Языковые средства выразительности
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Языковые средства выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykovye_sredstva_vyrazitelnosti.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»

Упражнение 1. Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) 2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) 3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)

Упражнение 2. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты.

Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край.

Упражнение 3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты.

Солнце ___________________________________________

Туман ____________________________________________

Огонь ____________________________________________

Свет _____________________________________________

Сирень ___________________________________________

Чувство ___________________________________________

Муза______________________________________________

Тишина ___________________________________________

Упражнение 4. Прочитайте текст. Найдите в нем эпитеты. Определите их роль в тексте.

Нетленные красоты России, ее полей и лесов, туманных омутов и величественных закатов явились на свет не вчера. Именно Север напитал жизнь поколений и даже эпох так, что диву даешься. Вместе с Великим Новгородом, вместе с белоствольной, статной Русью поднялось величие Пскова и Суздаля, Владимира и Ростова. Каменная громада Георгиевского собора на Ильмень-озере, когда на прибывающей весенней воде он высится, будто в облаках, не просто старина, а памятник величию человека.

Все это — эпоха, когда простой человек почувствовал в себе поэта и ощутил, что земля — это нечто большее, чем просто нива, просто гул нетронутых лесов. Он, загнанный на северные окраины своей земли безжалостными завоевателями, понял, что уходить больше некуда, что родная земля, эти спасительные богатырские дали, — источник бесконечной душевной силы. И каждая травинка, дерево, озеро стали восприниматься им как нерукотворное богатство. (По Ю. Куранову)

Упражнение 5. Найдите в текстах сравнения. Определите способ их выражения.

1) Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой, луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.  (А. А. Фет)

2) А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит. (И. С. Тургенев)

3) Тускнеют угли. В полумраке

Прозрачный вьется огонек.

Так плещет на багряном маке

Крылом лазурным мотылек. (А. А. Фет)

4) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой

Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)

Упражнение 6. Исправьте предложения, сделав их более благозвучными. Замените сравнительный оборот творительным сравнения.

1) Полая вода уже сошла, и речка струилась, словно узенький ручеек. 2) Как белая колонна да, выстроились вековые березы. 3) Я поднял голову... передо мною между двух рядов высоких тополей, словно стрела, уходила вдаль дорога. 4) Ярко светит солнце, будто белые птицы, плывут в небе облака. 5) На чащей леса, словно золотая звезда, сверкал купол церкви.

Упражнение 7. Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

1) Отсталых туч над нами пролетает

Последняя толпа.

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа. (А.А.Фет)

2) Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща.    (Саша Чёрный)

3) Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль.    (В.М.Шукшин)

 

Упражнение 8. Найдите метафоры в следующих текстах.

1) Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь осеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.  (С. Есенин)

2) Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвёл плотину, как не ты?      (В.Я.Брюсов)

3) Топи да болота, синий плат небес.     (С.А.Есенин)

4) Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр.   (В.М.Шукшин)

5)«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем...

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!     (А.Н.Майков)

6) Под бровями в солнечном покое

Тихо светит небо голубое. (В.Брюсов)

7) Ель рукавом мне тропинку завесила.   (А.А.Фет)

8)Я вспоминаю, сердцем посветлев,

Какой я был взволнованный и юный!

И пусть стихов серебряные струны

Продолжат свой тоскующий напев. (Н.Рубцов)

9) Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.  (С.Есенин)

10) Простоволосые ивы

Бросили руки в ручьи.

Чайки кричали: «Чьи вы?»

Мы отвечали: «Ничьи!»

11) Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей! (Н.Рубцов)

Упражнение 9. Подберите сравнительные конструкции к следующим метафорам:

железный человек, лисий характер, медвежья походка, холодный взгляд, тёплая встреча, свинцовые тучи, мёртвый сад.

Упражнение 10. Найдите в текстах примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1) Ветер спит, и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть. (А. А. Фет)

2) Тропами потаенными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими,

Леса молчат — осенней ночи ждут. (И. А. Бунин)

3) В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся — начинают гудеть и петь. (И. С. Шмелев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме "Языковые средства выразительности".

На данном уроке развивается умение различать тропы, определять их роль в тексте через разнообразные формы работы с использованием ИКТ, с применением исследовательского метода....

Комплексный анализ текста. Языковые средства выразительности.

Презентацию к уроку подготовила Шиндина Татьяна Ивановна, учитель русского языка МБОУ «Потьминская средняя общеобразовательная школа»...

Карточка - подсказка для учащихся старшей школы "Языковые средства выразительности" с примерами

В карточках содержатся определения и примеры из литературных произведений...

Языковые средства выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе ...

Языковые средства выразительности.

Языковые средства выразительности....

Таблица "Языковые средства выразительности" (подготовка к 26 ЕГЭ)

В таблице языковые средства выразительности распределы по блокам (лексические, синтаксические, тропы, приёмы, формы речи)Данная таблица поможет учащимся правильно выполнить 26 задание ЕГЭ по русскому ...