Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

пилягина ираида николаевна

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Введение программы “За страницами учебника русского языка” обусловлено желанием приобщить к лингвистическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.

Программа “За страницами учебника русского языка”ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.

Содержание программы  предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop.platnye_uslugi_7kl._rus._yaz.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1

Рассмотрено:                                                                              Утверждаю:

на заседании                                                                               Директор МБОУ                                                                                                                                                                      

педагогического совета                                                            Сосновской СОШ №1

Протокол №1                                                                          -------------------Савинкина Н.В.

От «31» 08 2017г.                                                                Приказ №360 от 01.09.2017 г.

Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа

для 7 класса

 «За страницами учебника русского языка»

2017-2018 учебный год

                                                                                              Срок реализации: 9 месяцев

                                                                                Составитель Пилягина И.Н.                            

                                                                                    учитель русского языка и литературы

Информационная карта

  1. Программа – «За страницами учебника русского языка»
  2. Педагог – Пилягина Ираида Николаевна
  3. Вид программы – модифицированный
  4. Направленность – интеллектуально-познавательная
  5. Продолжительность освоения – 9 месяцев
  6. Объем часов -   34 часа
  7. Возрастной диапазон – 7 класс
  8. Форма организации образовательного процесса – групповая, индивидуально - групповая

Пояснительная записка

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

 Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Введение программы “За страницами учебника русского языка” обусловлено желанием приобщить к лингвистическому образованию учащихся, расширить и углубить сферу их знаний.

Программа “За страницами учебника русского языка”ориентирована на применение различных форм организации взаимодействия учителя и ученика.

Содержание программы  предполагает самостоятельную подготовку учащихся с использованием разных источников информации.

Актуальность программы

 заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

 Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка,  вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Отличительная особенность данного курса –

   внимание к вопросам истории развития родного языка, целенаправленное знакомство с этимологией, которое раскрывает перед учащимися многие тайны родного языка, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове.

 При подготовке к урокам учтены современные требования, предъявляемые к урокам русского языка – это, прежде всего, реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ наук о языке и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных ситуациях

 

Новизна программы в том, что содержание данного курса тесно связано с этимологией, историей языка и литературой. Особый акцент в программе сделан на использование исторического материала. Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Целью  программы - содействие расширению сферы знаний учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку, и развитию их интеллектуальных возможностей.

Задачи:

Образовательные:

.   знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте;

Развивающие:

  • способствовать развитию творческих возможностей обучающихся;
  • вырабатывать умение самостоятельно приобретать и применять знания;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к предмету.

Условия реализации программы:

Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения и предусмотрена для учащихся             7 классов 34часов(1ч в неделю)

Оканчивая данный курс, учащиеся должны знать и уметь:

- узнавать изученные явления языка среди других явлений;

-  определять признаки изученных явлений;

- классифицировать изученные языковые явления;

- обобщать и систематизировать изученные языковые явления по тем или признакам;

- находить изучаемые и изученные орфограммы и пунктограммы;

- соблюдать изученные нормы литературного языка;

- создавать тексты разных стилей и типов речи.

Содержание программы

  1. Чем занимается русский язык как школьный предмет (3 час)

*чему  учит русский язык?

* значение языка в жизни человека и общества;

* язык и слово;

* лексическое значение слова, разбор слова.

      2. Речь устная и речь письменная (5час).

           * речь письменная, её особенности и правила;

           * опознавательные признаки орфограмм;

           * понятие нормы;

           * литературная норма и кодификация.

      3. Массовая коммуникация в повседневной жизни (8 час).

          * Влияние языка СМИ на нормы речевого общения.

          * Языковое манипулирование, его приёмы.

          * Роль заимствованных слов в разговорной и письменной речи.

      4. Изобразительно-выразительные средства языка (2 часа).

          * Юмор , сатира, сарказм, ирония.

          * Языковое творчество в повседневной жизни.

          * Роль фразеологизмов в разговорной речи.

      5. Лексическое богатство русского языка (2 часа).

          * Лексическое значение слова.

          * Способы определения значения слова.

          * «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

      6. Орфоэпические нормы (6часов).

          * «Почему мы так говорим?»

          * Типы орфоэпических ошибок.

          * Орфоэпические нормы. Практическая работа с орфоэпическим словарём.

      7. Языковое творчество в повседневной жизни (7 часов).

           * Языковая игра как элемент повседневного общения.

           * Некоторые языковые приёмы создания комического эффекта.

           * Жаргон как поле языкового творчества.

           * Общение в интернете – соединение устной и письменной речи.

      8. Подведение итогов (1час).

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года учащиеся имеют представление:

                               - О разновидностях коммуникации;

              - Об отличии литературной речи от разговорной;

 - О  словарном богатстве русского языка;

Знают:

                                            - историю развития русского языка;

                                            - причины коммуникативных неудач;

                                            - закономерности разговорной речи.

Умеют:

                                            - анализировать речевое общение в типовых повседневных

                                              ситуациях;

                                             - применять изобразительно-выразительные средства русского

                                             языка в устной и письменной речи;  

                                            - говорить и писать правильно.

Литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Человеческое слово могуче…»- М.,2006г
  2. ГраудинаЛ.К. «Беседа о русской грамматике»-М.,2008г
  3. КалининаА.В. «Культура русского языка»- М.,2007г
  4. НорманБ.Ю. «Язык: знакомый незнакомый»- М.,2009г
  5. СкворцовЛ.И. «Правильно ли мы говорим по-русски?»- М., 2011г.
  6. ПашковаГ.И. «Открытие формы занятий в сочетании с компьютерными технологиями при обучении русскому языку» РЯШ-2006,№5
  7. ПреображенскаяЕ.П. «Кружок русского языка в школе»
  8. Синицын В.А. «Праздник творчества по русскому языку во внеурочное время»

Учебно-тематический план

№п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

теория

практика

1.

«Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества. Язык и слово. Работа с этимологическим  словарём.

2

1

1

2.

Слово – «одежда всех фактов, всех мыслей». Лексическое значение (лексический разбор слова)

1

1

3.

Речь устная и речь письменная. Работа с орфоэпическим словарём. Звукопись как средство усиления выразительности. Опознавательные признаки орфограмм.

3

1

2

4.

«И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы)                    

2

1

1

5.

Литературная норма и кодификация

1

1

6.

Стилистический анализ текста

1

1

7.

Русский язык в семье славянских народов

1

1

8.

«Тысяча лиц одного языка». Тема текста, мысль, стиль речи

1

1

9.

О том, что нельзя рассказать словами (как понимать язык природы)

1

1

10.

Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации. Многозначность и экспрессивность разговорной речи.

2

1

1

11.

Межкультурная коммуникация. Речевой этикет

1

1

12.

Словарное богатство русского языка. Языковое творчество в повседневной жизни. Юмор и ирония

1

1

13.

Не нарушай правил лексической сочетаемости

1

1

14.

Многословие – враг ясности

1

1

15.

Статья в газету. Понятие жанра, строение

2

1

1

16.

«Говорить, т.е. творить»

1

1

17.

Язык, которого нет. Мёртвые языки. Новая жизнь одного языка, которого уже нет (латынь)

2

1

1

18.

Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных неудач

2

1

1

19.

Как формируется языковая личность в повседневном общении?

1

1

20.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов в экспрессивной речи

1

1

21.

Репортаж

1

1

22.

«Слово слово роднит, третье само бежит». Умение говорить «с чувством, толком, с расстановкой…»

1

1

23.

Сюжет. Разновидности композиций

1

1

24.

«Язык, которого нет». Бесконечное разнообразие знаковых систем. Исчезнувшие языки; искусственные языки различных типов и назначений

1

1

25

Языковое творчество в повседневной жизни.

Языковая игра как элемент повседневного общения

1

1

26

Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными? Самые интересные творческие работы. Зачёт

1

1

                                                                          Приложение к рабочей программе

Календарно-тематический план

Класс: 7а,б

Учитель: Топоркова Ольга Александровна

Количество часов:

Всего: 34 часа, в неделю-1 час

Планирование составлено на основе программ М.Т.Баранова, Е.И.Никитиной, А.Д. Дейкиной, Т.М.Пахновой, А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, Г.В.Хлебинской, С.И. и В.В.Львовых и другой дополнительной литературы.

№п/п

Содержание

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

планируемая

фактическая

1.

«Неспроста слово молвится». Значение языка в жизни человека и общества

1

1

06.09

2.

Язык и слово. Работа с этимологическим словарём

1

1

13.09

3.

« Слово- одежда всех фактов, всех мыслей» Лексическое значение слов

1

1

20.09

4.

Речь устная и речь письменная.

1

1

27.09

5

Звукопись как средство усиления выразительности

1

1

6.

Понятие нормы литературного языка.

1

1

04.10

7

Отличие норм разговорной речи от норм кодифицированного литературного языка.

1

1

18.10

8.

Литературная норма и кодификация

1

1

25.10

9.

Стилистический анализ текста

1

1

01.11

10.

Русский язык в семье славянских языков

1

1

08.11

11

«Тысяча лиц одного языка». Стиль речи, мысль, тема

1

1

15.11

12.

 О том, что нельзя рассказать словами (как понимать язык природы)

1

1

29.11

13.

Разговорная речь и повседневные коммуникативные ситуации.

1

1

06.12

14

Многозначность и экспрессивность разговорной речи

1

1

13.12

15.

Межкультурная коммуникация. Речевой этикет

1

1

20.12

16.

Словарное богатство русского языка. Языковое творчество в повседневной жизни. Юмор и ирония

1

1

17.01

17

Не нарушай правил лексической сочетаемости

1

1

24.01

18.

Многословие – враг ясности

1

1

31.01

19.

Статья в газету. Понятие жанра, строение

1

1

14.02

20.

Говорить, то есть творить

1

1

21.02

21.

Язык, которого нет. Мертвые языки

1

1

28.02

22

Новая жизнь одного языка, которого уже нет(латынь)

1

1

07.03

23.

Коммуникативные неудачи.

1

1

14.03

24

Причины коммуникативных неудач

1

1

21.03

25.

Условия «идеальной» коммуникации

1

1

28.03

26.

Как формируется языковая личность в повседневном общении?

1

1

11.04

27.

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, обратный порядок слов в экспрессивной речи

1

1

18.04

28.

Язык репортажа

1

1

25.04

29.

«Слово слово роднит, третье само бежит». Умение говорить « с чувством, с толком, с расстановкой…»

1

1

02.05

30.

Сюжет. Разновидности композиций

1

1

12.05

31.

Бесконечное разнообразие знаковых систем. Исчезнувшие языки; искусственные языки различных типов и назначений

1

1

16.05

32.

Языковое творчество в повседневной жизни.

1

1

19.05

33.

Языковая игра как элемент повседневного общения

1

1

23.05

34.

Подведение итогов года. Чему научились? Какие темы показались более интересными? Самые интересные творческие работы. Зачёт

1

1

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»

Факультатив по немецкому языку для 7 класса «За страницами учебника немецкого языка»...

Программа кружка «За страницами учебника русского языка»

Программа кружка  «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...

Категория добра на страницах учебника русского языка 5 класс

Презентация к исследовательской работе по русскому языку...

Технологическая карта внеурочного занятия по учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»

Технологическая карта внеурочного занятияпо учебному предмету «За страницами учебника русского языка» в 5 классе на тему «Писать ли, как слышится, или что такое орфография»...

Объединение "За страницами учебника русского языка"

Программа объединения "За страницами учебника русского языка" для 6 кл...