Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Яна Юрьевна Аниканова

Вводный урок урок русского языка «открытия нового знания» с опорой на имеющиеся знания по теме "Глагол", 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_priznak_glagola.docx40 КБ
Файл glagol.pptx429.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Грамматический признак глагола

Ф.И.О. учителя: Аниканова Яна Юрьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.» 
Предмет: русский язык
Класс: 6

Тема урока: Глагол как часть речи.

Тип урока: урок «открытия нового знания» с опорой на имеющиеся знания.

Технология: Технология проблемного обучения.

Методы обучения:

исследовательский – работа с раздаточным материалом по поиску глаголов различных действий;

частично-поисковый – эвристическая беседа, ведущая к составлению классификации глаголов по виду действия;

методы контроля и самоконтроля;

метод стимулирования.

Место урока в системе уроков: Урок  1  в  теме «Глагол».

Форма работы учащихся – групповая (работа с текстом и выявление затруднений), индивидуальная, фронтальная, в парах (при необходимости работа с консультантом).

Цель: создание благоприятных условий для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся за счет расширения понятийной базы и формирования представления о грамматическом признаке глагола, синтаксической роли и значении в речи.

Учебные задачи, направленные на достижение:

личностных результатов обучения:

-формировать  умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые действия;

-сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;

-обсуждать под руководством учителя успешность/не успешность своих действий;

метапредметных результатов обучения:

-коммуникативные: развивать умение грамотно выразить свои мысли, отстаивать свою точку зрения  в процессе дискуссии, формировать способности работать в группе;

-регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

-познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, формировать умение обобщать и систематизировать материал;

предметных результатов обучения:

- различать глагол среди других самостоятельных частей речи;

- различать действия глаголов;

- правильно употреблять глаголы в речи в соответствии с нормами русского литературного языка;

- обобщать материал о глаголе;

- обогащать свой словарный запас.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник.

Планируемые результаты:

предметные результаты: знать и уметь различать грамматический признак глагола;

метапредметные результаты:

познавательные:  способность видеть проблемную ситуацию, формулировать познавательные цели, устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность группы,  планировать свою деятельность;

коммуникативные: уметь грамотно  и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать  собеседника;

личностные: определять границы собственного знания и незнания по теме; иметь мотивацию  к учебной деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания учебного сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной деятельности  внимание, любознательность, аккуратность, личная ответственность.

Основные понятия: морфология, части речи, глагол как самостоятельная часть речи, морфологические признаки глагола.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационная часть.

Слайд № 1

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли готово у вас к уроку.

-Запишите число, оставьте строчку для темы урока.

- Давайте узнаем, что же произошло интересного в истории 17 октября.

- Ребята, медаль «За отвагу»  вручали за исполнение воинского долга перед Отечеством, а какой долг у вас сейчас перед Отечеством?

-У вас на партах макет медали. Впишите свое имя в медаль,  а кто готов сегодня получить медаль «За отвагу», мы узнаем в конце урока.

Проверяют наличие учебных принадлежностей.

Узнают о событии 17 октября:

17 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За отвагу». Согласно Положению, медаль была учреждена для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга.

Осознают, что это получение образования.

Личностные УУД:

оценивают свою готовность к уроку

2.Актуализация опорных знаний.

Слайд № 3

Слайд № 2

- Как вы понимаете значение слова «отвага»?

Наши понятия только предположения. А где можно найти более точную информацию о слове?

-Если вы будет искать информацию в интернете, не забывайте об информационной безопасности.

- Я отобрала основные ключевые понятия, характеризующие слово «отвага» из толкового словаря С.И. Ожегова

Отвага — храбрость, смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); надежда, уверенность в удаче, отсутствие робости, уныния.

- Какие понятия из этого списка можно применить к себе во время работы на уроке?

- А сейчас предлагаю вспомнить материал прошлых уроков и обозначить морфологические признаки слова «отвага».

- Кому трудно, нужно найти в тетради подсказку с прошлого урока.

Побуждает обсудить полученные результаты.

-Ребята, проверяем выполнение задания

Отвага – Ж.р., ед.ч, 1 скл., И.п., неодуш., нарицат.

После проверки по образцу оценивают себя, выставляют 1 оценку

Запишите предложение:

Отвага побеждает страх

Какой частью речи являются слова в этом предложении?

Мы изучили с вами существительное?

Побуждает сформулировать тему урока

Значит, что нам предстоит изучить?

Слайд № 4

Ищут необходимый для работы ответ. Отвечают на вопрос.

-интернет, словари

Выполняют задание.

При необходимости используют подсказку с прошлого урока.

(у доски работает 1 ученик)

Проверяют, обсуждают полученный результат, оценивают себя

Отвечают: «Существительное и глагол».

Отвечают: «Глагол».

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

 формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.

Коммуникативные УДД:

1) формируем умение участвовать в диалоге;

2) формируем умение точно выражать свои мысли

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3.Основная часть.

3.1.Формулирование темы урока.

Планирование деятельности.

Но если вы с легкостью назвали в предложении глагол, тогда зачем нам его изучать?

Просит обосновать ответ.

А мы хоти что-то узнать новое?

-Записываем тему урока.

- Поставим перед собой задачи для работы на уроке.

 Побуждает использовать опорные глаголы:  изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться…

- Для каждого задачи свои, но в целом мы с вами будем работать с глаголом

Отвечают на вопросы

Записываем тему после обсуждения. «Глагол»

Постановка задач на урок.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение точно выражать свои мысли;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

2)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;

2) формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.

3.2. Определение различных действий глагола.

Погружение в проблемную ситуацию.

Слайд № 5 (1)

- Какое произведение мы с вами проходим на уроках литературы?

-Предлагаю ознакомиться с текстом из данного произведения.

Читают текст

Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, — он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

- В тексте выделены некоторые слова. Что общего в этих словах?

- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголах.

- А теперь определите, по какому признаку я разделила выделенные глаголы?

- Предлагаю организоваться в небольшие группы по желанию. Время выполнения 5 минут. С собой возьмите текст и ручку.

  По истечении времени результаты работы выносятся для обсуждения в классе.

Проблемная ситуация.

- Ребята, у нас с вами особая ситуация.

Мы знаем, что это глагол, но не знаем, по какому признаку разделены слова.

 - Давайте отвлечемся от глаголов из текста и обратимся к словам из первой колонки нашей таблицы.

Слайд № 5 (2)

Они не из текста, но помогут нам выйти из затруднительного положения.

Отвечают: «А.С. Пушкин «Дубровский»

Решают в группе поставленную задачу.

Отвечают на вопросы.

Работают в группах,

обсуждая решения,

 советуются. В процессе работы повторяют орфограммы в глаголах.

Отвечают.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение в создании алгоритма деятельности;

2)  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

3.3.Открытие нового знания. Стадия осмысления

Привлекает внимание учащихся.

На доске глаголы:  Рубить, копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить.

Давайте проанализируем и сделаем вывод, что объединяет эти глаголы? Обсудите в группах.

Для этого зададим вопросы к этим словам

(записать на доске)

- Ребята, вопросы разные? Это нам помогло?

- Анализируем дальше.

Когда мы используем  глаголы в речи, мы с какими словами  их связываем?

- На какие вопросы отвечают предметы или объекты?

-В нашем случае, на какой вопрос будет отвечать существительное с этими глаголами?

- То есть это живые объекты?

Делаем вывод:

ДАННЫЕ глаголы описывают действие живых объектов.

А какое конкретно действие? Где мы свами шьем, вяжем, строим в школе? Деятельность какая?   Слайд № 5 (3)

- Давайте определим значение действий нашим словам из текста

- Слово «шел»  Слайд № 5 (4)

- Слово «чувствовал»  Слайд № 5 (5)

- Живой объект не только что-то делает физически. У нас есть не только тело, но и душа.

- Слово «смеркаться»  Слайд № 5 (6)

- Кроме живых объектов есть и неживые объекты или предметы, действие которых происходит в природе.

Слово «не замечал/замечал»

- Ребята, нас с вами можно отнести к живым объектам? Что мы в данный момент с вами делаем?

С чем связаны наши действия?

Научно это действие называется  -  действия, связанные с умственной и речевой деятельностью.

Слайд № 5 (7)

Все теоретические понятие, которыми мы сформулировали действия наших глаголов будут в ОТМ, который мы проводим традиционно в конце четверти

-Ребята, мы знаем, что у каждой части речи есть 3 основных признака (грамматический, морфологический и синтаксический). К какому признаку будут относиться виды действий глагола, с которыми мы сегодня познакомились?   Слайд № 5 (8)

- Ребята, в 1 колонке у нас достаточное количество примеров. Предлагаю самостоятельно  дополнить нашу таблицу примерами:

Слайд № 6

Колоть (дрова), думать, лежать, любить, подморозило, светает, спать, лететь, решать, лепить.

Организует проверку

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте по образцу, поставьте 2 оценку

Слайд № 7

Работают в группах

Объясняют свои ответы.

Отвечают – с предметом, объектом.

Отвечают – Кто? Что?

Отвечают – Кто?

- действия, связанные с трудовой деятельностью

Заполняют таблицу

- действия, называющие перемещение и положение в пространстве

- действия, называющие различные состояния

-  действия, называющие то, что происходит в природе

Отвечают: « Думаем, рассуждаем, говорим».

Отвечают: «К грамматическому»

Проверяют результат своей деятельности

Регулятивные УУД:

1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.

Познавательные УУД:

 формируем умение в создании алгоритма деятельности

4.физкультминутка

Организует динамическую паузу.

-Давайте узнаем, правильно ли мы понимаем словосочетания , в которых используются глаголы. Я буду называть глаголы, вы выполнять заданное упражнение:

Встали,  вышли из-за парт, хлопнули в ладоши, повернули голову налево/направо, наклонили голову вперед/назад, вращаем головой влево/вправо, сели на место.

Участвуют в физкультминутке

Коммуникативные УУД: дружное выполнение зарядки

Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий

5.Закрепление изученного.

- Ребята, вы все молодцы, вы справились с заданиями, так как с действиями данных глаголов мы сталкиваемся каждый день.

-К какой группе они относятся?

- Ребята, мы не зря изучаем тему «Глагол». Изучением глаголов интересуются и в наше время, и интересовались в прошлом.

Работа по учебнику. Организует  работу.

- Откройте учебник на стр. 64, прочитайте высказывание А.Н. Толстого в упр. 168

-Найдите ключевую фразу в этом тексте. Выпишите ее в тетрадь.

Слайд № 8

«Движение – это жизнь»

Обсудите в паре, как вы ее понимаете.

Отвечают: « действия, называющие перемещение и положение в пространстве».

Читают текст

Работают в тетрадях, выполняя задания. Озвучивают ответ.

Работают в парах. Озвучивают ответ.

Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий

Коммуникативные УУД:

1) Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи

Познавательные УУД:

1)формирование умений по использованию грамматического признака глагола и оценки полученных результатов

2)Выбирают, сопоставляют и обосновывают ответ

6. Домашнее задание

 

Объясняет, каким будет домашнее задание.

- Ребята, я рада, что вы понимаете значение этой фразы. Эти знания помогут некоторым ребятам в выполнении домашнего задания.

Слайд № 9

  1. Параграф 82 (всем)
  2. Подобрать пословицы, поговорки, цитаты (5-7)  к слову «отвага», выделить в предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности.
  3. Мини-сочинение на тему: «Вся жизнь – это движение» (5-7 предложений),  выделить в предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности.

Все работы вы будете выполнять на листах формата А4, лучшие работы будут размещены на нашей выставке творчества.

Записывают разноуровневое домашнее  задание.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;

2) формируем мотивации к обучению;

3) формируем умение оценивать себя и свои возможности в соответствии с определённой ситуацией.

7.Подведение итогов.

Рефлексия

- Сегодня на уроке вы попали в затруднительное положение, но все вместе смогли преодолеть трудности.

Вернемся к определению слова «отвага».

Слайд № 10

Давайте составим словосочетание:

предмет + действие, используя существительные.

Я вам немного помогу.

Надежда – надеялись, что найдем ответ на вопросы.

Уверенность – были уверены в удаче.

Проявили: смелость,

                   решимость,

                  бесстрашие в выдвижении гипотез.

Можете ли вы сказать, что проявили отвагу сегодня уроке? Несомненно! Вы все заслужили награду. И если вы со мной согласны, разместите ее на доске почета.

Слайд № 11

Подводит итог урока. Благодарит учащихся за отличную работу.

Отвечают на вопросы, которые сами поставили в начале урока.

Выполняют рефлексию «Доска почета».

Вписывают в медаль свое имя и размещают на доске почета.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семнадцатое октября 17 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За отвагу».

Слайд 2

Отвага - храбрость , смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); надежда , уверенность в удаче, отсутствие робости . (Толковый словарь С.И.Ожегова )

Слайд 3

Отвага – Ж.р ., ед.ч , 1 скл ., И.п ., неодуш ., нарицат . Оцените себя: Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 ошибки и более – «2»

Слайд 4

Семнадцатое октября Глагол Опорные глаголы: изучить, знать, уметь, выяснить, закрепить , сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться.

Слайд 5

Рубить, копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить. Шел Не замечал (замечал) Чувствовал Смеркаться Действия, связанные с трудовой деятельностью Действия, связанные с движением объекта Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью Действия, называющие различные состояния Действия, называющие то, что происходит в природе Грамматический признак глагола

Слайд 6

Распределите глаголы по колонкам в таблице. Колоть (дрова), думать, лежать, любить, подморозило, светает, спать, лететь, решать, лепить.

Слайд 7

Действия, связанные с трудовой деятельностью Действия, называющие перемещение и положение в пространстве Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью Действия, называющие различные состояния Действия, называющие то, что происходит в природе Рубить, копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить , колоть (дрова), лепить. Шел, лежать, лететь. Не замечал (замечал), думать, решать. Чувствовал, любить , спать. Смеркаться, подморозило, светает.

Слайд 8

«Движение – это жизнь» А.Н. Толстой

Слайд 9

Домашнее задание: 1. Параграф 82 (всем) 2. Подобрать пословицы, поговорки, цитаты (5-7) к слову «отвага», выделить в предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности. 3. Мини-сочинение на тему: «Вся жизнь – это движение» (5-7 предложений), выделить в предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности.

Слайд 10

Отвага - храбрость , смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); предприимчивость; надежда, уверенность в удаче, отсутствие робости.

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Презентация "Глагол как часть речи"

Презентация к вводному уроку по теме...

"Глагол как часть речи"

"Глагол как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Тема урока: Глагол как часть речи.

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...