Примерная программа внеурочной деятельности (Интеллектуальное направление) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА
проект по русскому языку на тему

Программа внеурочной деятельности "Занимательная ономастика" направлена на расширение знаний обучающихся в области филологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Примерная программа внеурочной деятельности

(Интеллектуальное направление)

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА

(Срок реализации – 1 год).

 Составитель:

 Колосова Анна Иннокентьевна,

учитель.

г. Вологда

2018 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Программа внеурочной деятельности «Занимательная ономастика» предназначена для обучающихся 11 – 13 лет общеобразовательных школ, рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа, направлена на расширение знаний обучающихся в области филологии.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Цели и задачи:

 Курс внеурочной деятельности «Занимательная ономастика» направлен на расширение знаний обучающихся в области филологии. Задача курса не только ознакомить школьников с вопросами ономастики, но и заинтересовать её изучением, сформировать потребность в ономастических исследованиях.

 Изучение данного курса формирует ценностное отношение обучающихся к языку; воспитывает ответственность за соблюдение языковых норм, чувство патриотизма, совершенствует коммуникативные навыки. Данный курс приобщает учащихся к истории и культуре родного края. Обучающиеся знакомятся с региональной ономастикой, отражающей процессы формирования и развития ономастикона, рассматривают историю и культуру родного края через призму имён собственных, работают с разными словарями, географическими картами и атласами, живым ономастическим материалом.

  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

 Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 11 - 13 лет, в объёме 34 часа в год (1час в неделю). Относится к необязательной части учебного плана и реализуется за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ: В процессе освоения данного курса обучающиеся получают знания об истории русского языка, знакомятся с происхождением слов, наименований; изучают историю родного края, что становится предпосылкой воспитания патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою малую родину, за страну.

 Формируется:

- уважение к истории и культуре родного края;

- положительное принятие своей национальной идентичности;

-межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;

- потребность в самовыражении, самореализации, социальном признании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга;

- полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

- способность понимать и принимать позицию собеседника;

- умение аргументировать свою точку зрения;

- умение устанавливать рабочие отношения, обеспечивать бесконфликтную совместную работу;

- использование адекватных языковых средств для выражения мысли.

Познавательные:

- умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

- умение наблюдать;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение классифицировать;

- умение оценивать полученные результаты и применять их в новых ситуациях [59, с. 85].

Регулятивные: Формирование регулятивных УУД предполагает развитие способности личности к регуляции своей деятельности: целеполагание, построение планов, саморегуляция эмоциональных состояний, оценка и коррекция действий.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- расширение и систематизация знаний о русском языке;

- совершенствование видов речевой деятельности;

- проведение различных видов анализа слова;

- понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике. [3, с. 14].

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Введение (2ч). Ономастика как наука. Предмет изучения ономастики. Разделы ономастики. Связь ономастики с другими науками. Значение изучения ономастики.

Тема 1. Проектная и исследовательская деятельность (2 ч.) Исследовательский проект. Формы и методы исследовательской работы. Типы проектных работ. Требования к оформлению работ. Критерии защиты работы. Тематика индивидуальных проектных и исследовательских работ. Знакомство с правилами выступления и защиты своих работ.

Тема 2. Разряды имён собственных (2ч.) Разряды имён собственных, связь с названиями. Антропонимы (личное имя, фамилия, прозвище, патроним, псевдоним). Зоонимы. Мифонимы. Топонимы. Гидронимы.

Тема 3. Ономастическая номинация (2ч.) Номинация. Принципы номинации. Способы номинации. Признаки номинации. Ситуация номинации.

Тема 4. Наименования вокруг меня (4ч.) Сбор ономастического материала, живого в том числе.

Тема 5. Календарные имена (2ч.) Календарное имя. Формы календарных имён. Неофициальное употребление имени. Отражение истории календарных имён в ономастике края.

Тема 6. Некалендарные имена (2ч.) Некалендарное имя. История некалендарных имён и прозвищ. Отражение некалендарных имён в ономастике края.

Тема 7. Прозвища (1ч.) Прозвища и личные имена. Принципы номинации в прозвищах. Детские прозвища, семейные, профессиональные.

Тема 8. Фамилии односельчан (4ч.) Происхождение фамилий. Фамильные прозвища. История фамилий. Типы русских фамилий. Антропонимические словари. Исторические словари.

Тема 9. Топонимика как раздел ономастики (6ч.) Принципы и способы номинации географических объектов. Виды топонимов: гидронимы, ойконимы, оронимы. Местные географические термины.

Тема 10. Зоонимика (5ч) Зоонимия как отрасль ономастики. Виды зоонимов. Принципы зоонимической номинации.

Тема 11. Агионимы и экклезионимы (1ч.) Агионимы, агионимия. Экклезионимы как разряд имён собственных.

Подведение итогов (1ч.)

6. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате освоения курса обучающиеся должны

знать:

- содержание основных разделов ономастики;

- основные ономастические понятия и термины;

- приёмы и методы научно - исследовательской работы

уметь:

- собирать и обрабатывать ономастический материал;

- использовать приёмы и методы научно - исследовательской работы;

- находить информацию в различных источниках;

- систематизировать и классифицировать полученную информацию;

- работать со словарями, научными текстами, документами, географическими картами, интернет ресурсами;

- использовать компьютерные технологии для презентации результатов своей работы.

7. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Введение

2

2

Проектная и исследовательская деятельность

2

3

Разряды имён собственных

2

4

Ономастическая номинация

2

5

Наименования вокруг меня

4

6

Календарные имена

2

7

Некалендарные имена

2

8

Прозвища

1

9

Фамилии односельчан

4

10

Топонимика как раздел ономастики

6

11

Зоонимика

5

12

Агионимы и экклезионимы

1

13

Итоговое занятие

1

Итого

34

8. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество

часов

Дата

Ведение

2

1-2

Ономастика как наука. Предмет ономастики.

Связь ономастики с другими науками. Значение изучения ономастики

2

Проектная и исследовательская деятельность

2

3

Исследовательская работа. Типы, формы и методы исследовательской работы. Знакомство с правилами выступления.

1

4

Защита рефератов на тему: «Ономастика как наука»

1

Разряды имён собственных

2

5 - 6

Имя собственное, разряды имён собственных: антропонимы, зоонимы, топонимы. Переход имён нарицательных в имена собственные. Связь с названиями.

2

Ономастическая номинация

2

7

Номинация. Способы и принципы номинации. Соотношение принципов и признаков номинации в языке. Ситуация номинации.

1

8

Пр.р. Определение способов номинации (лиц, селений, кличек животных)

1

Наименования вокруг меня

4

9-12

Сбор ономастического материала. Запись названий населённых пунктов, церквей, рек, ручьёв, болот. Беседа со старожилами. Обработка собранного материала.

4

Календарные имена

2

13

История русских календарных имён. Отражение календарных имён в ономастике (пр.р.)

1

14

Пр.р. Защита исследовательских работ на тему: «Знакомое незнакомое имя».

1

Некалендарные имена

2

15

Некалендарные имена личные и прозвищные. Отражение некалендарных имён в фамилиях и названиях селений.

1

16

Пр.р. Календарные и некалендарные имена, работа со словарями. Новые имена 20 и 21 века.

1

Прозвища

1

17

Неофициальное имя человека. Как и почему появляются прозвища.

1

Фамилии односельчан

4

18

Типы русских фамилий и их история.

1

19

Пр.р. Отражение фамилий в ойконимах.

1

20 - 21

Пр.р. Создание словаря фамилий поселения.

2

Топонимика как раздел ономастики

6

22

Что такое топонимика. Как выбирают названия? Следы чужестранцев в названиях.

1

23

Принципы и способы номинации селений. Ойконимы. Распределение ойконимов по способу номинации.

1

24

Пр.р. Распределение ойконимов по принципам номинации.

1

25

Защита проектов «Что в имени твоём, моя деревня?»

1

26

«У тихой речки…» (Гидронимы. Принципы номинации рек. Распределение названий рек, ручьёв, озёр по принципам номинации).

1

27

Занятие – практикум (совершенствование навыков правильного написания личных имён, ойконимов, гидронимов).

1

Зоонимика

5

28

«Дай, Джим, на счастье лапу мне». (Зоонимы, зоонимическая номинация). Игра «Кто больше».

1

29

Экскурсия на молочный комплекс (сбор ономастического материала).

1

30 -32

Пр.р. Создание кличника поселения, включающего кинонимы, фелинонимы, вакконимы.

3

Агионимы и экклезионимы

1

33

Обзорная лекция по теме: «Экклезионимы, агионимы»

1

34

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "За страницами учебника истории".

Данный материал может быть полезен учителям истории, занимающимся внеурочной деятельностью в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности (интеллектуальное направление) "Занимательная математика"

Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Така...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности интеллектуального направления «Занимательная математика»

Цель и задачи курса.Цель:    Создание эмоционально-психологического фона восприятия математики и развитие интереса к ней.Задачи:Выявить одаренных и талантливых детей, создать условия дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...

Авторская педагогическая адаптационная программа внеурочной деятельности интеллектуальной направленности по английскому языку «Клуб любителей игры «Scrabble»»

Развивающая интеллектуальная игра «Scrabble» представляет собой одну из наиболее приоритетных форм организации досуга для детей, изучающих английский язык.  Интеллектуальные игр...