Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Безударные гласные в корне слова (5 класс)

Цель: актуализация знаний о правописании безударных гласных в корне слова, отработка умений подбирать проверочное слово, правильно писать гласные проверяемые и непроверяемые.

Тип урока: урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова, орфограммы о непроверяемых безударных гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне, орфографическим словарем.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; использование родного языка как способ получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

  1. Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

 Будем отвечать активно,

 Хорошо себя вести,

 Чтобы на урок всем нам

 Захотелось вновь прийти!

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

На доске буквы о, а, е, и, я

- Почему у нас в гостях появились эти буквы?

- Что будем отрабатывать на уроке? Кто назовет тему урока?

- В написании этих гласных мы чаще всего допускаем ошибки.

- Будем повторять правописание слов с безударными гласными

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Просмотр презентации «Безударные гласные в корне слова»

- Внимательно посмотрите на экран, выполните задание.

А) Прочитайте. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочное слово: в…сна, цв..ты, тр..ва, д..жди, в..да, гр..чи.

Придумайте предложение с одним из слов.

Б) Спишите, вставляя пропущенные буквы, записывая проверочное слово к слову с безударной гласной в корне

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы, выполнение заданий

Обсуждение результатов работы по заданиям презентации

Во дв..ре рыхлая л..дяная горка. Тр..пинки в с..ду поч..рнели. Настало время б..лить в с..ду д..ревья. Надо защ..тить их от горячего солнца и н..чного мороза.

- Второе предложение разберите по членам предложения и укажите части речи.

Контролирует правильность выполнения заданий

Обдумывают ответы на вопросы; задают вопросы для уточнения информации

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные: понимают значение профилактики утомляемости для организма

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием. Работа в парах. Игра «Разгадай кроссворд»

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

- Трудная нам предстоит работа? Постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

- Кто правильно разгадает кроссворд, тот сумеет прочитать слово в выделенных клетках

Отвечают на вопросы, выполняют практические задания в парах, согласуя действия

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Разгадывание кроссворда

1

2

3

4

5

  1. То он – блин, то он – клин,

Ночью на небе один.

  1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

  1. Яростно реки рвет и разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

  1. Летом зеленеет, осенью желтеет.
  2. Я мохнатый, я кудлатый,

Я всегда над каждой хатой.

Но нигде-нигде меня не бывает без огня.

Ответы: 1. Месяц. 2. Весна. 3. Апрель. 4. Трава. 5. Дым

- Какое слово получилось?

- Объясните его написание

Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над кроссвордом. Разгадывают кроссворд, применяют правило

Групповая, индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения

Устные ответы

Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

- Придумайте предложение со словом цветы.

Организует и сопровождает деятельность учащихся. Записывает варианты ответов на доске

- Запишите лучшее предложение под диктовку, объясните все орфограммы

Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Беседа

Организует выполнение разноуровневых упражнений на основе текстов учебника. Упр. 30, 31, 35

Работают с заданием, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Урок подходит к концу. Справились ли мы с задачей урока?

- Выполните тест

  1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется     проверяемая безударная гласная корня

а) зв…зда, гр…за, …втобус

б) бр…дить, в…ренье, пл…довый

в) с…дой, х…дить, в…кзал

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется

    непроверяемая безударная гласная в  корне

а) д…ректор, б…седовать, с…лют

б) к…чевник, зап…вать (лекарство), н…визна

в) г…нтели, зап…вать (песню), прим…рить (врагов)

3. Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву

Пол…скать (белье) __________________________________

Пол…скать (котенка) _________________________________

4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется

    буква О

а) в…дяной, г…ревать, м…лчать

б) кол…с, м…лыш, к…сить

в) х…лодный, зап…х, кр…савица

5. Подчеркните проверочное слово

а) с…довник: сад, сода

б) т…нистый: тень, тянет

Работают с тестом, оценивают работу товарищей.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появлялись у вас в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

Домашнее задание

Объясняет содержание домашнего задания

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".

Тип урока:  ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "

Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" в технологии ТРКМ...