Урок развития речи «Дворик моего детства»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Васильева Татьяна Анатольевна

Тип урока: Урок «откры­тия» нового знания, развития речи.

 

Цель: дать представление о публицистическом и художественном стилях, особенностях, сфере употребления; строить предложения и связные тексты в данных стилях, развивать творческие способности учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.

Задачи урока:

 1) пробудить у учащихся желание выражать своё отношение к картине, обосновать, мотивировать его; учить составлению рассказа по картине; сформировать умение писать сочинение-зарисовку о дворике детства.

2) учить детей искусству слушать и оценивать устную речь;

3) формируя представление об окружающем мире, воспитывать эстетическое отношение к действительности, стремление самостоятельно создавать художественные образы;

4) показать изобразительные возможности живописи, развивать память, логическое мышление, воображение.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: диалогическое общение; метод взаимной проверки

Формирование УУД  на уроке развития речи (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные):

Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; стремиться к речевому совершенствованию, формировать интерес к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование: рисунки учащихся с изображением двориков, презентация, тексты для работы.

Метод обучения: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 «А» классе

Тема урока: «Дворик моего детства»

(учитель Васильева Т.А.)

Описание картины – один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного запаса, повышает их творческую активность. В. Сухомлинский писал: “Произведение изобразительного искусства – еще одно светлое окошко, через которое человек постигает благородное видение мира”.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания, развития речи.

Цель: дать представление о публицистическом и художественном стилях, особенностях, сфере употребления; строить предложения и связные тексты в данных стилях, развивать творческие способности учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.

Задачи урока:

 1) пробудить у учащихся желание выражать своё отношение к картине, обосновать, мотивировать его; учить составлению рассказа по картине; сформировать умение писать сочинение-зарисовку о дворике детства.

2) учить детей искусству слушать и оценивать устную речь;

3) формируя представление об окружающем мире, воспитывать эстетическое отношение к действительности, стремление самостоятельно создавать художественные образы;

4) показать изобразительные возможности живописи, развивать память, логическое мышление, воображение.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: диалогическое общение; метод взаимной проверки

Формирование УУД  на уроке развития речи (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные):

Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; стремиться к речевому совершенствованию, формировать интерес к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. 

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование: рисунки учащихся с изображением двориков, презентация, тексты для работы.

Метод обучения: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.

Ход урока

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Ребята, сегодня для нашего урока в качестве эпиграфа я выбрала вот такое высказывание: «Письменные упражнения шлифуют речь, а упражнения в речах оживляют письменный стиль». Слайд № 1  

Устная речь очень гибкая, спонтанная, эмоциональная, часто создается в именно момент говорения, поэтому требует постоянной тренировки. Сегодня мы с вами попробуем сегодня поупражняться в устной речи. А начнем мы с необычной задачи, для решения которой необходимо напрячь свою зрительную память и дать ответ на вопрос. Итак, «Где эта улица, где этот дом?»  СЛАЙД №2,3,4 – отгадать названия улиц города.                                                                            

Предложите название нашего урока, на какую тему будем сегодня говорить, о чем будем вести разговор?

Ответы учащихся.                                                                                                              2-3 мин.

Спасибо за предложенные названия и большое спасибо за ваши рисунки на тему «Мой двор, моя улица». Кто хочет кратко рассказать о своем рисунке?

Описание рисунка.                                                                                                             1 мин.

  1. Усвоение нового материала.

А вы знаете, что многие художники обращались в своем творчестве к теме маленьких двориков, улочек, домов – т.е. тех мест, которые либо были им дороги воспоминаниями о детстве, либо запомнились особенными деталями, подарили яркое впечатление?

СЛАЙДЫ № 5, 6, 7, 8.

Вот посмотрите картины художников 19 века, конечно, всем любителям живописи известна картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик», а вот полотна художника 20 века Игоря Александровича Попова. Обратите внимание, что многие картины имеют одинаковые названия, а живописцы умеют поймать казалось, самые простые моменты жизни обычных людей. Это работы уже современных нам художников. Как вы думаете, почему эта тема остается востребованной на протяжении столетий?

Ответы учащихся.                                                                                                                 2 мин.

Перед вами картина Сергея Волкова.  

СЛАЙД № 8. Давайте опишем, что мы видим.

Помним правило 3-х вопросов: что изображено на картине, что делают герои, какие чувства, эмоции хотел передать автор?

Описание картины. (1 ученик)                                                                    2 мин.

  1. Смотришь на эту картину и понимаешь, что двор не просто качели, площадка, клумбы, а целый организм, в котором все взаимосвязано. Знаете, в таких двориках люди часто знали друг о друге все, общались, передавали друг другу новости, сидя на лавочке. Но времена меняются, дома у нас вырастают многоэтажные и многоподъездные, и уже часто соседи не знают друг друга.

И вот ситуация: надо срочно донести информацию до всех жителей домов, находящихся в вашем дворе. Что вам поможет сделать это быстро?          

Конечно, объявление. К сожалению, многие объявления сейчас можно читать сквозь смех и слезы. Я предлагаю вам три слайда с разными объявлениями, а вы делаете вывод.    1 мин.                                                                                               

Формулируем положение, продолжаем фразу:

Объявление  должно быть….

Слайд № 9

Объявление  должно  быть грамотно написано.

Слайд № 10

Объявление должно содержать точную информацию, обращение, подпись.

Слайд №11

Не должны употребляться просторечные и грубые слова.

СЛАЙД № 12. Посмеялись, а теперь проверим себя, верно ли вы сформулировали основные требования к составлению объявлений.                                                                            1-2 мин.

А теперь у вас следующая задача: составьте объявление для жильцов ваших домов. Ключевые слова: «Потерялась кошка», «найдены ключи», «субботник во дворе». На работу вам 1-2 минуты.

ЧТЕНИЕ ОБЪЯВЛЕНИЙ (3 объявления).                                       3 мин.

  1. Всем спасибо! Теперь поработаем с текстом № 1. Просмотрите текст. На что сразу обратили внимание? Правильно, имена числительные, к ним предельное внимание, попробуем.
  2. Прочитаем отрывок, помним  правила чтения незнакомого текста:

ЧИТАЮ В СВОЕМ ТЕМПЕ, СОБЛЮДАЮ ИНТОНАЦИЮ, ДУМАЮ НАД ТЕМ, ЧТО ЧИТАЮ.

 ЧТЕНИЕ статьи «Детские площадки в городе Лыткарино».

Подумайте, а где мы можем встретить такой текст? В газете, докладе, отчете. Верно, это отрывок из статьи «Лыткаринские вести».

Какова задача у автора статьи? Как читать такой текст? Нужно ли такой текст читать эмоционально? Ответы учащихся.

СЛАЙД №13.  В данном фрагменте своей статьи автор придерживается четкости, логичности и главная его задача – донести информацию до читателей.                   3 мин.

Но статьи в газетах бывают разными по цели и содержанию, да и сами газеты бывают непохожи одна на другую.  Я пригласила сегодня учениц 7 А класса, они расскажут вам о проекте, над которым  работали в прошлом году.

  1. Выступление учениц 7 А класса, показ газет, СЛАЙД № 14.                              3 мин.
  2. Спасибо, за информацию, мы постараемся выполнить ваше задание и принять участие в подготовке следующего выпуска. Давайте посмотрим, в каких жанрах вы можете написать свою работу «Дворик моего детства».
  3. Закрепление нового материала.

СЛАЙД № 15. Запишите жанры газетного стиля.                                      

  1. Смотрим текст № 2. Это фрагмент статьи из газеты «Частный корреспондент», называется статья «Дворы детства».                                

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА № 2.

Можно было при чтении этого текста добавить эмоциональности и выразительности?

В чем отличие этого текста от предыдущего?

Чувствуем ли мы присутствие автора, понимаем, что он хочет нам сказать?

Какова основная мысль фрагмента?

Чтобы привлечь внимание читателя, о чем автор текста повествует, какие факты приводит?

За счет чего текст стал более интересным, эмоциональным?              5 мин.

Вот хочется, чтобы и ваши заметки или репортажи были эмоциональными, выразительными, чтобы   истории были увлекательными и живыми.

Я прочитаю еще один отрывок из этой статьи, а вы послушайте.

Выразительное чтение учителя.  СЛАЙД.№ 17.                                                                                                                         

СЛАЙД № 18. Шаляпин. Рассказ о секретной шкатулке.      

Воспоминания о своем детстве, дворике, о любимом родном доме мы можем встретить в произведениях многих поэтов и писателей.

Слайд № 19,20. Есенин, Тургенев. У Н.М. Рубцова есть такие строки:

«Тихая моя родина, я ничего не забыл...» (чтение наизусть учителем)                          

Есть такое понятие «малая родина». Почему родной край играет такую важную роль в жизни? В родном городе человек растет, заводит первых друзей, ходит в школу. Все важные события, которые связаны со взрослением и становлением личности, происходят в стенах родного дома, двора, школы. И воспоминания, которые дороги нам,  дарят нам тепло, радость, остаются с нами на всю жизнь, и  нужно научиться этим дорожить.

  1. Подведение итогов урока. Закончить урок мне хотелось бы словами известного ученого, публициста Д.С.Лихачева:

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». СЛАЙД № 21

  1.  Рефлексия:

Что узнали нового на уроке, какие моменты запомнились? Какие стили речи вы узнали? Домашнее задание: написать сочинение «Дворик моего детства».



Предварительный просмотр:

ТЕКСТ  № 1

      «Новую детскую площадку стоимостью 2 000 000 рублей открыли в Лыткарине 26 октября у дома №14 по улице Советской. Всего в этом году в рамках планового благоустройства должно появиться 10 площадок», – сказал нашему корреспонденту заместитель главы администрации города Лыткарина Николай Макаров.

        В целом по городу в 2017 году из муниципального бюджета на благоустройство дворовых территорий потратили свыше 20 миллионов рублей. Еще две площадки до конца 2017 года появятся у дома №9 по улице Парковой и у корпуса 2 дома №8 по улице Советской. Современные площадки будут оснащены множеством удобных и эстетичных игровых, спортивных элементов».

 ТЕКСТ  № 2

          «Двор был полон одним только нам известных тайн. Вот неприметная квадратная дверца в стене дома — взрослые проходили мимо, но мы знали, что за этой дверцей прячется кран без вентиля. При помощи ключа от велосипеда кран оживал и превращался в источник холодной воды, такой нужный летом для брызгалок. Еще мы знали, где дворник хранит краску-серебрянку и как попасть на крышу. 

          Краем памяти вижу в дальнем уголке двора одинокую голубятню. Середину двора занимала коробка спортплощадки. С наступлением холодов здесь начиналась настоящая жизнь. Не знаю, кто заливал каток – дворники или жильцы, но вплоть до весны его поддерживали в идеальном состоянии. И мы, наскоро проглотив после школы обед и более или менее убедительно изобразив приготовление уроков, прямо в коньках перебегали через переулок и катались до позднего вечера. Надо сказать, что более шикарные катки на Чистых прудах и на Петровке, не оставили в памяти такого чувства счастья и безграничной свободы, как наш крохотный каток в Проходном. 

       Никаких особо обустроенных для детей сооружений не было. Разве что подвесит кто-то между тополем и липой веревочные качели с грубо прилаженной дощечкой вместо скамеечки. Но мы не очень из-за этого расстраивались. Раскачивались сильно, ух!  Сердце замирало…». 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЯВЛЕНИЙ (ПО ГРУППАМ)

ПОТЕРЯЛАСЬ КОШКА

ПОТЕРЯЛАСЬ КОШКА

НАЙДЕНЫ КЛЮЧИ

НАЙДЕНЫ КЛЮЧИ

СУББОТНИК ВО ДВОРЕ

СУББОТНИК ВО ДВОРЕ

__________________________________

ТЕКСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

          «Зимой был каток и горка на бульваре, а летом в нашем распоряжении были превосходные чердаки и крыши окрестных домов, отличные деревья для лазанья и укромные кусты сирени, в которых так интересно было устроить с подружкой кукольный дом или спрятать «секретик».  В земле вырывалась ямка, в нее клался кусочек серебряной фольги от конфеты. А лучше – золотой. На ней размещалась изысканная композиция из лепестков, листьев, веточек. Вся конструкция накрывалась кусочком стекла (чаще всего – зеленого бутылочного, а если повезет – то и оконного) и засыпалась. «Секретик» показывали только самым близким и внушающим доверие знакомым. Рассказать о чужом «секретике» считалось верхом вероломства, а разорить его – почти кощунством».

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

                                                                                  Дмитрий Сергеевич Лихачев

Текст для представления проекта «Поэтические уголки города»

       Мы хотим рассказать вам о проектной работе, которую выполняли в прошлом учебном году. Учащиеся 6-9 -х классов приняли активное участие в подготовке выпуска 2-х газет: «Мороз и солнце, день чудесный» и «Поэтические уголки города». Ребята приносили фотографии самых красивых уголков города Лыткарино и его окрестностей, подбирали стихотворения, снимали видео. Весной 2017 г. мы представили свою работу на городской конференции проектов в гимназии №4.

      В ближайшее время будет готовиться следующий выпуск газеты, посвященный дворикам и улицам города Лыткарино. Мы обязательно сделаем выставку ваших рисунков на тему «Мой любимый двор», сфотографируем работы и включим снимки в газету. Просим вас написать небольшие заметки – это могут быть рассказы, интервью, шуточные истории, интересные события, происходившие в вашем доме или дворе. Наиболее удачные работы мы обязательно в нашей газете. Желаем творческих успехов!

Дворничиха Лиза — у нее был личный палисадничек под окном первого этажа, к которому девчонки цепляли резинку, чтобы прыгать. Периодически она высовывалась из окна, кричала на них, вытаращивая глаза и  размахивая внушительного вида кухонным ножом. Одно из любимых занятий — дразнить ее, а потом убегать с визгом. Представляю себе, как мы ее доставали!

Зимой был каток и горка на бульваре, а летом в нашем распоряжении были превосходные чердаки и крыши окрестных домов, тогда еще не запертые, отличные деревья для лазанья и укромные кусты сирени, в которых так интересно было устроить с задушевной подружкой кукольный дом или спрятать «секретик». Теперь дети не умеют делать такие. В земле вырывалась ямка, в нее клался кусочек фольги, серебряной. А лучше – золотой. На ней размещалась изысканная композиция из лепестков, листьев, семян, веточек. Вся конструкция накрывалась кусочком стекла (чаще всего – зеленого бутылочного, а если повезет – то и оконного) и засыпалась. Секретик показывали только самым близким и внушающим доверие знакомым. Рассказать о чужом «секретике» считалось верхом вероломства, а разорить его – почти кощунством.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Река моего детства - Камелик"

Классный час для учащихся 8 класса. У каждого человека есть своя родина, своя малая родина. И человек в своих воспоминаниях связывает её с чем-то особенным, что есть именно на его родине. Это путешес...

Презентация к калссному часу "Река моего детства - Камелик"

Презентация к классному часу для 8 класса "Река моего детства - Камелик"...

игрушки моего детства

На классном часе рассматривается история детской игрушки: от появления куклы до современных машин. Организована выставка игрушек, создана презентация Советских игрушек и игрушек 18 века....

музыка моего детства

конспект музыкального занятия...

река Кобра - река моего детства

Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...

Проект "Река моего детства"

Методическая разработка содержит цели, задачи, краткое содержание этапов проекта, карточки-инструкции по исследованию реки,  планируемые результаты, рефлексивно-оценочные материалы....

«Волшебная страна моего детства!»

Цели:  1. Формирование игровой культуры у детей. 2. Создание радостной праздничной атмосферы. 3. Воспитание коллективизма, доброты, творческой инициативы, желания принимать активное участие ...