их устранения.

1. Для повышения эффективности работы предлагается:

 при объяснении теоретических тем, вынесенных в экзаменационную работу, использовать формулировки экзаменационных заданий.

 для «слабых» учащихся предлагать алгоритмы к выполнению заданий; речевые клише, на начальном этапе - шаблоны написания сочинения.

 

2. Проводить индивидуальные консультации и факультативные занятия.

Работа с текстом на этапе знакомства со смысловой стороной текста (при прочтении или прослушивании)

  1. Необходимо добиться знания учащимися особенностей строения описания, повествования, рассуждения.
  2. Систематически следует работать над строением абзаца, добиваясь понимания того, что первые фразы абзаца особенно важны, т.к. именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым «привязываются» все другие мысли.
  3. Следует целенаправленно учить школьников искать основные мысли текста в начале текста или в его конце (как тезис или вывод), а также вычленять экспрессивную и оценочную лексику и на ее основании формулировать основную мысль высказывания.

Здесь помогут знания о выразительности русской речи.

 Этап редактирования текста

Вторичный текст при сжатии должен соответствовать всем признакам текста:

  • Содержательно – тематическое единство
  • Подчиненность всех предложений главной мысли
  • Связность
  • Логичность и последовательность
  • Завершенность
  • Стилевая целостность

Основные недостатки ученических работ

  • Нарушение границ предложений
  • Слабая связность предложений между собой
  • Употребление слова в несвойственном ему значении
  • Неоправданный повтор слова, дублирование информации или даже ее разжевывание (текст не сжимается, а увеличивается)
  • Неверное выделение микротем (абзацев)
  • Смешение прямой речи и косвенной
  • Смысловые лакуны

Каждый учащийся получает памятки «Как писать сжатое изложение», "Как написать сочинение 15.1" и т.д. 

И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ- технологий: тренажеры, онлайн-тесты, ОРФО-9.

11 класс. Подготовка к ЕГЭ по литературе

В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (история и теория литературы), а также выявить уровень владения основными умениями применительно к анализу художественного текста в его жанрово-родовой специфике.

Что  требует ответ из 8 предложений?

Конкретика (прямой ответ на поставленный вопрос, цитацию как аргумент) и краткость ответа.

Первый совет: научите школьников внимательно вчитываться в формулировку вопроса.

Совет второй: учите и учитесь отвечать на него сжато, чётко, не отклоняясь от темы. Возможно, следует показать школьникам сходство этого вопроса со сжатым изложением, какое они писали в среднем звене. Вот где справедливо утверждение, что «краткость – сестра таланта». К экзамену готовить надо исподволь, заранее, когда можно на один и тот же вопрос ответить сжато и полно, можно в обратном порядке: сначала полно, а потом сжато. На сегодня, как показывает практика, готовы к этому далеко не все школьники.

Может быть, сказывается наше требование отвечать полнее. Полнота полноте рознь. Не за счёт «воды» она должна достигаться, а за счёт аргументации, цитирования

Совет третий: обязательно обдумайте ответ на вопрос, составьте  план и по нему излагайте материал: тезис(ответ на вопрос) - два аргумента из данного отрывка или стихотворения - вывод.

Совет четвёртый: в обучении важно не только учитывать ошибки и просчёты, не менее необходимы образцы ответов (правильных, хороших, соответствующих предъявляемым к ответу требованиям).

        Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися как вновь изученного, так и ранее пройденного материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету. В соответствии с этим школьникам предлагаются проверочные работы и формы контроля, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного  материала и характеру оценки результатов.

Типология проверочных работ, используемых в системе подготовки к экзамену

  Все проверочные работы можно разделить на три типа:

-   вопросы на знание текстов, входящих в круг обязательного чтения;

-  работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и

    знаний о литературе;

-  работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых

   в процессе изучения литературы.

   Имея различную направленность, эти работы тесно связаны между собой. Только успешное выполнение работ каждого из названных типов может свидетельствовать о соответствии знаний, умений и навыков старшеклассников программно – методическим документам.

«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура подготовки спортсмена в процессе тренировки.

Структура подготовки спортсмена в процессе тренировки....

Консультация для учителя "Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма"

Учителю о видах дисграфии. Влияние разных видов дисграфии на усвоение учащимися правил русского языка....

Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка....

«Психологическая подготовка участников образовательного процесса к ЕГЭ»

laquo;Психологическая подготовка участников образовательного процесса к ГИА и ЕГЭ». Цель: повышение компетенции педагогических работников по вопросам подготовки обучающихся к сдачи Е...

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ - АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВИФК ПО ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ИНСТРУКТОР ГОРНОЙ ПОДГОТОВКИ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИНСТИТУТА

В данной статье проводиться анализ качества подготовки курсантов ВИФК по освоению квалификации «инструктор горной подготовки», поднимаются проблемные вопросы организации обучения и предлаг...

«Психологическая подготовка участников образовательного процесса к ГИА и ЕГЭ».

laquo;Психологическая подготовка участников образовательного процесса к ГИА и ЕГЭ». Цель: повышение компетенции педагогических работников по вопросам подготовки обучающихся к сдачи ЕГ...