Лексико-грамматические признаки наречий. Русский язык. 5 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему

Шамрай Элла Федоровна

Технологическая крта урока русского языка в 5 классе по теме "Лексико-грамматические признаки наречий". Приложения к уроку. презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Ф. И. О. педагога: ...Шамрай Элла Федоровна.............................. 
Предмет: .русский язык................ Класс: ........5............. Тип урока: ..урок «открытие нового знания..................

Тема урока: ..Лексико-грамматические признаки наречий

Количество часов: 1………………………..

Основные понятия темы:  наречие, неизменяемая  часть речи................

 Планируемые предметные результаты:

  • Характеризовать наречие по его лексико-грамматическим признакам.
  • Различать наречия среди других частей речи.
  • Определять наречия как член предложения.
  • Уметь образовывать наречия от других частей речи.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие учителя.

На слайде высказывание А.Н. Толстого «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» (1 слайд)

О чем говорят эти слова?

Язык и мысль тесно связаны, чтобы быть мыслящим человеком, нужно в совершенстве владеть языком

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Начнем работу с разминки. Спишите предложение, вставляя пропущенные знаки препинания и буквы.

Сделайте  разбор по членам предложения.

 Какими частями речи выражены члены предложения?

Дождь мелко сеется, да долго тянется.

Проверяем  орфограммы,

пунктуацию.

  1. Выявление места и причины.

Какой частью речи являются слова мелко, долго?

На какой вопрос они отвечают?

Знаете ли вы, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос как?

  1.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

             

                 

Эта часть речи называется наречие. Именно об этой части речи мы с вами будем говорить. Тема нашего урока «Лексико-грамматические признаки наречия» (2 слайд)

Объясняю значения «лексико-грамматические»

Какие цели вы поставите для себя? Каким должен быть результат нашего урока?

Записываю цели на доске.

Ставят цели:

-узнать лексико-грамматические признаки наречий;

- уметь находить наречия в тексте;

-определять синтаксическую роль наречий в предложении.

Итак, наша 1-я цель – узнать лексико-грамматические признаки наречия. Для этого я предлагаю вам поработать в группах над следующим заданием. Приложение 1

(3 слайд)

На выполнение этой работы я даю 5 мин..

Работают в группах

Проверяем, какие лексико грамматические признаки вы нашли у наречий.

 Сравниваем ответы групп, группы сравнивают свои ответы с 4 слайдом.

 Что значит «неизменяемая часть речи»?

Какой части слова никогда не бывает у наречия?

Какие еще неизменяемые части речи вы знаете?

Теперь внимательно прочитайте определение наречия, переверните листок и расскажите определение друг другу.

(В это время включаю ЦОР «УМК «Начальная школа. Уроки и медиатека Кирилла и Мефодия». Русский язык. Урок. 4 класс. Урок 08. Наречие как часть речи. Правописание наречий»)

Выступает представитель 1 группы и 2 группы.

Она не изменяется.

Окончания.

Союзы и предлоги.

Проговаривают определение наречия.

  1. Первичное закрепление

           

Работа с ЦОР:

Задание 2  (с прослушкой, устно)

Задание 3 – прослушивают

Задание 4 – выполняем на эл.доске

Задание 5  - выполняем за компьютером

Образовывают наречия от прилагательных

Делают вывод: от каких ЧР образуются наречия и помощью чего.

Делаем вывод, от каких частей речи зависят наречия: от  глаголов (признак действия, от прилагательных – признак признака)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

     

Самоконтроль

Раздаю листки самоконтроля. Приложение 2

Раздаю листки с ответами на самоконтроль. Приложение 3

Предлагаю оценить себя.

Давайте вернемся к целям, которые мы ставили в начале урока и посмотрим, достигли мы их.

Выполняют задания самоконтроля, выполняют самопроверку по эталону, оценивают себя.

Делают вывод по самоконтролю: могу, знаю, умею.

  1. Рефлексия

Представьте, что вы были не на уроке, а в ресторане, и каждое новое понятие или вид деятельности – это какое либо блюдо, и в соответствие с этим дополните предложения.

«Ресторан»  ( 5 слайд)

  •   «Я съел бы еще …»
  •   «Больше всего мне понравилось…»
  •   «Я почти переварил…»  
  •   «Пожалуйста,  добавьте…»

Высказывают свое мнение


Приложениие 1

Лексико-грамматические признаки  наречий

РАБОТА С  ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

Задание 1. Работа в группах. 

  1. Понаблюдайте  за языковым материалом на стр. 125-126 и сделайте вывод: наречие  - изменяемая или неизменяемая часть речи?

  1. Рассмотрите представленный ниже материал и  ответьте на вопросы: Что обозначают наречия? На какие вопросы отвечают наречия?

Ярко светит солнце. Мы осторожно идем по краю оврага. Внизу журчит ручей.

Скоро придут морозы. А ручей по-прежнему будет журчать.

  1. Определите, каким членом предложения являются наречия в представленном выше тексте.

  1. Впишите недостающие слова в определение наречия:

Наречие  - это  _______________________часть речи, которая отвечает на вопросы

________________________________________________________________________________

и обозначает ____________________________________________________________________

В предложениях  наречия  являются________________________________________________.

Приложение 2

САМОКОНТРОЛЬ

МОГУ ЛИ Я

отличать наречия от других частей речи?

  • Выпишите  все наречия из  текста упр.9 стр.127.

_______________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Могу: _______________

__________________________________________

Не могу: ____________

_________________________________________

Сомневаюсь: ________

_____________________

_____________________

_____________________

ЗНАЮ ЛИ Я

лексико-грамматические признаки наречия?

  • Восстановите предложения:

Наречие  - это  _______________________часть речи, которая отвечает на вопросы   ___________________________

_____________________________________________________

и обозначает   _________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

В предложениях  наречия  являются______________________.

Пример (составьте предложение с наречием):________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________.

Знаю: _______________

_____________________

____________________

Не знаю: ____________

_________________________________________

Сомневаюсь: ________

_____________________

_____________________

УМЕЮ ЛИ Я

образовывать наречия от других частей речи?

  • Образуйте наречия от данных прилагательных, используя суффикс о.

Веселый - _________________________

Поздний - _________________________

Чистый - __________________________

Ясный - ___________________________

Яркий - ___________________________

Смелый - _________________________

Умею: _______________

__________________________________________

Не умею: ____________

_________________________________________

Сомневаюсь: ________

_____________________

_____________________

Приложение 3

Ответы на самоконтроль

МОГУ ЛИ Я:

Повсюду, по-разному, скоро, быстро, везде, радостно, звонко.

ЗНАЮ ЛИ Я:

Наречие  - это неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы  Где? Куда? Когда? Откуда? Как? Каким образом?  и обозначает   признак, время, место.. В предложениях  наречия  являются  обстоятельствами.

УМЕЮ ЛИ Я

Веселый - весело

Поздний - поздно

Чистый - чисто

Ясный - ясно

Яркий - ярко

Смелый - смело

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль лексико-грамматического минимума на уроках английского языка

Лексико-грамматический минимум для 6 класса. Тема: предлоги, артикли, времена....

«Методические приёмы обучения лексико-грамматическому материалу на уроках немецкого языка»

Проблемный семинар: «Методические приёмы обучения лексико-грамматическому материалу на уроках немецкого языка».Основная цель заключается в рассмотрении приёмов в обучении лексическому и гра...

Тактика подготовки учащихся старших классов к выполнению лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку

Небольшая, но, думаю, очень полезная работу для преподавателей: как выполнить задания В-4 - В-10 за миниум времени....

Цели и формы диагностики усвоения лексико-грамматического материала на уроках английского языка.

Главная цель диагностики в любой человеческой деятельности – правильно оценить рассматриваемую ситуацию, чтобы сформировать эффективное действие.Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оц...

Лексико-грамматические контрольные работы по немецкому языку для 6 класса

В разделе представлены разработки  лексико-грамматических работ по немецкому языку для  6 класса  к УМК И.Л.Бим.За основу взяты типы упражнений из источника:Сборник упражнений5-9 классы...

Лексико-грамматическая контрольная работа для учащихся 7 классов школ с углубленным изучением английского языка

Данная контрольная работа состоит из трех заданий и проверяет навыки и умения работы с лексико-грамматическим материалом. Первое задание связано с умением поставить глаголом в необходимое грамматическ...