«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему

Болотова Антонина Афанасьевна

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, организации и поддержки смыслопоисковой деятельности учащихся в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.chteniya._bolotova_a.a._mogot.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

                       

           Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, организации и поддержки смыслопоисковой деятельности учащихся в образовательном процессе.

        Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В XXI веке объёмы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.

        Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащегося. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов.

         Учебно – познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, чёткой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определённое время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно – познавательной проблемы.

          Цель проектного обучения – овладение общими  умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдаётся самостоятельной учёбе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

           Проектная технология позволяет реализовать личностно –ориентированный подход в обучении, а также самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, по продолжительности исполнения. Формы реализации   также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мульти- медиапрезентация, творческий отчёт и т. д.

          Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

         В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.

        Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия её решения и реализации результатов.

         Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, требуется владение большим объёмом знаний и определёнными умениями:

  1. Интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы).
  2. Творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного явления).
  3. Коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

       Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Современный образовательный проект

        Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных  к развивающим гуманитарным образовательным технологиям.

        Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

       Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно её ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

         Таким образом, на основе проектного обучения лежит рефлексивно – деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно – деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно – деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И, наконец, третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини – сочинения.

           Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель - группа».

          В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в

старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.

           При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечёт за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решённые задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы.

           Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, из которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.

       Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идёт через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казённое отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определённые темы в изложении учителя. Внимание учащихся всё время держится напряжённым, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять её для того, чтобы, успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.

Типология проектов

      В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная, - можно выделить следующие типы проектов:

  1. Исследовательские проекты.

       Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближённую к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.

  1. Творческие проекты.

      Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

       Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

  1. Ролево – игровые проекты.

      В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево – игровая. Вполне возможно применение данного типа проектной деятельности и на уроках русского языка. Так,  например, при изучении частей речи можно распределить группы учащихся по морфологическим признакам той или иной части речи, с тем, чтобы они самостоятельно определили лексические значения или синтаксические функции в результате их взаимодействия в тексте.

  1. Информационные проекты.

      Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объектк, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной деятельности может быть с успехом применён для подготовки выступлений учащихся на научно – практических конференциях, гимназических чтениях и т.д.

         Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

  1. Практико – ориентированные проекты.

      Эти  проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики и т.д.).

       Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций  каждого из них, чётких результатов совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

       В зависимости от предметно – содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

1. Монопроекты.

            Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Например, в курсе русской литературы это могут быть темы, связанные с изучением теории литературы («Тропы в русской лирике»), а при изучении русского языка такие проекты можно использовать при изучении стилистики. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач

      проекта, но и тех знаний и умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. Так, например, в рамках занятий элективного курса по русскому языку можно продолжить изучение лексики, исследуя виды омонимов и их стилистическое применение.

           2. Межпредметные проекты.

     Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как «Культура общения», «Нравственный человек в жизни и литературе» и т.д.).такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей – предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

      Помимо двух приведённых выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона и т.д.); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).

Виды проектов по русскому языку и литературе

  • По доминирующей деятельности учащихся

                                         

                                                                                             

   

        

                

     

  • По предметно содержательной деятельности

  • По характеру координации проекта

               

  • По количеству участников проекта

Этапы работы над проектом

   Ход работы над проектом может быть определён в общем виде через следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:
  • определение темы и целей проекта;
  • формирование групп для работы над проектом;
  • планирование этапов работы.
  1. Работа над проектом в группах:
  • планирование работы;
  • исследование;
  • оформление выводов и результатов.
  1. Представление – защита проекта.
  2. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
  • самооценка;
  • оценка других групп;
  • оценка учителя;
  • оценка специально созданной группы экспертов.
  1. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
  • Что мы делали?
  • Как мы делали?
  • Каковы результаты?
  • Каков мой личный вклад в решение проблемы?

        Данная последовательность работы над разными типами и видами проектов является универсально – схематичной. Более широко развернуть эту схему можно следующим образом:

  1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
  1. Выбор темы и её конкретизация (определение жанра проекта).
  2. Определение цели, формирование задач.
  3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
  5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  6. установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
  1. Поисково – исследовательский этап.
  1. Определение источников информации.
  2. Планирование способов сбора и анализа информации.
  3. Подготовка к исследованию и его планирование.
  4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями жанром работы, подбор иллюстраций.
  5. Организационно – консультационные занятия. Промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
  1.  Трансляционно – оформительский этап.
  1. «Предзащита» проекта.
  2. Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.
  3. Подготовка к публичной защите проекта:
  1. определение даты и места;
  2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъёмка и т.д.);
  3. стендовая информация проекта.
  1. Заключительный этап.
  1. Публичная защита проекта.
  2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

 Немаловажную роль успешной реализации проекта играет грамотная и квалифицированная организация работы руководителя проекта. Можно предложить следующие рекомендации,

которые помогут обдумать подготовительный этап работы, осуществлять постоянный мониторинг его реализации и спрогнозировать ожидаемый результат.

Рекомендации руководителю (организатору)проекта:

           1.Проанализируйте и подберите темы проектов с различными доминирующими методами (научно – исследовательский, творческий, информационный, проектно – ориентировочный, игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

           2.Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).

          3. Укажите проблему, сформируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

         4. Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.

         5.Укажите, какие развивающие цели вы ставите. (Интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся) .

         6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

         7.Укажите, как данный проект вписывается в классно – урочную и внеурочную деятельность.

 8.Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

 9.Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

        10.Предложите критерии оценки успешности проекта.

        11.Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию его дальнейшей учебной деятельности.

        12.Подумайте, какой психолого – педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

           3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

           5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнёров.

           6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

           Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».

 

                                     План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель.(Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы)

           3.  Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай своё предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

          4.  Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

          5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

          6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

          7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

          8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даём оценку действиям в группе.

          9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

 Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проек

           Необходимо добавить, что реализация метода проекта на практике ведёт к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых заданий он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно – воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся.

Практическая реализация метода проекта

         Проектное обучение – это «путь замысла, или способ планирования». Поэтому учителю важно развить способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность. В литературе определены при работе над проектом шесть стадий, что схематично выглядит так:

                                                                 целеполагание

 

   

              анализ ситуации                                                                              планирование    

                          анализ деятельности                             деятельность

                                                                                                       по реализации

         Включение учащихся в создание учебных проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграции. Фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределённости, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Здесь много трудностей

    Урок развития речи, на котором ведётся  работа над описанием природы на основе метода проекта).                                  

        Учащимся 6 класса были определены сроки, состав проектных групп и даны предварительные домашние задания для каждой группы.

        1-я группа – «Практики». Этой группе ребят  предложено составить «Словарь настроений».  Мини - проект «Словарь настроений»

        2-я группа – «Критики». Ребята отбирали   тексты с художественным описанием природы из произведений отечественных поэтов и писателей, анализировали тексты, изобразительно выразительные средства и др.  (Особое внимание  предложено обратить на амурских авторов). Мини - проект «Художественная зарисовка».

       3-я группа  –  «Творцы» (самая многочисленная).  Одним ребятам группы предложено подготовить инсценировку миниатюры «Снежинка». Мини - проект «Инсценировка миниатюры «Снежинка». Другим – подготовить рассказ по предложенной картине. Мини - проект «Рассказ по картине». Третьим – сделать презентацию –мини – проект «Мой Могот летом», «Родная зимняя природа».

(Группы составлены с учётом подготовки учащихся, их возможностей; задания также дифференцируются).

        Заключительный этап проекта – написание собственного текста художественной зарисовки. Эту работу учащиеся будут выполнять дома.

        Жюри под руководством учителя проверит готовые работы,  лучшие вынесет на защиту в классе. По результатам защиты два лучших проекта  будут помещены в школьной газете.    

Цель урока:

  • подготовить учащихся к написанию художественной зарисовки «Любимый уголок родной природы» на основе метода проекта;
  • обогатить речь учащихся изобразительно – выразительными средствами русского языка, помогающими более ярко, художественно описать природу;
  • развивать навыки анализа текста;
  • развивать чувство гордости за родной край.

                                                       Урок – праздник

                                                    Работа над проектом

                                       «Любимый уголок родной природы»

                                                    Здесь мало увидеть,

                                                    Здесь нужно всмотреться,

                                                    Чтоб ясной любовью

                                                     Наполнилось сердце.

                                                                   Н.Рыленков.  

      I. Мы продолжаем работу над проектом «Любимый уголок родной природы». Одна из задач - научиться грамотно выражать собственные мысли и чувства.

Хочется, чтобы наше занятие стало уроком хорошего настроения и раздумья, красоты и доброты. Помогать нам в этом будет литература, живопись, музыка. Я желаю вам заинтересованности и творчества.

        Попробуйте объяснить, почему сегодняшний урок мы назвали уроком – праздником. (Будем вместе работать, а когда рядом друзья, ощущаешь поддержку, приподнятое настроение. Узнаем что-то новое, а для любого человека познание нового, открытие нового – радость. Предстоит свидание с природой, а это вызывает чувство восторга перед красотой окружающего мира, а особенно – родной природы).

       Чтобы состоялось свидание с природой, отгадайте ребус и хором произнесите отгаданное. (Зашифровано выражение: «Мы любим родную природу!»)

       Молодцы! Я была уверена в вас. Тогда мы вправе отправиться в путешествие по бескрайнему царству родного края. Возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристальный взгляд натуралиста, зоркий  - художника.   Пусть будет с нами яркое, образное слово поэта и писателя.

(«Лингвисты» поясняют лексическое значение слова «натуралист», приводят примеры).  

    II. Обратимся к эпиграфу. Почему автора не устраивает слово «увидеть», почему он уточняет: «нужно всмотреться»?   (Лингвисты зачитывают из толкового словаря лексическое значение слов «видеть» и «всмотреться», приводят примеры).

        Делается вывод: при поверхностном знакомстве человек может не заметить того, что он увидит при внимательном рассмотрении. Только внимательный, наблюдательный обладает способностью видеть в малом глубокое содержание, только такой человек видит, ценит, любит природу.

        А учиться этому можно всегда. И подтверждение   –  книга К.Паустовского  «Золотая роза». В рассказе «Искусство видеть мир» автор вспоминает: «Когда я был ещё юным писателем, знакомый художник сказал мне:

- Вы, мой милый, ещё не совсем ясно видите… до слов «Я послушался художника, и действительно – и люди и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло, торопливо.». И этот урок не прошёл даром.

        А нам предстоит самое трудное. Цель нашего проекта – отобрать материал,  который пригодится нам для написания художественной зарисовки. («Критики» предоставляют вниманию присутствующих отрывки   с   описанием природы из  произведений К.Паустовского;  даётся анализ текстов, изобразительно – выразительных средств языка. (Мини – проект «Художественное описание». Например: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного неба изредка падали снежинки…» и т.д.)

        - Почему именно эти отрывки привлекли ваше внимание?

- Какие изобразительно – выразительные средства  языка использует автор? И т.д.

      III. У М.Пришвина, великолепного мастера слова, есть художественная миниатюра «Голубые тени»: «Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блёстками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит ещё лучше, чем тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинка, травинка, как зеркало, глядится в эту сверкающую порошу  и видит себя голубым и прекрасным.».

  Заметьте, писатель ощущает природу всеми органами чувств: слухом – «тишина», осязанием – «морозная», зрением – «светлая». Потому и приходит к нему образное сравнение: «Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блёстками». До М.Пришвина замечали, что снег «блестит» и «сверкает» под солнцем, а он нашёл новую форму описания этого явления: «…пудра со сверкающими блёстками».

       Обратите внимание на последние слова миниатюры: «видит себя голубым и прекрасным».

      - Кто же это видит себя таким, глядясь в эту сверкающую порошу? («Каждый кустик старого полынка, репейника, былинка, травинка»)

      - А ведь задан вопрос «кто»! (Нам кажется, что о ком-то живом говорит писатель.)

      - Кого вам напомнили они? (Малышей, готовых глядеться осенью или весной в каждую лужицу)

      - Какова же  главная мысль текста? (Пришвин умеет заметить в любом, на первый взгляд ничем не примечательном уголке природы свою особую прелесть. Он сумел описать наст, покрытый порошей, так, чтобы мы ясно увидели былинки, которые глядятся в сверкающую порошу… как в зеркало, как живые.)

        - А, может, и снежинки могут  говорить?

        (Ребята из творческой группы представляют творческий мини - проект «Инсценировка миниатюры «Снежинка», написанной ученицей 11 класса  данной школы; читают  подобранные отрывки из поэтических и прозаических произведений, чьи  герои (звери,  птицы, деревья и т.п.) тоже могут «говорить».

IV. Какое настроение посещает вас, когда общаетесь с природой? Воспользуйтесь «Словарём настроений», предоставленным «Практиками» (мини - проект «Словарь настроений»), и выберите, что чаще всего чувствуете, посещая любимый уголок природы. Этот словарик поможет вам при написании художественной зарисовки.

V.  Но порой нас посещает и плохое настроение. Что происходит с человеком в таком случае, вы узнаете из стихотворения Э.Мошковской, чьи слова, прежде чем

  прочитаете, нужно собрать по строчкам в текст. (Текст стих. разрезан по строчкам).

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло.

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасное

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

        - Может человек с таким настроением творить? Видеть и создавать красоту?

        - А какое у вас сейчас настроение?

VI.   Тогда я вас приглашаю в Художественный салон «Времена года», в котором выставлены работы нашего местного художника, вашего учителя изобразительного искусства, Е.И.Королёва.

        Здесь  находится одна из моих любимых картин. Хотите узнать, какая? Сейчас прозвучит рассказ по этой картине, подготовленный «Творцами». А вы отыщите нужную картину среди других   и поднимите карточку, соответствующую её номеру.  Посмотрим, кто самый наблюдательный и внимательный, кто, кроме способности смотреть, обладает способностью всматриваться и чувствовать. (Мини - проект «Рассказ по картине»).

VII. Пройдёмте в Музыкальный салон.

      (Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»)Здесь поёт свою светлую, хотя и печальную песнь золотая осень. Осень поёт. Печальная мелодия.

Прислушайтесь внимательно к этой музыке!  Вы увидите (да, именно увидите!), как сквозь серые осенние тучи всё время пытается проникнуть солнечный луч.

       Вы прослушали музыку «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Я, надеюсь, что вы ощутили песенность русской природы.

       И писатель, и художник, и композитор – каждый,  используя своё орудие: слово, кисть, ноты, - помогли нам ярче пережить радостное чувство восторга при виде красок осени. Каждый из них силой своего искусства показал светлый и поэтический праздник природы. Мы почувствовали этот праздник: нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие..

Очень хочется, чтобы и мы умели красиво рисовать словами, создавать пейзажные зарисовки. Поможет вам в этом Памятка.

VIII. Совершим воображаемую экскурсию.

       - Закройте глаза. Представьте: Лето. Тепло. Вы идёте по лесной тропинке к нашей речке Могот. Что вы видите?  Но ведь природу можно не только видеть, но и слышать. Что слышите вы в летнем лесу?.  (Презентация «Мой Могот летом».  Слайды  сопровождаются звуками летнего леса).

       - А вот что услышал в зимнее время К.Паустовский: «В студёные дни бывает так тихо, что слышится, как хрустит своими хрупкими кружевными боками снежинки, хрустально – звонко обламывая маленькие иголочки, как шелестит окоченевшая хвоя, постанывают веточки.  Всё как будто затянуто тончайшей паутиной шорохов.»

        - А ночью? Мы с вами спим. А лес? А его обитатели? Постарайтесь увидеть и услышать то, что увидел и услышал автор.

        «Всё вроде бы обычно: на вечерней заре лес замирает, погружаясь в темноту. Утихает ветер, уставший за день. Но жизнь в лесу не остановилась, разве стала не такой бурной, как днём. Давайте же прислушаемся к  лесным шорохам и звука! И мы услышим настоящие лесные разговоры.

       Где-то рядом пронёсся резкий свист утиных крыльев. Пробежал по макушкам деревьев ветерок, лес зашептал. А вот опять тихо. Теперь рядом ручей заговорил с ночью, то глухо, то чётко – «дзинь - дзинь».

       Лес говорит то нежно, то громко, то звонкими каплями упавшей ночной росы, то шумом набежавшего невесть откуда ветерка.»

       -   Вернёмся на свою летнюю лесную тропинку. Закройте глаза!. (Тихо льётся мелодия «Звуки летнего леса».) Идём, вдыхаем запахи лета, наслаждаемся звуками. Под высокой лиственницей, слева от тропинки, пушистый куст стланика опустил до земли свои тяжёлые лапы. А что  под ними? Раздвиньте   ветви. Внимательно посмотрите! Что же там?

         - А я, закрыв глаза, мысленно переношусь в свои родные сибирские места- Новосибирскую область. Иду от одного берёзового колка к другому, вдыхаю свежий  аромат луговых трав, присаживаюсь отдохнуть и в траве замечаю спелую землянику на тоненькой ножке. Её ягодки, как коралловые бусинки, висят, спрятавшись от людских глаз под зелёными листиками. Капельки росы блестят на них: не успело ещё высушить жгучее солнце.  Я не могу налюбоваться! Я околдована душистой маленькой красавицей!

           - Ребята, а вы почувствовали моё отношение к увиденному? Как я это выразила? (Я не могу налюбоваться, я околдована). Как оценила ? (Красавица). С чем сравнила ягодки? (Коралловые бусинки).

IX.  Мы с вами живём в такой местности, где большая часть года – зима. Казалось, что можно говорить о снеге, который мы видим продолжительное время. А вспомните тот день, когда на улице с утра стояла звенящая тишина, а к обеду снег повалил большими хлопьями. Через час казалось, что мы попали в Царство Снежной Королевы,- такая кругом была красота…

         - Продолжите текст, но так, чтобы услышав его, мы могли ощутить то очарование, которое испытали вы. (Презентация «Родная зимняя природа»)

X. Вы заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление. Давайте поможем   друг другу в этом поиске, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.  В предложенных текстах (Г.Скребицкого, И.Соколова – Микитова, К.Паустовского, И.Бунина, П.Комарова, В.Гузия, В.Шестака и др.) найдите самые яркие, по

вашему мнению, сравнения, эпитеты, метафоры. Назовите их. Лучшими пополните свой  «Словарь природы».

XI. После занятий, когда выйдете из школы, не спешите. Остановитесь. Прислушайтесь. Всмотритесь. Постарайтесь увидеть то, чего вы раньше не видели. Не забывайте о том, что наблюдать – значит уметь видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

XII.Домашнее задание.

        Заключительный этап нашего проекта – написание собственного текста художественной зарисовки. Эту работу вы будете выполнять дома. После того как вы её сдадите, жюри под руководством учителя проверит все работы и лучшие вынесет на защиту в классе. По результатам защиты лучшие два проекта будут помещены в школьной газете.

      Дополнительное задание (по желанию):

     Сочините четверостишия по данному началу (возможен свой вариант начала).

  • Как-то мне в лесу зимой…
  • Зима. Мороз. Иду гулять…
  • Тихо кружатся снежинки…
  • За окном красота…

Литература

Русский язык. 9 класс. Проектная деятельность. /Автор – сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Русский язык. 10 класс. Проектная деятельность. /Автор – сост. Г.В.Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей».

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.//Народное образование. - № 7. – 2000.

«Русский язык в школе». 2009. № 1.стр.35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях.

В статье представлен комплекс мероприятий по празднованию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Отмечена важность реализации деятельностного подхода на разных этапах работы....

Осуществление деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов

Давайте попробуем обсудить конкретный вопрос: как научить ребенка в школе тому, что поможет ему по-настоящему жить в настоящей взрослой жизни.  Традиционные методы и технологии не могут в полной ...

Доклад для выступления на педагогическом совете «Осуществление компетентно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов»

В концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации  говорится: Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универса...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...

Программа самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"

Добавила в данный раздел программу моего самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС", а также рабочие листы, иг...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы"

В предложенной статье предложен анализ результатов использования системно-деятельностного подхода  на уроках русского языка и литературы   в условиях реализации ФГОС основного общего об...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы....