Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся с ОВЗ
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Петрова Наталья Юрьевна

Конспект занятия с логопедом учащихся 7 класс по теме "Безударные гласные в корне слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика и коррекция дизорфографии у учащихся с ОВЗ

Конспект занятия с логопедом  учащихся 7 класса  по теме «Безударные гласные в корне слова» ( учитель-логопед Петрова Н.Ю.)

  1. Фонетический разбор слова «мороз»

Как вы думаете, почему пишем букву О, а произносим А? ( так как О находится в слабой позиции, то есть она безударная). Сегодня мы как раз и будем говорить о безударных гласных. Как можно проверить безударную гласную?

  1. Таблица с безударными гласными

Г…лодать

В…здушный

Ш…стёрка

К…рмушка

Ш…лестеть

Уг…щать

Ш…рстяной

Ж…мчужный

Что объединяет все эти слова? (безударная гласная в корне)

  1. Разбор слов по составу.

Разберите слова, которые находятся на доске по составу (слова на доске: снежинка, снеговик, снег, снежный, подснежник, заснежить). В каких словах гласная в корне находится в слабой позиции? Какие слова можно считать проверочными? Запишите в тетради в столбик с левой стороны слова, где гласные находятся в сильной позиции, а с правой – в слабой. Придумайте и запишите еще по одному слову в каждый столбик.

  1. Развитие ассоциативной памяти.

На компьютере в 2 столбика слова. Чтобы выполнить следующее задание нужно быть очень внимательными и сосредоточенными. Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. А теперь я второй столбик закрываю и  опираясь на первые слова, вспомните и запишите вторые слова. Подберите к ним проверочные слова и запишите рядом.

  1. Работа с разрезным предложением. 

По    небу    ползли    тяжелые    серые   тучи,   скрывая  

проглядывающее    время    от     времени      солнце.

 Составьте предложение  и найдите в нем слова с безударной гласной в корне. Запишите предложение – только гласные, вместо согласных черточки.

  1. Работа с текстом. 

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, сверху карандашом подпишите проверочные слова, спишите. Спиши, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания.

                                                            Помоги друзьям!

Хол__дно   и   гол__дно   птицам   з__мой   без   корма   птички  сл__беют    и   зам__рзают    тр__скучие   м__розы   легко  добивают    птах    многие    пог__бают    пож__лей    п__рнатых друзей    сделай    к__рмушку    насыпь    им    семечек,   прив__жи кусочки    сала   в    ст__ловую    прил__тят    синички,   сн__гири  ведь    птицы   платят    д__бром    за    д__бро   это    они    сп__сают    сад    и    огород    от     вр__дителей    с    птичьей песней    в__с__лей      встр__чать      в__сну.

  1. Рефлексия.

Технологическая карта коррекционного логопедического занятия

Учитель-логопед ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга Петрова Н.Ю.

Предмет:  подгрупповое логопедическое занятие

Класс: 7

Программа: коррекция смешанной дисграфии, дислексии у учащихся с ОВЗ

Тема занятия: Безударные и ударные гласные в корне. Подбор проверочных слов.

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Форма занятия: подгрупповая.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями для индивидуальной работы, разрезные предложения, тетради

Цель:  закрепление знаний учащихся по теме «Безударные и ударные гласные. Подбор проверочных    слов».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • учить сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков;
  • учить изменять форму слова и подбирать однокоренные слова;
  • осознанно подбирать нужный способ проверки безударного гласного в корне слова;
  • обогащать словарный запас
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развитие навыков фонетического анализа и синтеза;
  • Коррекция лексико-грамматической стороны речи;
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  1. Воспитательные: воспитывать интерес и стремление осмысленно подходить к изучению родного языка, мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.

Планируемые результаты занятия

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

- Учить сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков.

- Учить изменять форму слова и подбирать однокоренные слова, осознанно подбирать нужный способ проверки безударного гласного в корне слова.

-Развивать  навык  фонетического анализа и синтеза.

- Обогащать словарный запас.

Познавательные: определить круг своего «не знаю»,  осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение: развитие умения составлять алгоритмы и извлекать информацию из них.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; определить цель выполнения заданий на занятии с помощью логопеда, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей: контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой саморегуляции; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в подгруппе; проявлять познавательную инициативу; строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности через использование разнообразных форм  и приемов работы.

Ход занятия

Этап урока

Содержание деятельности логопеда

Виды деятельности обучающегося

Формируемые УУД

I. Мотивационно-целевой этап.

Создание психологического настроя, активизация внимания. Актуализация имеющихся знаний

Учащиеся выполняют задание, направленное на актуализацию знаний о фонетике.

П: умение отвечать на поставленные вопросы, актуализация знаний.

Р: умение осуществлять самоконтроль качества выполняемых упражнений.

К: проявлять познавательную инициативу.

II. Ориентировочный этап.

Организация самостоятельной работы по карточкам

Учащиеся выполняют задания на карточках и определяют сильные и слабые позиции гласных.

П: умение планировать свои действия в зависимости от поставленной задачи.

Р: умение контролировать и корректировать выполняемые действия.

К: умение высказывать свое мнение.

III. Практический этап.

Организация разбора слов по составу и нахождение гласных, требующих проверки

Организация работы по закреплению знаний о способах проверки безударной гласной в корне слова.

Организация работы с разрезным предложением, осложненным деепричастным оборотом.

Организация работы с текстом.

Учащиеся выполняют задания, работая с компьютером, таблицей, индивидуальными карточками и разрезным предложением.

П: умение определить круг своего «знаю/не знаю»,  осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение; развитие умения составлять алгоритмы и извлекать информацию из них.

Р: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

К:умение взаимодействовать в подгруппе, умение высказывать свое мнение.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итога занятия. Проведение рефлексии.

Учащиеся отвечают на вопросы.

П: закрепление знаний о безударных гласных в корне слова.

Р: осуществление оценки своей деятельности.

К: умение правильно выстраивать высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР"

Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР . Краткое содержа  Краткое содержание программы...

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку                  ...

КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Дизорфография-избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ. Особая социальная значимость эт...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция дизорфографии у учащихся младших классов»

За последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. Своевременное оказание логопедиче...

Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2-5 классов

Формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....