Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов.
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Составлена на основе Примерной программы и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, 10-11 классы, базовый уровень,  авторы программы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова,  Москва, «Просвещение», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_10-11.doc496.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

                        «Скалистская средняя общеобразовательная школа имени Игоря Есина»

                                                  (МБОУ «Скалистская СОШ»)

Утверждаю                  Согласовано               Рассмотрено на заседании

Директор школы:           зам.дир.по УВР:         методического объединения   ________________          _______________        протокол № _________

«____»  ________2018 г.    « ____» _____2018 г.     « ____»  _______2018 г

Рабочая учебная программа по русскому языку  среднего общего образования  для 10-11 классов.

Срок реализации программы:  2 года  

Составлена на основе Примерной программы и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, 10-11 классы, базовый уровень,  авторы программы

А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова,  Москва, «Просвещение», 2011 г.

                                                         

                                           

                                             Учитель русского языка и

                                                 литературы Кенжебаева Л.И.

                                                     

2018 г.

Пояснительная записка

         Данная  рабочая  учебная программа по русскому языку  создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для  10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова) и осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих нормативных  документов:

1)Федерального закона от 29.12. 1012 г.№27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации( с изм. внесёнными Федеральными  законами.от 04. 06.2014 г. №145-ФЗ,

от 06.04 2015 г .№68-ФЗ)

2.) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4)Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по русскому языку.

5)Приказа  Министерства  образования и науки  Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников,  рекомендуемых  к использованию при реализации  и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г.№576,от 28.12.2015г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38);                                                                                                                 6) Авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы программы А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова, Москва, «Просвещение», 2011 г.                                                                                                                     7) Приказа  Министерства образования и науки Челябинской области от 1.07.2004 г. № 02-678 « Об утверждении областного базисного учебного плана ОУ Челябинской области»            8)  Приказа  Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01-1839 « О внесении изменений в областной базисный учебный план  для общеобразо-вательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего образования»                                                                                                             9) Методического письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».             10) Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016г.№ 03-02/2468/ « О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».                                                                                                                                                  11) Приложения к методическому письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28.06.2018г. №03-1213/6651/ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Русский язык» и Литература» в 2018-2019 учебном году»                                                                            12) Приложения к методическому письму Министерства образования и науки Челябинской области от 06.06.2017г. №03-1213/5227/ «О преподавании учебного предмета «Русский язык» и Литература» в 2017-2018 учебном году»                                                                            13) Приложения к методическому письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г. №03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013-2014 учебном году»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         14) Методического письма «О проверке и оценивании письменных работ учащихся» Министерство образования и науки Челябинской области,  2006 г.                                          15) Учебного плана МКОУ «Скалистская СОШ» на 2018-2019 учебный год.                           16)  Положения «О разработке рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  МКОУ «Скалистская СОШ» Утверждено 30 августа 2012года.

            Общая характеристика учебного предмета

           Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

        Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

          Курс русского языка  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения русскому языку: 

Изучение русского языка на ступени среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической         (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке
  •  ( его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
  • Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Обоснование выбора образовательной программы.

           Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование

    технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами  

     целей основного образования;

    реализация основных положений концепции лингвистического  

   образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных

разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
  • Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

        Принцип построения -концентрический

Специфика предмета: Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

 Межпредметные связи на уроках русского языка.            

Реализация межпредметных связей в системе помогает сформировать у школьников потребность не ограничивать себя в рамках одного предмета при объяснении тех или иных закономерностей или явлений. Когда учащиеся привыкают к тому, что практически в любой теме им приходится обращаться к знаниям из других наук, то это начинает восприниматься с интересом и привычно. Тогда ребята сами начинают привлекать свои знания для решения какой-то задачи, для ответов на вопросы, объяснения того или иного явления.  Следовательно, межпредметные связи представляют собой необходимое условие

организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием её активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

       Межпредметные связи на уроках русского языка устанавливаются прежде всего с

историей, изобразительным искусством, музыкой. На уроках русского языка учащиеся пишут сочинения по картинам, не только рассматривают картины, стараютя красочно их описать, но и узнают о жизни и творчестве художников. Ребята и сами могут выступить в роли художников, рисуя иллюстрации к заданиям. На уроках развития речи я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными произведениями. Этим не ограничивается межпредметная связь. Когда изучаем новые слова и встречаем термины,

ребята объясняют лексическое значение слова, используя свои знания  различных наук: биологии, географии, математики, химии, физики и т.д. Тексты для изучения и повторения той или иной темы, стараюсь подбирать такие, чтобы расширялся кругозор учеников. Таким образом, на уроках русского языка можно в полной мере осуществлять межпредметные связи.

Технологии  методики:

уровневая дифференциация;   информационно-коммуникационные технологии;  здоровьесберегающие технологии; коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава), методы проблемного и развивающего обучения как основа активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка: создание проблемной ситуации,  частично- поисковый, исследовательский методы, лингвистические игры.

 Классификация методов по дидактической цели (методы обучения и методы контроля), по источнику получения знаний ( слово учителя, беседа, наблюдение,

языковой анализ ( разбор), работа по учебнику ( учебному пособию), упражнения,

по пути познания (индукция и дедукция, сопоставление и противопоставление,

анализ и синтез), по характеру работы (методы устной и письменной работы).

Формы и методы работы на уроке русского языка.

Виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы ( работы по карточкам).

Формы опроса: индивидуальный, фронтальный, уплотнённый.

Виды заданий на уроках русского языка: работа с карточками, построение схем и таблиц,

списывание, виды упражнений и письменных работ по русскому языку.

Домашние задания, их виды, способы дифференциации, индивидуализации, разнообразие содержания, правильная дозировка. Разнообразие форм проверки домашних

заданий. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся на уроках русского языка.

Формы работы на уроке: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся, мотивировка оценок на уроке и их

стимулирующая роль.

Программа  по русскому языку в 10 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов, на НРЭО отводится  10 часов. Направление «Коммуникативное».  Стилистика.

Название

раздела

№ урока

№ НРК

Тема урока

Содержание

НРК

Повторение

2

1

Орфография

Лексическая стилистика

Орфография

5

2

Правописание

чередующихся

гласных

Слово-основа

для понимания текста

Орфография

6

3

Правописание гласных в

приставках

Речевая

недостаточность

Язык и общество

20

4

Язык и общество

Лексическая

синонимия

Язык и культура

22

5

Язык и

культура

Лексическая

антонимия

Язык и общество

27

6

Функции

русского языка в

современном

мире

Полисемия

Язык и речь

29

7

Активные

процессы в

современном

русском языке

Омонимия и

смежные с ней явления

Язык и речь

54

8

Язык и речь

Паронимия

Текст и его

строение

56

9

Текст и его

строение

Стилистичекая

окраска слов

Стили речи

59

10

Функциональ-ные стили речи

Канцеляризмы

и речевые

штампы

Программа  по русскому языку в 11 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов, на НРЭО отводится  9 часов. Направление «Коммуникативное».  Стилистика.

Название

раздела

№ урока

№ НРЭО

Тема урока

Содержание

НРЭО

Публицисти-ческий стиль

25

1

Публицисти-ческий

стиль

Газетно-

публицисти-

ческий стиль

Публицисти-

ческий стиль

27

2

Особенности

публицисти-

ческого стиля.

Пресса и

орфография

Публицисти-

ческий стиль

29

3

Очерк

Синтаксические нормы

Публицисти-

ческий стиль

31

4

Эссе.

Особенности

эссе.

Использование

«крылатых» слов

Публицисти-ческий

33

5

Дискуссия

Логические и

психологи-ческие приёмы

полемики

Художествен-

ный стиль

37

6

Общая

характеристи-

ка художест-

венного стиля

 Особенности

художествен-ного стиля

Художествен-

ный стиль

39

7

Виды тропов

Виды тропов

Художествен-

ный стиль

41

8

Виды стилистичес-ких фигур

Виды стилисти-

ческих фигур

Нормы языка

45

9

Фонетические

нормы

Фонетические

нормы

 Содержание учебного материала.

10 КЛАСС (68 ч)                                                                                                                          Фонетика, орфоэпия, орфография (20 ч)                                                                        Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.  Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.Фонетический разбор.                                                                                                                                              Общие сведения о языке (7 ч.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.  Функции русского языка как учебного предмета.  Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.                                                                         Лексика и фразеология (9 ч)                                                                                                   Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.  Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.  Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.  Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.  Лексические и фразеологические словари.  Лексико-фразеологический разбор.       Морфемика (состав слова) и словообразовательный разбор.                             Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор.                                                                                                                                                                                                                     Морфология и орфография (5 ч                                                                                          Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.                         Речь, функциональные стили речи (8 ч)                                                                                          Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.  Функциональные стили речи, их общая характеристика.                                                                                                                   Научный стиль речи (7 ч)                                                                                                           Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи  Использование учащимися средств научного стиля.

11 класс (68 ч)                                                                                                                                 Синтаксис и пунктуация (22 ч)                                                                                         Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.  Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.  Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.  Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.         Публицистический стиль речи (12ч)                                                                                   Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.  Очерк, эссе.     Устное выступление. Дискуссия.  Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.                    Художественный стиль речи (10 ч)                                                                                             Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.  Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.  Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.                            Общие сведения о языке (4 ч.)                                                                                                                  Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.  Выдающиеся ученые-русисты.                                                                               Повторение (20 ч)

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе.


Тема урока

Содержание образования

Кол-во

часов

дата

Требования к уровню

подготовки уч-ся.

Региональн.

компонент

Методы и виды контроля

Тип урока

1

Русский язык в современном мире.

1

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Фронталь-

ный опрос

Обобщительно-

повторительный

2

Орфография. Безударная гласная в

корне слова

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Работа в

группах

Комбинирован-

ный

3

4

Правописание

чередующихся гласных в корне.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Работа по

вариантам

Комбинирован-

ный

5

6

7

8

Правописание гласных в приставках.

Контрольная работа

«Орфография»

3

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Работа по

карточкам

Урок-практикум

9

10

Правописание приставок пре-при.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Фронталь-

ный опрос

Урок-

практикум

11

12

Правописание о-е

после шипящих.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Работа по

вариантам

Диктант.

Урок-практикум

Урок проверки

знаний, умений,

навыков.

13

14

Правописание

приставок на з-с.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Работа по

карточкам

индивидуаль-

ные задания

Урок-

практикум

Урок-

практикум

15

16

Правописание и-ы

после ц.

2

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Самостоятель-

ная работа

Урок-

практикум

17

18

Непроизносимые

согласные.

Контрольная

работа «Орфография»

1

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тренинг,практикум

Фронтальный

опрос

Комбинированный

урок

19

20

Язык и общество.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Работа в

группах

Урок-

практикум

21

22

Язык и культура.

Анализ текста

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Лексическая

антонимия

Задания по

карточкам

Урок-

практикум

23

24

25

26

Язык и история

народа.

Сочинение

по материалам ЕГЭ.

Обобщение, повторение.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Работа по

вариантам

Комбинирован-

ный урок

27

Контрольный диктант.

1

Творческие

задания

Урок проверки

знаний, умений.

28

29

Функции русского

языка в современном

мире.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Полисемия

Создание

эссе.

Урок развития

речи

30

31

Активные процессы

в современном

русском языке.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Омонимия и смежные с ней явления

Фронтальный

опрос

Урок развития

речи

32

33

Фонетический

разбор.

2

Уметь делать фонетический разбор слов.

Работа по

вариантам

Урок-практикум

34

35

Основные нормы

современного литера

турного произношения и

ударения.

Сочинение-рассуждение по

тексту К.Г.Паустовского

1

Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Задания по

карточкам

Урок-практикум

36

37

Специальная лексика.

Профессионализмы.

1

2

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа в

группах

Задания по

карточкам

Фронтальный

опрос

Урок-практикум

Урок-практикум

38

39

40

41

Лексические и

фразеологические

словари.

Сочинение-рассуждение по

тексту В.Пескова

Повторение, обобщение.

2

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Фронтальный

опрос

Урок-практикум

42

Контрольный

диктант.

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Диктант.

Урок проверки

знаний.

43

44

Понятие морфемы.

2

Знать понятие морфемы слова. Уметь делать морфемный разбор.

Работа в группах.

Урок-практикум

45

46

Способы словообра-

зования.

2

Знать способы словообразования.

Фронтальный

опрос

Урок-

практикум

47

48

49

Морфология.

Сочинение-рассуждение по

материалам ЕГЭ

Морфология

1

1

1

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа по

группам

Урок-

практикум

50

51

Морфологический

разбор.

2

Уметь делать морфологический разбор разных частей речи.

Работа по

вариантам

Урок-

практикум

52

53

Язык и речь.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Паронимия

Задания по

карточкам

Урок-практикум

54

55

56

57

58

Текст, его строение.

Изложение по тексту.

3

2

Знать: при Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа знаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Тренинг,практикум

Фронтальный

опрос

Урок-

практикум

59

60

Функциональные

стили речи.

2

Знать; признаки научно- популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно- популярного, публицистического стилей

Канцеляризмы

и речевые

штампы.

Задания по

карточкам

Комбинированный

61

62

63

Научный стиль.

3

Знать; признаки научно- популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно- популярного, публицистического стилей

Индивидуаль-

ные задания

Комбинированный

64

65

66

Особенности

научного стиля.

3

Знать; признаки научно- популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно- популярного, публицистического стилей

Задания по

вариантам.

Урок-практикум.

67

68

Контрольная работа.  

Повторение, обобщение по

теме « Морфология»

1

3

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Контрольная

работа.

Контрольная

работа

                                         

                                                      Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе.

Тема урока

Содержание

образования.

Кол- во

часов

Дата

Требования к уровню подготовки уч-ся

Региональный компонент

Методы и

виды

контроля

Тип урока

1

2

Русский язык в современном мире.

2

Учащиеся должны знать общие сведения о русском языке.

Фронтальный опрос

Обобщительно- повторительный

3

4

Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Работа в группах

Комбинированный

5

6

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Работа по вариантам

Комбинированный

7

8

Полные и неполные

предложения.

Контрольная работа

 «Синтаксис»

1

1

Употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений

Работа по карточкам

Урок-практикум

9

10

Двусоставные и

односоставные

предложения.

2

Фронтальный опрос

Урок- практикум

11

12

Способы выражения подлежащего.

2

Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения.

Работа по вариантам

Урок-практикум

13

14

Типы сказуемого. Простое глагольное сказуемое.

2

Дифференцированные задания

Обобщительно- повторительный

15

16

17

Составное глагольное сказуемое

Контрольная работа

«Главные члены

предложения»

2

1

высказывание на

лингвистическую

тему.

Работа по карточкам

Урок- практикум

18

Составное именное

сказуемое

2

Анализировать

особенности

Индивидуаль

ные задания

Урок-практикум

9

Двусоставные и односоставные предложения.

1

Знать: признаки односоставных и двусоставных предложений, виды односоставных предложений.

Фронтальный опрос

Урок-практикум

10

Двусоставные и односоставные предложения.

1

Уметь: отличать односоставные предложения от двусоставных, находить грамматическую основу

предложений.

Фронтальный опрос

Урок-практикум

11

Способы выражения

подлежащего.

1

Знать: признаки подлежащего, способы выражения подлежащего.

Работа по вариантам

Урок-практикум

12

Способы выражения подлежащего.

1

Уметь: находить подлежащее в

предложении, определить способ его выражения.

Работа по вариантам

Урок-практикум

13

Типы сказуемого

1

Знать типы сказуемого, способы его выражения.

Дифференцированные задания

Обобщительно-повторительный урок

14

Простое глагольное сказуемое

1

Уметь: находить простое глагольное сказуемое, определять способы его

выражения.

Дифференцированные задания

Обобщительно-повторительный урок

15

Составное глагольное сказуемое

1

Знать: признаки составного глагольного сказуемого, способы его выражения.

Работа по карточкам

Урок-практикум

16

Составное глагольное сказуемое

1

Уметь: находить составное глагольное сказуемое, определять способы его выражения.

Работа по карточкам

Урок-практикум

17

Контрольная работа

 « Главные члены предложения»

1

Знать : признаки подлежащего и сказуемого, способы их выражения.

Уметь: находить в предложении главные члены.

Самостоятельная работа

Урок проверки

знаний

18

Составное именное

сказуемое

1

различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать

простые и составные глагольные сказуемые.

19

20

Согласование сказуемого с

подлежащим.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать

простые и составные глагольные сказуемые

Самостоятельная работа

Урок- практикум

21

22

  Тире между

подлежащим и

сказуемым.

2

Знать правило постановки тире между подлежащим

и сказуемым.

Фронтальный опрос

Комбинирован-

ный урок

23

24

25

Второстепенны члены предложения.

Сочинение по материалам ЕГЭ.

2

Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои ^ыслив устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа в группах

Урок- практикум

Урок развития

речи

26

27

28

  29

Публицистический стиль

Сжатое изложение

публицистического

стиля

Контрольный тест

2

1

1

Знать; признаки научно- популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно- популярного, публицистического стилей

Газетно-публи-цистический

стиль

Задания по карточкам

Урок- практикум

Урок развития речи

30

31

Особенности

публицистического

стиля.

2

Знать; признаки научно- популярного, публицистического стилей. Уметь: находить в тексте признаки научно- популярного, публицистического стилей

Газетно-публицистичес-кий стиль.

Пресса и

орфография

Работа по вариантам

Комбинированный урок-

32

33

Очерк.

2

Уметь: свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Синтаксичес-

кие нормы

Творческие задания

Урок развития речи

34

35

Эссе.

Сочинение-рассуждение

1

1

Уметь: свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Использование

 «крылатых»

слов

Создание эссе.

Урок развития речи

36

37

Дискуссия.

2

 Уметь вести дискуссию.

Знать признаки дискуссии.

Логические и

психологичес-

кие приёмы

полемики

Фронтальный опрос

Урок развития речи

38

39

40

41

Контрольный тест.

Работа над ошибками.

1

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Тест по вариантам

тест

Общая характеристика

художественного

стиля

Сочинение-рассуждение по тексту В.П.Астафьева

 1

 1

Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои мыслив устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста,   редактировать текст.

Художествен-ный стиль

Задания по

Урок-практикум

Урок развития

42

Общая

характеристика художественного

стиля.

 1

Знать: основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение

карточкам

43

44

Виды тропов.

2

 Знать все виды тропов.

Виды

тропов

Работа в группах

Урок-практикум

45

46

Вилы стилистических фигур.

2

 Знать

виды

стилистических фигур.

Виды стилисти-

ческих фигур

Задания по карточкам

Урок-практикум

47

48

Анализ

художественного текста.

2

 Знать план анализа

художственного текста.

Фронтальный опрос

Урок-практикум

49

Контрольный тест

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Фонетические

нормы

Фронтальный опрос

Урок-

i1рактикум

50

Нормы современного

литературного

языка

1

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

Доклады учащихся

51

  52

  53

Учёные-русисты

Изложение по

художественному

тексту.

1

2

Знать: признаки текста и его функциональносмысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои ^ыслив устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Контрольная работа.

Контрольная работа

54

Повторение. Односоставные предложения.

1

Знать виды односоставных

предложений.

Фронтальный опрос

Урок- практикум

55

Предложения с

однородными

членами.

1

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно "“ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

Работа по группам

Урок- практикум

56

Предложения с обособленными

второстепенными членами.

1

Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами.

Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи

Работа по вариантам

Урок- практикум

57

58

Обращение. Вводные слова и предложения.

2

Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений

'Задания по карточкам

Урок-пракгикум

59

60

Прямая и косвенная речь.

2

 Знать правила постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи.

Фронталь-

ный опрос

Урок- практикум

61

62

Сложносочиненные предложения.

2

Знать: основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Задания по карточкам

Комбиниро-

ванный

63

64

Сложноподчинённые предложения.

2

Знать: основные группы СПП по значению и союзам.

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте СПП и производить их пунктуационный разбор

Индивиду-

альные задания

Комбинирован-

ный

65

66

Бессоюзные сложные предложения.

2

Знать: основные группы БСП  по значению и союзам.

Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте БСП и производить их пунктуационный разбор

Задания по вариантам.

Урок-практикум

67

68

Контрольная работа

Работа над ошибками.

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации

контрольная

работа

урок проверки

знаний


Используемый учебно-методический комплект по русскому языку в 10-11 классах.

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011г.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2015 г.

3.Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому  языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.

4.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2012

5. ЕГЭ 2017.Русский язык. Типовые тестовые задания под редакцией  Г.Т.Егораевой, 10 вариантов, Москва, 2017год,  «Экзамен»

6. Е.А.Влодавская. УМК. Поурочное планирование по русскому языку к Единому   Государственному Экзамену. «Экзамен», Москва, 2015г.

7.В.Н.Александров, О.И.Александрова. ЕГЭ. Русский язык. Сочинение-рассуждение.  «Взгляд», Челябинск, 2014г.

8. Справочные материалы. Контрольно-тренировочные  упражнения. Создание текста,   «Взгляд», Челябинск, 2014г.

9.   Русский язык. 10-11 класс. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., 2011г

10  И. Пучкова. Русский язык. 2010. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. «Экзамен», Москва, 2010г.

11 .Т.И.Максимоович, И.А.Пугачёв. Пособие для подготовки к ЕГЭ.

Русский язык.Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ. Выполнение заданий части 3 (С), Москва, «Астрель», 2010г.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

         уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

 Требования  к уровню  подготовки учащихся за курс 11 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

         уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

                                                         Критерии оценивания

                                      Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                           Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса –  100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 –  120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).                                                                                      

К о н т р о л ь н ы й   с л о в а р н ы й   д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:  для 10 класса  – 45-50, для 11 класса- 55-60 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е  

 д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для к о н т р о л ь н ы х   д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать  в 10 классе – 26 различных орфограмм и 15 пунктограмм., в 11 классе- 28 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

В диктантах должно быть:  в 10-11 классах  – не более 15 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти  сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных

слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты  - плот, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Диктант оценивается одной отметкой.

О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.

О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.

О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.

О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

О т м е т к а   "5"   ставится за диктант, в котором нет ошибок.

О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.

О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта

1.        Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  • ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2.        Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:

•        в исключениях из правил;

  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
  • в написании ы и и после приставок;
  • в случаях трудного различения не и ни;
  • в собственных именах нерусского происхождения.

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.

Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну

3. Оценка сочинений и изложений

С о ч и н е н и я  и  и з л о ж е н и я  – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе  – 100-150 слов, в 6 классе  –  150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя

речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок

(см. Нормативы для оценки контрольных)

Материально- техническое и информационно-  техническое обеспечение программы.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10,11  класса.

Мультимедийные пособия.

1.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников.

2. Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников.

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс « Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

  Полный мультимедийный курс по русскому языку для 10 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

6.Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.  Обучающая программа .

7. ЦОР «Уроки русского языка. 10-11 классы».  Мультимедийное приложение к методическому пособию, серия «Планета». Диск содержит презентации к каждому уроку.

8.  Тестовый комплекс. Серия «Океан знаний».  ЦОР «Грамматика

русского языка. Часть 1. Орфография », автор Н.Ткаченко. Русский язык.

9. Тестовый комплекс. Серия «Океан знаний».  ЦОР «Грамматика

русского языка. Часть 2 «Синтаксис », автор Н.Ткаченко. Русский язык.

10. ЦОР «Сложные вопросы подготовки к ГИА и  ЕГЭ.  Презентации», издательство «Экзамен», Москва, автор Г.Т.Егораева.

Характеристика контрольно-измерительных материалов по

русскому языку в 10-11 классе.

1.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 10-11  классы.       Контрольные работы. Комплексные задания.

Автор –составитель Г.В.Цветкова-кандидат педагогических наук,

издательство «Учитель», Волгоград, 2014 год.

Предлагаемый сборник предназначен для проверки уровня сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции у старшеклассников школ, лицеев, гимназий.

Представленные контрольные работы изложены в форме, приближённой

к технологии проведения единого государственного экзамена, и могут

использоваться в качестве как обучающего, так и закрепляющего

материала на уроках русского языка.

2. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая « Тестовые задания для проверки

знаний учащихся по русскому языку для 5-11 классов», Москва,

«Творческий центр «Сфера», 2015 год.

Тестовые задания предназначены для итогового контроля знаний

учащихся по всем темам программы. В пособии учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: 1 и 2 варианты тестовых заданий

соответствуют базовому уровню, 3 вариант-повышенной трудности.

Тестовые задания проверены в практике обучения.

 3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс, Сост.Н.В.Егорова, М, «ВАКО», 2016 г. 

В пособии представлены контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса. Тесты тематически сгруппированы, соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ, что позволит подготовить учащихся к работе с подобным материалом. В конце пособия предложены ключи к тестам, а также самостоятельные работы и работы по

4. Автор Л.И.Пучкова. Русский язык. ЕГЭ. 2014. Типовые тестовые

задания, Москва, издательства «Экзамен», 2014 год.

Типовые тестовые задания по русскому языку содержат 10 вариантов

комплектов заданий, составленных с учётом всех особенностей и требований

 Единого Государственного экзамена в 2012 году. Назначение пособия-

предоставить читателям информацию о структуре и содержании КИМ

 по русскому языку, степени трудности заданий. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приводятся  решения

Оценочные материалы по русскому языку в 10-11 классах.

Название, автор

Место, издательство, год.

1

Контрольно-измерительные материалы.

 Русский язык. 10-11  классы.       Контрольные работы.

 Комплексные задания. Автор – составитель Г.В.

Цветкова.

 Волгоград, издательство «Учитель», 2014 год.

2

« Тестовые задания для проверки знаний учащихся по

 русскому языку для 5-11 классов,  А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая .

Москва, «Творческий центр

 «Сфера», 2015 год

3

ФГОС.Контрольно-измерительные материалы.

Русский язык. 7 класс, сост.Н.В.Егорова, М,  

Москва, «ВАКО», 2016 г

4

Русский язык. ЕГЭ. 2014.Типовые тестовые задания. Автор Л.И.Пучкова.

 Москва, издательство «Экзамен», 2014 год.

5

ЕГЭ 2017.Русский язык.Типовые тестовые задания под  редакцией  И.П. Цыбулько,  10 вариантов

Москва, 2017 год,

 «Национальное  образование»

6

 ЕГЭ 2017. Русский язык   .Практикум. Задания части2

 Егораева Г.Т.

Москва, «Национальное  образование», 2017 г

7

ЕГЭ.  2017 Русский язык. Итоговое выпускное

 сочинение и сочинение-рассуждение.

Москва, «Национальное  образование», 2017 г

8

ЕГЭ. 50 сочинений на  отлично. Допуск к ЕГЭ, 2017г

Москва, «Экзамен», 2017 г

9

ЕГЭ 2017. Русский язык. 40 тренировочных вариантов экзаменационной работы. Симакова Е.С.

 Москва, «Экзамен»,                       2016 год

10

ЕГЭ 2017. Русский язык.Экзаменационные тесты. Практикум. Егораева Г.Т.

Москва, «Национальное  образование», 2017 г

11

ЕГЭ 2017 Русский язык.  Алгоритм написания

сочинения (зад 25), Михайлова Е.В.

Москва, «Экзамен»,  2017 г                  

12

ЕГЭ 2016.Русский язык.  Типовые тестовые задания

 под  редакцией И.П. Цыбулько, 30 вариантов, Москва, 2015 год

Москва, 2015 год,

 «Национальное  образование»

13

ЕГЭ 2015.Русский язык. Типовые тестовые задания

под редакцией  Г.Т.Егораевой, 10 вариантов.

Москва,  «Экзамен», 2015 г.

 

14

Справочные материалы. Контрольно-тренировочные

 упражнения. Создание текста.

  «Взгляд», Челябинск, 2014г.

15

  И. Пучкова. Русский язык. 2015г

ЕГЭ. Типовые тестовые задания

«Экзамен», Москва, 2015г.

16

Т.И.Максимович, И.А.Пугачёв. Пособие для

подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Экспресс- репетитор для подготовки к ЕГЭ.Выполнение заданий части 3.

Москва, «Астрель», 2014г

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...