Учебник русского языка как средство развития познавательного интереса
статья по русскому языку на тему

Доброневская Анна Владимировна

Данная статья посявщена  развитию у школьников  познавательного интереса через учебник русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доброневская Анна Вдадимировна,

учитель русского языка и литературы

Учебник русского языка как средство развития  познавательного интереса

        Социальные запросы  общества требуют нового взгляда на образовательную систему, в которой происходят значительные изменения. Появились разные типы школ и разноуровневые  классы, разработаны региональные учебные планы. В одной и той же школе можно встретить работу по разным учебникам.

        Известно, что учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для школьника он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями.  Для  учителя – это источник мотодической системы. С помощью учебника он определяет методы работы с учениками на разных этапах освоения материала.

До 1933 года согласно теории «отмирания учебника» в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые «подвижные», «рассыпные» учебники, составляющиеся из отдельных заданий, тетрадей, брошюр, выпусков. Само слово «учебник» было в то время заменено названием «рабочая книга».

        Действующие в настоящее время учебники отражают структурно – семантическое направление в лингвистике.  Языковые факты представлены во всей совокупности их проявлений, описаны не только единицы всех уровней языка, но и  явления речи.  Авторы учебников используют различные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера  языковых фактов и особенностей учебной задачи в  каждом конкретном случае.  Можно говорить о продуманной системе приемов подачи нового материала: грамматического разбора, сравнения и анализа примеров, анализа схем и таблиц, рисунков и иллюстраций.

        Однако результаты опросы учащихся школ  Московской области показывают, что многие  школьники называют русский язык главным, но трудным («проблемы с этим предметом», «самое больное место»), а чаще всего неинтересным предметом («не такой интересный, каким он мог бы быть»).

        Для развития интереса к обучению принципиально важна деятельность школьников с языковым материалом  - наиболее эффективный путь воспитания такого интереса. Многочисленные психологические  исследования показали, что возникновение интереса можно программировать через тип учения. Используя материал существующих учебников, бесспорно, можно содержание обучения строить как систему задач для учащихся, подводить  учеников к самостоятельному обнаружению теоретических положений курса. При этом необходимо, чтобы учебная деятельность складывалась как движение от задачи к способу действия и потом – к результату, тогда у школьников возникает внутренняя мотивация к учению, а следовательно, и интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников

Этот тест к учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык: 6 класс" (М.:Дрофа) поможет организовать и проконтролировать усвоение курса русского языка  в течение всего учебного года. С помощью этог...

Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса

Организация самостоятельной работы и руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Одной из главных функция такого вида работы является формирование высококультурной личнос...

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....

Игровые моменты на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у младших школьников.

Игра-это часть учебного процесса, которая помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительнуюдеятельность, внимание, а главное- стимули...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...